Реализация деятельностного подхода на занятиях по обучению грамоте
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
Реализация деятельностного подхода на занятиях по обучению грамоте
«Единственный путь, ведущий к знанию –
это деятельность»
Б. Шоу
ФГОС ДО – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь, чтобы он был сытым всю жизнь – дай ему удочку».
Поэтому, смело можно сказать: ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу».
В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход.
Основная идея ДП связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребенка. Т.е. в результате использования форм, приемов и методов воспитательно-образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализаци.
Вашему вниманию будут предложены основные методы и приёмы, которые используются на занятиях по обучению грамоте.
Как вы понимаете слово «Грамота»?
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Что значит понятие «грамотный человек»?
Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой- нибудь области.
Давайте вспомним, какие задачи по обучению грамоте стоят перед детским садом?
Различать понятия «звук». «слог», «слово», «предложение».
Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
*Сформировать у детей готовность к обучению грамоте
*Подготовить детей к механическому чтению и письму.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребёнка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поёт синичка»
Ознакомление со словом, предложением
Вы знаете, какой наш родной язык?
Дети: Русский.
Воспитатель: Каждый из вас знает много русских слов. Давайте мы соберем их в этой коробке!
Воспитатель: Разрешите мне бросить в коробку первые слова?
Воспитатель: А можно я еще назову несколько слов? Красивый, мягкий, летит.
Даем детям понять, что есть и другие слова.
Воспитатель: Вы назвали слово «мяч».
А что можно сказать про мяч? Какой он?
Дети: резиновый, прыгучий, красный.
Воспитатель: А что может делать мяч?
Дети: прыгать, катиться…
Этим самым учим детей обозначать признаки, действия предметов.
На следующих занятиях уже подводим детей к понятию, что такое «предложение». Объясним, что мы в коробку собрали много слов. Из этих слов будем учиться составлять предложения. Например, со словом «солнце». Даем пример предложения: «Ярко светит солнце». На слух определяем, сколько слов в предложении (можно использовать хлопки, паузы, выясняем, какое 1-е слово, 2-е слово, 3-е слово. Затем показываем, что это предложение можно изобразить схематично, получается запись: _ _ _ .
Объясняем, что начало предложения пишется с заглавной буквы, которую обозначает палочка, положенная поперек. Слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точку. Изображаем предложение полосками на доске, которые обозначают слова. Читаем это предложение, ведя указкой под каждым «словом». Этим самым мы даем образец, как можно записать и даже прочитать предложение. Дети изображают это предложение счетными палочками; одна палочка отличается от других, которая выполняет роль указки.
В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложение, что предложение состоит из слов; предложение – это законченная мысль.
Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.
Ознакомление со звуковым анализом слова
Рассмотрим на примере слова «лиса». На доске – таблица с рисунком лисы.
В-ль: Кто изображён на картинке?
Дети: Лиса.
В-ль: Под картинкой нарисованы клеточки, они обозначают количество звуков в слове. Сколько клеточек?
Дети: Четыре
В-ль: Правильно. Клеточки – наши помощники: сколько клеточек, столько звуков.
У детей карточки – схемы с четырьмя клеточками, указка (счётная палочка, пенал с фишками синего, зелёного, красного цветов.
В-ль: Давайте попробуем слово «лиса» произнести вместе с моей указкой. Посмотрите, я сначала сама вам произнесу слово «лиса» (одновременно веду указкой по схеме звукового состава слова). Теперь все вместе с моей указкой хором будем произносить слово «лиса».
Теперь первый ряд скажет тихо, но чётко «лиса».
Второй ряд скажет громко это слово, но не торопитесь. Точно с моей указкой.
А теперь возьмите карточки- схемы, свою указку и давайте попробуем все вместе произнести это, вы у себя ставите указку на первую клеточку, я – у себя. Читаем «лиса».
ИГРЫ:
-«Назови слово с нужным звуком»
- «Назови слова»
- «Живые звуки»
- «Сколько звуков услышали»
- «Кто внимательный»
- «Назови пару»
- «Телеграф».
Какие результаты дает такая работа в конце учебного года?
Во – первых, часть детей умеют читать: у некоторых вырабатывается слоговое чтение.
Во – вторых, дети умеют:
- составлять предложения из слов, слова делить на слоги, находить ударный слог;
- изображать предложение графически;
- провести звуковой анализ любого предложенного слова;
- различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки;
- подбирать слова по предложенным моделям.
- подбирать слова с заданным звуком;
- находить место звука в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_deyatelnostnogo_podhoda_na_zanyatiyah_po_obucheniyu_gramote.pptx | 192.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б . Шоу ФГОС ДО – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь, чтобы он был сытым всю жизнь – дай ему удочку».
Поэтому, смело можно сказать: ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает учиться «ловить рыбу». В основу стандарта заложен системно- деятельностный подход. Основная идея ДП связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребенка. Т.е. в результате использования форм, приемов и методов воспитательно -образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализаци .
