Методическая разработка воспитателя логопедической группы «Использование логорисования в коррекционной работе с детьми с ТНР»
методическая разработка (старшая группа)

Риттер Юлия Владимировна

Методическая разработка воспитателя логопедической группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logorisovanie_metodich.razr_.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  воспитателя логопедической группы

 «Использование логорисования в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Автор :воспитатель высшей квалификационной категории — Риттер Ю.В.

Методическая разработка  «Использование логорисования в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Цель: предупреждение и коррекция речевых нарушений, развитие всех компонентов речи через изобразительную деятельность.

Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание (силу, плавность, длительность выдоха, направленность воздушной струи).

2. Активизировать и расширять пассивный и активный словарь ребенка.

3. Развивать связную речь, учить строить грамматически правильные предложения, составлять описательные рассказы.

4. Развивать неречевые процессы (внимание, память, мышление, восприятие), восполнить дефицит сенсорного опыта (тактильного, зрительного, слухового, обонятельного).

Преимущества ЛОГРИСОВАНИЯ

предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование являются безопасными способами разрядки напряжения;

ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;

позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;

помогает укрепить взаимоотношения между участниками;

способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

развивает и усиливает внимание к чувствам;

усиливает ощущение собственной личностной ценности.

Техники ЛОГОРИСОВАНИЯ 

«Кляксография» и рисование «Мыльными пузырями»

На этапах сопряженной и отраженной речи.

1.Выработка и автоматизация плавного длительного выдоха.

2.Закрепление артикуляции гласных и согласных звуков

3. Отработка фонационного дыхания на этапах сопряженной и отраженной речи.

Фломастеры «Блопены»

1.Закрепление силы выдоха

2.Работа над лексической темой

3.Развитие артикуляционной моторики

Рисование карандашами

Располагают к расслаблению.

 Развивают мелкую моторику

Повышают интерес.

Изоритмика

1.Осуществление работы над темпом и ритмом речи на протяжении всей коррекционной работы.

2.Развитие мелкой моторики

Раскрашивание МАНДАЛ

1.Востанавливает эмоциональное состояние ребенка

2.Формирование звукового анализа и синтеза

Теоретическая часть

Логорисование в коррекционной работе

Игра – главная деятельность дошкольника. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Классики русской педагогики К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ребенок получает свободно. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры.

Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у дошкольников  и закрепление знаний, полученных на логопедических занятиях.

 Характерным для каждой дидактической игры является решение различных дидактических задач - уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание детей направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются воспитанникам не просто забавой, а интересным, необычным занятием.

К организации игр для детей предъявляются  определенные требования: Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным, разнообразным; обязательный элемент каждой игры  ее эмоциональность; игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Одна из групп игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые  дидактическими.

Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями дошкольник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления у дошкольника. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам. Составление программ таких игр - забота каждого педагога.

Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у воспитанников через разнообразные игровые формы обучения.

Инновационные технологии.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий. Это новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование логорисования помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня речевого развития. Коррекция речи с помощью логорисования вызывает огромный интерес у детей.

Коррекция тяжелых нарушений речи с помощью рисования дает возможность организовать каждого ребенка, сделать интересным и увлекательным обучение.

Техники рисования могут быть эффективно использованы для ознакомления с новым лексическим материалом, закрепления грамматических категорий, развития языкового анализа и синтеза, автоматизации звукопроизношения, обучении грамоте.

Практическая часть.

Нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования расширяют возможности логопеда в выборе форм обучения, делает занятия яркими и увлекательными, эмоционально насыщенными. Использование нетрадиционных техник рисования имеет много преимуществ. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода.

Упражнение   «Подуй и нарисуй» -  рисование с помощью коктейльной трубочки и выдыхаемого воздуха.

Приемы

Рисуем, дорисовываем на шаблонах раздувая краску по листку бумаги в нужном направлении. 2. Рисуем с помощью мыльных пузырей,

Задачи

1.Развитие речевого дыхания (силы, плавности, длительности выдоха, направленности воздушной струи)

2.Развитие артикуляционного аппарата (вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность).

«Наши пальчики шагают» - пальчиковое рисование красками.

Приемы

1. Рисуем пальчиками по шаблону, используя звукоподражание нарисованного предмета, животного.

2. Рисуем по замыслу и воображению ребенка на чистом листе бумаги.

Задачи

1.Активизация пассивного и активного словаря ребенка.

2. Формирование речевого выдоха

Нарисуй осень геометрическими фигурами.

Задачи:

1 /закреплять понятия о геометрических фигурах(найди в рисунке геометрические объекты).

2/ учить образовывать существительные род. падежа ед. числа.

3 /учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

4 /воспитывать интерес к рисованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

1. Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 421-424. — URL https://moluch.ru/archive/144/40316/ (дата16.10.2021)

2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2010.

 3. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Март, 2008. - 557с.

4. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Академия, 2014. - 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование хоровода в коррекционной работе с детьми логопедической группы

В статье  анализируются  основные проблемы  в развитии детей с ОНР и соответственно ставятся  развивающие задачи, которые успешно реализуются  в играх-хороводах....

Консультация для воспитателей логопедической группы " О приемственности в коррекционной работе логопед и воспитателя"

В консультации проводится анализ  совместной работы логопеда и воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи. Выделяется первоочередные и второстепенные задачи коррекционной рабо...

Методическая разработка «Мое творчество в стихах в системе коррекционной работы с детьми с ОНР»

Игорвые упражнения в стихах на развитие общей и речевой моторики....

Консультации для воспитателей «Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР».

Компьютерные технологии позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной связи между логопедом, воспитателями и родителями, информационная...

Методическая разработка на тему: Использование логорисования в коррекционной работе с детьми с ТНР

Цель: предупреждение и коррекция речевых нарушений, развитие всех компонентов речи через изобразительную деятельность.Задачи : 1. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание (силу, плавность, ...