Публикация "Использование проблемно-диалогических методов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, реализация деятельностного подхода в образовательном процессе"
статья по обж (старшая группа)
Статья содержит рекомендации по использованию проблемно - диалогических методов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проблемно-диалогических методов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, реализация деятельностного подхода в образовательном процессе.
Воспитатель: Перминова Наталья Валентиновна
МБДОУ «Детский сад №35» Г. Воркуты
Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность.
Б. Шоу
В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход.
Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?
Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определенной цели ( на результат).
Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л.Г. Петерсон)
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить)
Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.
Какова цель системо-деятельностного подхода?
Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
- ставить цель (например, друг уговаривает тебя перебежать дорогу на красный сигнал светофора, когда не видно ни одного автомобиля. Стоит ли перебежать вместе с ним?);
- решать задачи (например, если я буду перебегать, то может выскочить из – за угла машина и собьет меня. Инспектор ГИБДД может остановить. Лучше дождаться зеленого сигнала светофора и тогда перейти дорогу);
- отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить жизнь мне и моему другу, если ему все объяснить)
При реализации данного подхода необходимо вместо пассивных форм деятельности использовать активные формы:
Формы работы с детьми (пассивная деятельность) | Формы работы с детьми (активная деятельность) |
- чтение - объяснение - пояснение - рассказывание - показ - напоминание - упражнения - рассматривание иллюстраций, фотографий | - эвристическая беседа - игры-эксперименты - опыты - наблюдения - обследование - решение проблемных ситуаций - создание алгоритмов - фиксация результатов опытов и экспериментов |
Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода:
Создание проблемной ситуации
Целевая установка
Мотивирование к деятельности
Проектирование решений проблемной ситуации
Выполнение действий (заданий)
Анализ результатов деятельности
Подведение итогов
(Пример: ты катаешься на велосипеде по городу. Необходимо перейти проезжую часть. Где и как это сделать?)
Данная технология предполагает сотрудничество, в котором ребенок будет проявлять себя более активно, а для этого педагогу необходимо уметь вставать на позицию «маленького» человека, учитывать его чувства и эмоции. То есть смотреть на ребенка, как на полноправного партнера в условиях сотрудничества, быть не «рядом» и не «над» ребенком, а «вместе» с ним.
Как средство реализации системно – деятельностного подхода широко применяется проблемно-диалогическая технология, которая дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы дошкольники ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на занятии изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ребёнку работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы дети осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения педагог побуждает воспитанников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Побуждающий диалог имеет «Сужающуюся» структуру: начинается с общего побуждения, призыва к мыслительной работе (Какие у вас есть идеи? догадки). Продолжается подсказкой, намёком, дополнительной информацией, заканчивается сообщением нужной мысли. Как минимум должны фигурировать две гипотезы – ошибочная и решающая. Каждую надо выдвинуть и проверить. Сначала целесообразно проверить ошибочную, затем решающую. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление детей. На этапе постановки проблемы педагог пошагово подводит дошкольников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
В ходе организации процесса познания педагогу необходимо уметь грамотно сформулировать продуктивный вопрос, который будет вызывать умственные усилия ребёнка, будет стимулировать развитие мыслительных операций (сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, синтез и др.).
Конструкции развивающих вопросов и заданий
Типы вопросов и заданий
Вопросы
Репродуктивные-опираются на восприятие, память детей.
Кто? Где? Когда? Что? Что изображено на картине.? Какой дорожный знак изображен на картинке.? Дайте определение? Перескажите… Повторите… Вспомните… Опишите… Исправьте ошибки… Приведите примеры…
Продуктивные –опираются на воображение и мышление.
Эвристические
Какова главная идея, мысль.? В чем суть проблемы? В чем причина.? Чем можно объяснить, что.? Какие условия необходимы для того, что бы? Какой вывод вы предлагаете сделать.? На каком основании вы сделали такой вывод.? Как понимаете, что такое? Чем отличается? Какая разница? К какому выводу мы с вами пришли? Согласны ли вы с утверждением? Почему? Обобщите.? Объясните.? Систематизируйте.?
Проблемно-посковые
Как решить другим способом.? Почему лучше этим способом? В чем недостатки? Мы использовали разные доказательства. Почему они возникли? Объясните, в связи с чем.? Докажите.? Сравните.?
Творческие
Сочините… Придумайте… Подумайте, как сделать так, что бы.? Как использовать это знание? Ваш прогноз? Что изменится, если.?
Проблемно-диалогическая технология – это способ организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно поставленным содержанием. Стержневым понятием проблемного образования является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности. Проблемные ситуации обусловливают порождение познавательной мотивации и мышления детей, направленных на поиск, «открытие» нового.
Целевые ориентиры
1. Улучшение в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников.
2. Создание благоприятного психологического климата, развитие в детском коллективе отношений дружбы, взаимопомощи.
3. Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.
4. Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.
5. Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.
Через учебно-познавательную деятельность дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение при этом должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Древняя мудрость: «Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с детьми старшей группы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах на тему «Правила движения достойны уважения»
Программное содержание:Обучающие задачи: Познакомить детей с разрешающим дорожным знаком «Велосипедная дорожка» и с запрещающим дорожным знаком «Движение на велосипедах запрещено», объяснить детям об ...
Мастер - класс для педагогов ДОУ по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ. «Школа безопасности в каверзных вопросах»
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. Может использоваться в работе с родителями, детьми и педагогами....
Доклад «Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и пожарной безопасности»
Доклад«Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и пожарной безопасности&raqu...
Мероприятие посвященное обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. "Путешествие в мир сказок с правилами дорожного движения"
Открытое мероприятие посвещеноое обучению детей правилам безопасного поведения на доргах...
Квест-игра по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах «В поисках сокровищ» для детей старшей группы ________________________________________
Цель. Продолжать учить детей соблюдать и выполнять правила безопасного поведения на дорогах....
«Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и пожарной безопасности»
Статья«Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и пожарной безопасност...
ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ (с инновационном подходом)
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с с...