Отчет учителя-логопеда.
методическая разработка по логопедии на тему

Казакова Надежда Анатольевна

Отчет учителя-логопеда по работе за 2016-2017 учебный год и проведение диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_uch._log._2016-2017_g.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о работе учителя-логопеда Казаковой Н.А.

за 2016-2017 учебный год.

Целью моей деятельности за 2016-2017 учебный год являлось, совершенствование фонематического  восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

В рамках проведения данной работы была разработана программа.

  Программа разработана в соответствии с:

- Конвенцией ООН о правах ребенка от 20.11.1989 года.

- Федеральным законом «Об образовании в РФ»; от 29.12.2012 года № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- ФГОС ДО; Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 года № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» 

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

(СанПиН -  2.4.28.21-10 от 24.11.1015 года)

- Приказ министерства образования Рязанской области от 10.07.2013 № 612

«О внедрении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

(в редакции от 24.01.2014)                                                  

-  с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (20.05.2015 г. № 2/15)

- общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,2015г.

Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад  № 5 «Березка» В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности: «Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Тумановой Т.В.,                  

                                                                                               

Рабочая программа определяет диагностику и коррекцию речевых нарушений детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Цель программы:

       Обеспечение системы средств и условий для устранения  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  • Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

I. Диагностика.

Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.    

 Перед собой ставила следующие задачи:

1. Выявить особенности  и трудности  в речевом развитии.

2. Определить структуру  речевого  дефекта.

3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.

      При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.

Перечень методик логопедического обследования

В работе использовались схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой,

- «Альбомы по развитию речи» Т.В.Володиной.

- логопедические тесты  Е.Косинова.

- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка. Ю.Соколова.

- Методическое пособие Н.В.Микляева  Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста.

- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко.

- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова. и т.д.

- «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» А.М. Быховская. Н.А. Казова.

- Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов.

В ходе диагностики у детей дошкольного возраста были выявлены следующие нарушения речи.

Всего 27 человек (дети подготовительной к школе групп и старшей №1 «Умка».

Результаты обследования показали необходимость проведения коррекционной работы с детьми.

С результатами диагностики были ознакомлены администрация ДОУ, воспитатели, родители.

На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка. 

II. Консультирование.

В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:

- оказание помощи родителям и воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;

- своевременное оказание логопедической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей;

- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.

- домашние задания.

В течение 2016-2017 учебного года были проведены консультации  и выставлялся наглядный материал: «Информация логопеда»

Было проконсультировано: - родителей: 27 чел.

                                                - педагогов: 9 чел.

Консультации проводились в индивидуальном режиме. Родители обращались по различным вопросам и интересующим их проблемам.

Темы консультаций:

- Что такое логопункт?

- Артикуляционная гимнастика.

- Развитие мелкой моторики.

- Выполнение домашнего задания.

- Развитие мышления.

- Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.

- Проявление заикания у детей.

- Речевые игры дома.

- Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях и т.д.

- «Формирование интереса ребенка к речевой активности»

- «Почему так важно отвечать на вопросы детей?»

- «Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»

- Консультация для родителей и педагогов ДОУ: «Речевая готовность детей к школе». Ваш ребёнок готовится стать школьником.

В ходе консультирования родителям предлагались результаты логопедических обследований их ребёнка, обозначались проблемы речевого развития и семейного воспитания, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности родителей и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

III. Коррекционно-развивающая и профилактическая  работа с детьми.

Коррекционно-развивающая работа была организована с  15 сентября 2016 года по май 2017 года.

В связи с проведённой диагностикой, в течение года с детьми  подготовительной группы проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

- развивать фонематическое восприятие и слух;

- развивать органы артикуляционного аппарата;

- развивать дыхание;

- развивать связную речь;

- обогащать словарь;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- вызвать звук;

- автоматизировать звук;

- дифференцировать звук;

- развить мелкую моторику;

- учить детей понимать обращённую к ним речь.

Подгрупповые занятия проводились 2 раза в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий

20-25 мин. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин.  

Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: пальчиковая  гимнастика, артикуляционная гимнастика, развивающие упражнения, динамическая пауза,  развивающие упражнения, итог занятия.

На индивидуальных занятиях проводились:

- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

- упражнение по развитию дыхания;

- работа над связной речи;

- упражнения по развитию фонематических процессов;

Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностическом исследование. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице № 1- 2

Обследование речевого развития детей на 2016 – 2017 учебный год.

Таблица №1

Обобщающие результаты проведённых исследований.

Уровни развития

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Лексика

Грамматический строй речи

Связная речь

Мелкая моторика

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий

81%

81%

78%

75%

75%

81%

Средний

30%

19%

30%

19%

38%

22%

15%

25%

16%

25%

30%

19%

Низкий

70%

70%

62%

85%

84%

70%

По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи детей к концу года  достиг значительных результатов. Улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика., улучшилось состояние  фонематических процессов, состояние  связной речи дошкольников. Эффективность коррекционной работы за 2016 – 2017 учебный год наглядно показано в диаграмме № 1 – 2.

Диаграмма № 1

Диаграмма речевого развития детей на начало 2016-2017 учебного года.

        

Диаграмма № 2

Диаграмма речевого развития детей на конец 2016-2017 учебный год.

IV. Вывод

Запланированная работа на  2016 -2017 учебный год  в полном объеме выполнена.

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.

Особенно удачными считаю следующие мероприятия:

1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Качественная подготовка и проведение подгрупповых и индивидуальных занятий.

3. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей и педагогов через использование новых форм работы.

4. Использование ИКТ в своей работе.

4. Помощь родителей в логопедической работе.

Отрицательные моменты считаю:

1. Болезнь детей.

2. Маленький кабинет учителя-логопеда.

3. Низкая потребность родителей в применении логопедических знаний в воспитании и развитии своих детей.

   V.  Перспектива.

 В следующем 2017-2018 учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей с ФФН..

Планирую изучать новые источники, методики и т.д.

Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.

Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов и родителей, используя новые современные формы работы.

Организовывать коррекционно-развивающую работу, направленную на подготовку детей к обучению в школе.

Приобретение логопедических пособий.

Оформление кабинета.

Развитие интереса родителей к логопедической работе.

Продолжить изучение проблем речевого развития у дошкольников.

 Активно приобщать родителей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.

Расширять рамки консультаций и просветительско-профилактической работы с родителями и педагогами через интерактивные формы деятельности:

- дискуссионные клубы,

- семейные клубы,

- совместные занятия учителя-логопеда с педагогами.

Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и коррекционных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет учителя-логопеда по итогам учебного года во второй младшей группе

Данная форма отчета учителя-логопеда по итогам учебного года является авторской. В отчете представлены следующие разделы: -состояние общего речевого развития; - количественно-качественный анализ...

Творческий отчет учителя-логопеда за учебный год.

 Пролетел ещё один учебный год, проведёны итоговые занятия.    Самое время для аналитической деятельности - составления отчета за год работы.     Я сост...

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет за 2011-2012г.г.В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года: 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человекаОНР (3...

Годовой отчет учителя- логопеда

Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....

Отчет учителя-логопеда за учебный год

Отчет учителя-логопеда за учебный год в логопедическо й группе!...

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...

Отчет учителя-логопеда Буняевой И. В. Тема : « Интеграция художественной литературы в коррекционно- логопедическую работу».

Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения ,правильному структурному оформлению и ,как...