Отчет учителя-логопеда.
методическая разработка по логопедии на тему
Отчет учителя-логопеда по работе за 2016-2017 учебный год и проведение диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_uch._log._2016-2017_g.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о работе учителя-логопеда Казаковой Н.А.
за 2016-2017 учебный год.
Целью моей деятельности за 2016-2017 учебный год являлось, совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
В рамках проведения данной работы была разработана программа.
Программа разработана в соответствии с:
- Конвенцией ООН о правах ребенка от 20.11.1989 года.
- Федеральным законом «Об образовании в РФ»; от 29.12.2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- ФГОС ДО; Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 года № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(СанПиН - 2.4.28.21-10 от 24.11.1015 года)
- Приказ министерства образования Рязанской области от 10.07.2013 № 612
«О внедрении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
(в редакции от 24.01.2014)
- с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (20.05.2015 г. № 2/15)
- общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,2015г.
Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 5 «Березка» В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности: «Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Тумановой Т.В.,
Рабочая программа определяет диагностику и коррекцию речевых нарушений детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
I. Диагностика.
Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.
Перед собой ставила следующие задачи:
1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.
2. Определить структуру речевого дефекта.
3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.
При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.
Перечень методик логопедического обследования
В работе использовались схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой,
- «Альбомы по развитию речи» Т.В.Володиной.
- логопедические тесты Е.Косинова.
- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка. Ю.Соколова.
- Методическое пособие Н.В.Микляева Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста.
- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко.
- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова. и т.д.
- «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» А.М. Быховская. Н.А. Казова.
- Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов.
В ходе диагностики у детей дошкольного возраста были выявлены следующие нарушения речи.
Всего 27 человек (дети подготовительной к школе групп и старшей №1 «Умка».
Результаты обследования показали необходимость проведения коррекционной работы с детьми.
С результатами диагностики были ознакомлены администрация ДОУ, воспитатели, родители.
На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.
II. Консультирование.
В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:
- оказание помощи родителям и воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;
- своевременное оказание логопедической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей;
- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.
- домашние задания.
В течение 2016-2017 учебного года были проведены консультации и выставлялся наглядный материал: «Информация логопеда»
Было проконсультировано: - родителей: 27 чел.
- педагогов: 9 чел.
Консультации проводились в индивидуальном режиме. Родители обращались по различным вопросам и интересующим их проблемам.
Темы консультаций:
- Что такое логопункт?
- Артикуляционная гимнастика.
- Развитие мелкой моторики.
- Выполнение домашнего задания.
- Развитие мышления.
- Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.
- Проявление заикания у детей.
- Речевые игры дома.
- Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях и т.д.
- «Формирование интереса ребенка к речевой активности»
- «Почему так важно отвечать на вопросы детей?»
- «Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»
- Консультация для родителей и педагогов ДОУ: «Речевая готовность детей к школе». Ваш ребёнок готовится стать школьником.
В ходе консультирования родителям предлагались результаты логопедических обследований их ребёнка, обозначались проблемы речевого развития и семейного воспитания, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности родителей и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
III. Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.
Коррекционно-развивающая работа была организована с 15 сентября 2016 года по май 2017 года.
В связи с проведённой диагностикой, в течение года с детьми подготовительной группы проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- развивать органы артикуляционного аппарата;
- развивать дыхание;
- развивать связную речь;
- обогащать словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- вызвать звук;
- автоматизировать звук;
- дифференцировать звук;
- развить мелкую моторику;
- учить детей понимать обращённую к ним речь.
Подгрупповые занятия проводились 2 раза в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий
20-25 мин. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин.
Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, развивающие упражнения, динамическая пауза, развивающие упражнения, итог занятия.
На индивидуальных занятиях проводились:
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- упражнение по развитию дыхания;
- работа над связной речи;
- упражнения по развитию фонематических процессов;
Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностическом исследование. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице № 1- 2
Обследование речевого развития детей на 2016 – 2017 учебный год.
Таблица №1
Обобщающие результаты проведённых исследований.
Уровни развития | Звукопроизношение | Фонематические процессы | Лексика | Грамматический строй речи | Связная речь | Мелкая моторика | |||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
Высокий | 81% | 81% | 78% | 75% | 75% | 81% | |||||||
Средний | 30% | 19% | 30% | 19% | 38% | 22% | 15% | 25% | 16% | 25% | 30% | 19% | |
Низкий | 70% | 70% | 62% | 85% | 84% | 70% |
По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи детей к концу года достиг значительных результатов. Улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика., улучшилось состояние фонематических процессов, состояние связной речи дошкольников. Эффективность коррекционной работы за 2016 – 2017 учебный год наглядно показано в диаграмме № 1 – 2.
Диаграмма № 1
Диаграмма речевого развития детей на начало 2016-2017 учебного года.
Диаграмма № 2
Диаграмма речевого развития детей на конец 2016-2017 учебный год.
IV. Вывод
Запланированная работа на 2016 -2017 учебный год в полном объеме выполнена.
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.
Особенно удачными считаю следующие мероприятия:
1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.
2. Качественная подготовка и проведение подгрупповых и индивидуальных занятий.
3. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей и педагогов через использование новых форм работы.
4. Использование ИКТ в своей работе.
4. Помощь родителей в логопедической работе.
Отрицательные моменты считаю:
1. Болезнь детей.
2. Маленький кабинет учителя-логопеда.
3. Низкая потребность родителей в применении логопедических знаний в воспитании и развитии своих детей.
V. Перспектива.
В следующем 2017-2018 учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей с ФФН..
Планирую изучать новые источники, методики и т.д.
Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.
Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов и родителей, используя новые современные формы работы.
Организовывать коррекционно-развивающую работу, направленную на подготовку детей к обучению в школе.
Приобретение логопедических пособий.
Оформление кабинета.
Развитие интереса родителей к логопедической работе.
Продолжить изучение проблем речевого развития у дошкольников.
Активно приобщать родителей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.
Расширять рамки консультаций и просветительско-профилактической работы с родителями и педагогами через интерактивные формы деятельности:
- дискуссионные клубы,
- семейные клубы,
- совместные занятия учителя-логопеда с педагогами.
Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и коррекционных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет учителя-логопеда по итогам учебного года во второй младшей группе
Данная форма отчета учителя-логопеда по итогам учебного года является авторской. В отчете представлены следующие разделы: -состояние общего речевого развития; - количественно-качественный анализ...
Творческий отчет учителя-логопеда за учебный год.
Пролетел ещё один учебный год, проведёны итоговые занятия. Самое время для аналитической деятельности - составления отчета за год работы. Я сост...
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой отчет за 2011-2012г.г.В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года: 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человекаОНР (3...
Годовой отчет учителя- логопеда
Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....
Отчет учителя-логопеда за учебный год
Отчет учителя-логопеда за учебный год в логопедическо й группе!...
Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...
Отчет учителя-логопеда Буняевой И. В. Тема : « Интеграция художественной литературы в коррекционно- логопедическую работу».
Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения ,правильному структурному оформлению и ,как...