Консультация для воспитателей логопедической группы " О приемственности в коррекционной работе логопед и воспитателя"
консультация по логопедии на тему
В консультации проводится анализ совместной работы логопеда и воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи. Выделяется первоочередные и второстепенные задачи коррекционной работы логопеда и воспитателя, последовательность отработки материала., приводится схема совместной работы педагогов на примере темы "Одежда"
Скачать:
Предварительный просмотр:
С первых дней пребывания детей в логопедической группе воспитатель и логопед совместно определяют задачи обучения и воспитания детей. На основе анализа материалов обследования, зафиксированных в речевых картах, и с учетом материалов обследования воспитателями по другим разделам программы составляется подробный перспективный план. Лексические темы по месяцам года логопед обсуждает и планирует совместно с воспитателями. На протяжении всего курса обучения логопед и воспитатели руководствуются принципами расположения тем программы в определенном порядке, а также концентрическим расположением материала вокруг этих программных тем. Например, при прохождении темы "Одежда" логопед с воспитателями изучает материал в такой взаимосвязи: воспитателем у детей уточняются, закрепляются предметный, глагольный словарь и словарь признаков, а логопедом параллельно проводится работа над грамматическим строем и навыками словообразования на базе отработанного лексикона. И наоборот, когда дети усвоили грамматические , словообразовательные формы на логопедических занятиях, воспитатель закрепляет их в игре и во время режимных моментов.
Подчеркнем, что основной речевой работой занимается логопед (он работает над пониманием значения грамматической формы слова и словообразованием, над формированием грамматического строя речи, ведет часть словарной работы, касающейся моделей словообразования и закрепления словаря). Специфическая работа над словом, проводимая логопедом, всегда предшествует активизации речевого материала, которую начинает либо логопед, либо воспитатель.
Воспитатель занимается, главным образом, формированием словаря и активизацией навыков грамматически правильного построения устной речи. Для полноценного формирования понятия необходима сенсорная база и воспитатель использует для этого общеобразовательные занятия и ситуации повседневной жизни. Таким образом, создаются условия многократного повторения и на занятиях, и вне их. Кроме того, общение в процессе совместной деятельности - это своеобразная школа практики, в результате которой ребенок обучается, усваивает, уточняет, узнает смысл новых для него слов. Процесс осознания смысловых оттенков слова развивает мышление, любознательность ребенка.
Нам хочется подчеркнуть важность использования натуральных предметов и объектов окружающей действительности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Только тогда, когда ребенок рассмотрит, потрогает предмет, произведет с ним действия, тогда у него сформируется представление и осознанный переход от ощущений к мыслительным операциям. При оснащении занятий натуральными предметами отмечается активизация любознательности, заинтересованности в деятельности, эмоционального интереса к итогам своей работы.
Любое логопедическое занятие подчинено коррекционной речевой задаче. Стремясь достигнуть наибольшего эффекта, логопед использует, закрепляет знакомый детям материал воспитательских занятий. На воспитательских занятиях прежде всего решаются общеобразовательные и воспитательные задачи. Вместе с тем в процессе отработки программного материала воспитатель решает одну из коррекционных задач: создает речевую базу для логопедических занятий, тренирует навыки правильной речи.
Первоочередность задач такова: на логопедическом занятии на первом месте стоят коррекционные задачи, а затем - общеобразовательные и воспитательские. На воспитательском занятии первое место занимают общеобразовательные и воспитательные задачи, второе - коррекционные.
Все виды работ проводятся воспитателем и логопедом параллельно. При предварительном обсуждении с воспитателем темы и выбора различных видов занятий определяется их последовательность и на одно занятие планируется несколько задач.
Рассмотрим это на приведенной схеме по теме "Одежда":
Воспитатель | Логопед |
1. Знакомство детей с предметами одежды. 2. Наблюдение и выводы о назначении одежды 3. Закрепление названий одежды во время режимных моментов | 1. Усвоение названия одежды и ее деталей. 2. Смысловое различение и правильное употребление глаголов одеть-надеть. 3. Усвоение глаголов-антонимов. 4. Употребление правильных падежных окончаний при назывании предметов одежды. 5. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
1. Дидактическая игра типа "Одень куклу" 2. Игры типа "Одень куклу". 3. Дидактическая игра "Магазин одежды." 4. Практическое занятие по теме "Помоги другу". | 1. Образование ед. и мн.числа существительных. 2. Практическое усвоение родительного падежа мн.числа сущ. 3. Употребление притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои. 4. Употребление правильных падежных окончаний при назывании предметов одежды. 5. Согласование прилагательных с сущ.в роде, числе, падеже. 6. Образование относительных прилагательных. |
По такой схеме планируется работа по программным темам "Посуда", "Продукты питания" и т. д. Воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирует у детей усвоение лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
Отдельно скажем о работе над звукопроизношением. В этой работе ведущая роль логопеда. Воспитатель на занятиях и в режимных моментах закрепляет поставленные звуки, следит за правильным произношением и при необходимости поправляет детей.
Логопед и воспитатель должны работать в тесном контакте. От такой совместной работы зависит успех обучения детей с общим недоразвитием речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/15/picture-404395-1392444354.jpg)
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...
План индивидуальной работы по преодолению нарушений речи детей старшего дошкольного возраста (совместная работа логопеда и воспитателей логопедической группы).
Примерный план проведения бесед, диалогов и игр....
План индивидуальной работы по преодолению нарушений речи детей – билингвов старшего дошкольного возраста (совместная работа логопеда и воспитателей логопедической группы).
Примерный план проведения бесед, диалогов и игр....
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы».
От эффективного взаимодействия учиеля - логопеда и воспитателей логопедической группы зависит результат коррекционно - образовательной работы....
Взаимодействие в работе логопеда и воспитателей логопедических групп
Данная статья - опыт взаимодействия логопеда и воспитателей по выполнению заданий детьми во второй половине дня....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-529335-1509459890.jpg)
Дифференциация в работе логопеда и воспитателей логопедической группы
Дифференциация в работе логопеда и воспитателей логопедической группы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-672031-1442937408.jpg)
Методическая разработка воспитателя логопедической группы «Использование логорисования в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Методическая разработка воспитателя логопедической группы...