Занятие в старшей логопедической группе "Звуки Ж, З"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Львова Ирина Николаевна

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Звуки З,  Ж». Лесная школа.

Задачи:  

  • Развитие фонематического восприятия.
  • Звуковой анализ слов: КОЗЫ, УЖИ, ЖАБА.
  • Анализ словесного состава предложения.
  • Исправление предложений.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Придумывание сказки «В гостях у жар – птицы».
  • Пальчиковая гимнастика, речедвигательная ритмика. Психогимнастика.

Материал: Символы звуков, звуковые замки, домики. Сказочные персонажи. Предметные картинки со звуками З, Ж.

1.Оргмомент. Психогимнастика. Артикуляционная гимнастика.

Психогимнастика.

Показ картинок жуков и комаров.

 Изобразите злого комара, как он приготовился к полету, как летит, и вот — сел на лицо. Изобразите жука-носорога, жука-усача, жука-жужелицу.

Действия сопровождаются произнесением звуков З, Ж.

Артикуляционная гимнастика. (Упражнения проделываются по 5 – 10 раз.)

  • «Заборчик» - «Хоботок» (ии – уу);
  • «В лесу» (аа – уу);
  • «Овал» (оо);
  • «Почистить» зубки язычком;
  • «Облизать « верхнюю и нижнюю губу;
  • «Уколоть» щёки язычком;
  • «Качели» (кончик язычка прикасается поочерёдно то к верхней губе, то к нижней);
  • «Болтушка» (движение языком вперёд – назад);
  • «Лошадка» (цоканье языком);
  • «Чашечка» (для звука ш; широкий язык в форме чашечки поднять кверху,  края прижаты к верхней губе).

2.Сообщение темы занятия.

Сегодня в «Лесной газете» напечатано объявление: «Открывается  школа для животных. Изучаются звуки З, Ж.

3.Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

4.Произношение звуков в словах.  Падежное управление.

Выставляются картинки с изображениями животных.

А вот и ученики лесной школы. Кого записали в лесную школу? Назовите только животных, В названии которых есть звук З.

Затем дети называют животных, в названии которых есть звук Ж.

Кто с кем сидит? С кем пришла ежиха? Сколько ежат она: привела в школу? Пока не начались уроки, ученики знакомятся друг с другом и с нами.

5.Развитие фонематического восприятия

Угадайте, кто с кем знакомится. В его названии первый звук Ж, последний — Ф. (Жираф.) Кто это: у него первый звук З, последний — А? (Зайка.) Кто с кем познакомился? Ученики школы просят вас отгадать, как их зовут: «В моем названии есть слог жу, кто я?» (Журавль.); «В нашем названии последний слог жи. (Ужи); «В моем названии есть только один слог и гласный звук У». (Зубр); «В слове четыре звука, звук З стоит на третьем месте, кто мы? (Козы.) Попробуйте заменить звук З на звук Ж, и мы исчезнем».

Картинка поворачивается, на ней изображение кожи.

Какое новое слово получилось? (Кожи.) Обозначьте кружочками звуки, услышанные в слове козы. Почему вы не взяли зеленые кружочки? Изменится ли схема слова, если мы скажем слово кожи?

6. Произношение звуков З, Ж  в предложениях.

Начинается первый урок. Ученики будут составлять предложения. Послушайте, какое предложение составил зайка. «Медвежонок живет в дупле».

 От имени других учеников зачитываются предложения.    

«Ежик лазает по деревьям. Жабе на ужин медвежонок нужен. Жираф — перелетная птица».

Дети исправляют предложения. Анализ словесного состава одно предложений. Приводится намеренная ошибка в схеме предложения.     

Кто прав — вы или ученики лесной школы?

Дети вместе с педагогом увеличивают длину предложения за счет вставок дополнительных «полосок — слов».

8.Физминутка. Речедвигательная ритмика. Пальчиковая гимнастика.       Речедвигательная ритмика. «Звуки  Ж, З»

«Пальчиковая азбука».  Буквы – Ж, З.

8.Согласование числительных с существительными.

Составление задач детьми.        

Начинается урок математики.        

Выставляются картинки с разным количеством животных.

Сколько медвежат, зайчат? Поставьте цифру к картинке.

Решение и составление простых задач.

К двум зайчатам прискакал еще зайчик. Сколько зайчат стало на поляне? (Три.)

9.Заучивание и решение загадок-шуток.

На поляне у реки        Шьет ежатам ежик

Жили майские жуки        Восемь новеньких сапожек.

Дочка, сын, отец и мать.        Каждому на ножки

Кто успел их сосчитать?        Новые сапожки.

11.Развитие связной речи.

Какой по счету урок должен быть?

На уроке ученики вместе с нами будут придумывать сказку «В гостях у Жар-птицы».

Выставляются фигурки сказочных персонажей, педагог произносит начало сказки.

Жила-была Жар-птица. Решила она пригласить к себе гостей. А что было дальше, придумайте сами.

Дети придумывают по одному - два предложения.

12.Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Интегрированное игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «В гостях у бабушки Маши»

Конспект интегрированного игрового логопедического занятия, которое мы проводили в рамках недели "Игра и игрушки"....

Логопедическое занятие в старшей логопедической группе "Зима. Зимние забавы"

Тема: «Зима. Зимние забавы.»Цели:1.     Развитие пространственно- временных представлений2.     Развитие неречевого дыхания (длительность, сила выдоха)3....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Самоанализ открытого группового логопедического занятия в старшей логопедической группе.

Занятие проводилось с детьми c диагнозом ФФНР. Занятие по теме «Автоматизация звуков «С-З» в слогах, словах, чистоговорках, предложениях» Занятие  занимает важное место в системе занятий по изуча...