Вашему вниманию будут предложены основные методы и приёмы, которые используются на занятиях по обучению грамоте. Как вы понимаете слово «Грамота »? Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Что значит понятие «грамотный человек »? Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой- нибудь области.
Давайте вспомним, какие задачи по обучению грамоте стоят перед детским садом? Различать понятия «звук». «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове. *Сформировать у детей готовность к обучению грамоте *Подготовить детей к механическому чтению и письму.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребёнка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поёт синичка» Ознакомление со словом, предложением. Вы знаете, какой наш родной язык? Дети: Русский. Воспитатель: Каждый из вас знает много русских слов. Давайте мы соберем их в этой коробке ! Воспитатель : Разрешите мне бросить в коробку первые слова ? Воспитатель : А можно я еще назову несколько слов? Красивый, мягкий, летит. Даем детям понять, что есть и другие слова. Воспитатель : Вы назвали слово «мяч». А что можно сказать про мяч? Какой он? Дети : резиновый, прыгучий, красный. Воспитатель : А что может делать мяч? Дети : прыгать, катиться… Этим самым учим детей обозначать признаки, действия предметов.
На следующих занятиях уже подводим детей к понятию, что такое «предложение». Объясним, что мы в коробку собрали много слов. Из этих слов будем учиться составлять предложения. Например, со словом «солнце». Даем пример предложения: «Ярко светит солнце». На слух определяем, сколько слов в предложении (можно использовать хлопки, паузы, выясняем, какое 1-е слово, 2-е слово, 3-е слово. Затем показываем, что это предложение можно изобразить схематично, получается запись: _ _ _ . Объясняем, что начало предложения пишется с заглавной буквы, которую обозначает палочка, положенная поперек. Слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точку. Изображаем предложение полосками на доске, которые обозначают слова. Читаем это предложение, ведя указкой под каждым «словом». Этим самым мы даем образец, как можно записать и даже прочитать предложение. Дети изображают это предложение счетными палочками; одна палочка отличается от других, которая выполняет роль указки.
В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложение, что предложение состоит из слов; предложение – это законченная мысль. Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.
Ознакомление со звуковым анализом слова Рассмотрим на примере слова «лиса». На доске – таблица с рисунком лисы . В-ль: Кто изображён на картинке ? Дети: Лиса . В-ль: Под картинкой нарисованы клеточки, они обозначают количество звуков в слове. Сколько клеточек ? Дети: Четыре В-ль: Правильно. Клеточки – наши помощники: сколько клеточек, столько звуков . У детей карточки – схемы с четырьмя клеточками, указка (счётная палочка, пенал с фишками синего, зелёного, красного цветов . В-ль: Давайте попробуем слово «лиса» произнести вместе с моей указкой. Посмотрите, я сначала сама вам произнесу слово «лиса» (одновременно веду указкой по схеме звукового состава слова). Теперь все вместе с моей указкой хором будем произносить слово «лиса ». Теперь первый ряд скажет тихо, но чётко «лиса». Второй ряд скажет громко это слово, но не торопитесь. Точно с моей указкой. А теперь возьмите карточки- схемы, свою указку и давайте попробуем все вместе произнести это, вы у себя ставите указку на первую клеточку, я – у себя. Читаем «лиса».
ИГРЫ: -« Назови слово с нужным звуком» - «Назови слова» - «Живые звуки» - «Сколько звуков услышали» - «Кто внимательный» - «Назови пару» - «Телеграф».
Какие результаты дает такая работа в конце учебного года? Во – первых, часть детей умеют читать: у некоторых вырабатывается слоговое чтение. Во – вторых, дети умеют: - составлять предложения из слов, слова делить на слоги, находить ударный слог; - изображать предложение графически; - провести звуковой анализ любого предложенного слова; - различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки; - подбирать слова по предложенным моделям. - подбирать слова с заданным звуком; - находить место звука в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар из опыта работы в ДОУ "Реализация деятельностного подхода в проектной деятельности"
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помо...
Модель практических методов и приемов для полноты реализации деятельностного подхода
Данная модель разработана на младший, средний и старший дошкольный возраст...
Возможности реализации деятельностного подхода при ознакомлении дошкольников с симметрией
Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. И поэтому не вызывает сомнений тот факт, что ребенок встретится с этим понятием в окружающем мире. Зачем это вообще надо? Симметрия описывает...
Статья "Реализация деятельностного подхода при проведении НОД в пространстве музыкального зала "
Материал подготовлен по итогам участия автора в конкурсе педагогических достижений....
Реализация деятельностного подхода в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста (презентация)
Деятельностный подход придает педагогическому процессу целостность, управляемость и обеспечивает максимальную эффективность реализации задач ФГОС. В детском саду суть воспитания с точки зрения деятель...
Реализация системно-деятельностного подхода на этапе раннего обучения английскому языку в ДОУ.
Использование системно-деятельностного подхода на этапе раннего обучения английскому языку в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....
Публикация "Использование проблемно-диалогических методов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, реализация деятельностного подхода в образовательном процессе"
Статья содержит рекомендации по использованию проблемно - диалогических методов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге....