Семинар из опыта работы в ДОУ "Реализация деятельностного подхода в проектной деятельности"
проект (подготовительная группа) на тему
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника.
Деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Итак, золотые правила деятельностного подхода, которые актуальны и в проектной деятельности:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.
Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.
Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение библиотеки, используя интернет), ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанники получают не готовое знания, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, согласовывать свои действия с действиями других участников группы, анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела.
Всем известно, что с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Наверное, во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения, ребенок идет от незнания к знанию через диалог, проблему, действия.
Поиск новых путей для реализации учебно-познавательных задач привел нас к осуществлению проектной деятельности, в которую должны быть вовлечены все участники педагогического процесса: дети, члены семьи (по возможности – старшее поколение: бабушки, дедушки), педагоги.
Рассказать о реализации деятельностного подхода в проектной деятельности в практике нашего детского сада, хочу на примере проведенного в нашем ДОУ одного из проектов для детей старшего дошкольного возраста «Воркута – глазами ребенка». Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного города. Актуальность этого проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного города, его культуры и традициях. В воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
1 этап работы над проектом: погружение в проект. В преддверии праздника 70-летия города Воркуты воспитатель подготовительной группы утром объявил детям о конкурсе «Что я знаю о Воркуте?». Одно из заданий конкурса было составить рассказ о родном городе, его истории, достопримечательностях. У кого будет самый красивый, яркий рассказ – получит приз. Для того чтобы подготовиться к конкурсу, дети должны были полистать книги, альбомы, фотографии. Должны были искать информацию в группе самостоятельно. Итоги конкурса должны были быть объявлены вечером того же дня с вручением приза. В это время в группе было минимум информации: геральдика Воркуты, иллюстрации связанные с родным городом, некоторые дидактические игры. В результате дети не смогли подготовиться к конкурсу и рассказать о родном городе. Когда воспитатель задал проблемный вопрос почему мы не смогли подготовиться к конкурсу, на что дети ответили что в группе нет фотографий, мало книг с иллюстрациями о Воркуте. Тут и состоялась эвристическая беседа с детьми «Как возник город в тундре?», выдвигались гипотезы «приехали сюда люди», начали строить дома», далее задавались проблемные вопросы которые и направили детей к новым знаниям «Зачем приехали люди? - искали полезные ископаемые (уголь)» «Для чего нужен был уголь? Если не знаем, то где искать ответ?» Почему Воркута имеет такое название? Сначала провели общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о Воркуте, об улицах, о площадях, о памятниках. Затем фиксировали ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов использовали условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задали второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксировали, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям дошкольников. Когда все дети высказались, спрашивали: «Как нам найти ответы на вопросы?» Так как очень хотелось детям получить свой приз, они решили каждый дома совместно с родителями поискать необходимую информацию и подготовиться к этому конкурсу. Кто-то из детей сказал, что у него есть энциклопедия, кто-то заявил, что будет с сестрой искать в интернете, кто-то сказал, что его бабушка с дедушкой живут здесь давно и знают все о Воркуте, и он узнает все у них, кто-то сказал что живет рядом с библиотекой и пойдет туда вместе с мамой, что там точно есть все что надо. Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.
По итогу конкурса во второй раз, чтобы поделиться добытыми знаниями, дошколята предложили создать мини-музей и быть экскурсоводами для деток старшей и средней групп.
Совместно с детьми выработали план действий:
Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
Что мы знаем | Что хотим узнать |
1. Название нашего города. 2. Город располагается на Севере. 3. Названия улиц, на которых живут дети. 4. Как называется поселок, где мы живем. 5. Климатические особенности. 6. Главная профессия города – шахтер. | 1. Почему так называется наш город? 2. История появления города. 3. Улицы города, их названия. 4. Достопримечательности нашего города. 5. Особенности труда шахтера. 6. Каменный уголь – полезное ископаемое. |
Цель проекта: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории, особенностях родного города Воркуты, его достопримечательностях, событиях прошлого и настоящего.
Цель, поставленная перед детьми: создание мини-музея «Воркута моими глазами», макета города и проведение экскурсий для детей старшей и средней групп.
Задачи проекта:
· Развивать у воспитанников потребность к новым знаниям об истории возникновения города Воркуты, его достопримечательностях.
· Формировать познавательные умения: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, отражать картину окружающего мира в творческой деятельности.
· Создать условия для формирования активной самостоятельной инициативной позиции посредством включения детей в групповую и индивидуальную познавательно-исследовательскую деятельность.
Решением поставленного вопроса выступают различные активные формы работы: интернет-ресурсы, чтение научно-популярной и художественной литературы, местных газет «Заполярье», «Северный вестник», справочников, энциклопедий «Атлас республики Коми», обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий по улицам города, в отдел «Воркутинского музейно-выставочного центра» на поселке Воргашор, посещение библиотек. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы.
2 этап – практическая часть. В процессе поисковой деятельности дети познакомились с историей Воркуты: как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название. Выяснили, что изначально возник поселок Рудник, поселок Воркута, как из поселка превратился в город. Выяснили, почему некоторые улицы носят фамилии людей (Чернова, Яновского, Ленина). Интересным для ребят показалось создание макета микрорайона, в котором располагается детский сад и работа над созданием макета города. Часть информации добыли совместно с родителями дома, у бабушек и дедушек, часть - в детском саду.
Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления использовались активные формы работы: рассматривание энциклопедий о городе Воркута для поиска недостающей информации; беседы «Что есть в городе?»; эвристические беседы «Как возник город?», «Местоположение нашего города и его климатические условия»; решали проблемные ситуации «Как приспособились звери к жизни в тундре?», экспериментальная деятельность (свойства угля); практическая деятельность «Засели тундру», изготовление герба - воспитатель направлял детей к субъект - субъектной позиции: обсуждали как будут изготавливать герб, из каких материалов, дети сами распределили между собой кто какую деталь герба будет изготавливать. Составили маршрут «Путь от детского сада до дома» совместно с родителями. В группе из конструкторского материала составили макет микрорайона поселка, где находится детский сад, дошкольники руководствовались своими маршрутами. Надо признать, что споров было много, но как говорят, в споре рождается истина, чтобы прийти к единому мнению, воспитатель дала задание родителям идти другими маршрутами до дома с детьми. Так как макет был мобильным, дети его несколько раз перестраивали пока не пришли к окончательному и единому мнению; играли в дидактические игры «Волшебные ленты дорог», «История родного города», «Путешествие по городу», «Заколдованный город»; решали кроссворды; использовали мнемотаблицы в словесных упражнениях «Отгадай животное», «Найди растение тундры», развивая тем самым пытливость ума.
При реализации второго этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:
1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме:
познание «Гордость Воркуты», «Знаменитые улицы города», «Геральдика города Воркута», коммуникация «Настроение моего города», «Мой родной город в разные времена года»; художественное творчество «Любимый город», «Герб города Воркуты», «Что такое тундра?», социализация – экскурсия в отдел «Воркутинского музейно-выставочного центра» на поселке Воргашор,
чтение художественной литературы: стихотворения, рассказы о Воркуте, коми народные пословицы и поговорки, коми народные сказки; 2) было организовано родительское собрание с сообщением о том, что в преддверии 70-летия города Воркуты стартует проект «Воркута – глазами ребенка». Распределили между родителями домашнее задание, договорились какую информацию искать им вместе с детьми: по истории города, для оформления стенгазеты «Из истории Воркуты», для оформления макета города;
3) совместная работа детей и родителей «Город вчера – город сегодня» поиск фотографий с момента создания города до наших дней, воспоминания родителей, фотографии с их изображением в детстве;
4) для работы с родителями воспитанников была подобрана информация в родительский уголок «Это полезно знать», «Помнить прошлое ради будущего», проводились консультации «Народная мудрость в пословицах», «Как воспитать маленького патриота»;
4) давалось задание родителям, составить вместе с детьми маршрут от дома до детского сада; при любой поездке в город вместе с детьми, сфотографироваться на фоне достопримечательностей для создания фотовыставки.
5) совместно с детьми и родителями провели итоговое мероприятие – досуг «Знатоки родного города», оформили альбом «Пословицы о Родине», создали макет улицы;
6) для педагогов проводился практикум «Знакомство с историей города через дидактическую игру».
На следующем 3 этапе оформили продукты проектной деятельности: создали мини-музей «Воркута моими глазами» в котором были выставлены: карта, макет города, альбом «Пословицы о Родине»; фотовыставка «Люби и знай родной свой край»; выставка рисунков «Мой город», книги о нашем городе, тематические папки «Площади», «История города»; учебные пособия: карта республики, «Карта поселка Северный»; символика города Воркуты (герб, флаг); плакаты с изображением геральдики республики Коми, фотоальбом города; дидактические игры «Составь флаг», «Герб города», «История родного города», «Города республики Коми», иллюстрации с изображением портретов знаменитых людей города; стенгазета «Из истории Воркуты».
4 этап. Презентация проекта. «Путешествие» по макету города в мини-музее «Воркута – глазами ребенка». Дети участники проекта с большим энтузиазмом проводили экскурсии в мини-музее и рассказывали своим сверстникам и детям средней и старшей групп об истории родного города, его достопримечательностях, а также своим родителям, демонстрируя свои знания и эрудированность. Так как проект долгосрочный, макет города является пополняемым, на макете будут появляться новые улицы, здания, памятники.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар из опыта работы в ДОУ "Реализация деятельностного подхода в проектной деятельности" | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация деятельностного подхода в проектной деятельности
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника.
Деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Итак, золотые правила деятельностного подхода, которые актуальны и в проектной деятельности:
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.
Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.
Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение библиотеки, используя интернет), ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанники получают не готовое знания, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, согласовывать свои действия с действиями других участников группы, анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела.
В дошкольном учреждении в силу возраста детей педагог не может предоставить полную самостоятельность воспитанникам, поэтому проектная деятельность в детском саду будет от начала проекта до его завершения носить характер совместного коллективного творчества педагога, родителей и детей. Итак, проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении инициируется взрослыми и осуществляется вокруг имеющейся проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка.
Всем известно, что с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Наверное, во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения, ребенок идет от незнания к знанию через диалог, проблему, действия.
Поиск новых путей для реализации учебно-познавательных задач привел нас к осуществлению проектной деятельности, в которую должны быть вовлечены все участники педагогического процесса: дети, члены семьи (по возможности – старшее поколение: бабушки, дедушки), педагоги.
Рассказать о реализации деятельностного подхода в проектной деятельности в практике нашего детского сада, хочу на примере проведенного в нашем ДОУ одного из проектов для детей старшего дошкольного возраста «Воркута – глазами ребенка». Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного города. Актуальность этого проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного города, его культуры и традициях. В воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
1 этап работы над проектом: погружение в проект. В преддверии праздника 70-летия города Воркуты воспитатель подготовительной группы утром объявил детям о конкурсе «Что я знаю о Воркуте?». Одно из заданий конкурса было составить рассказ о родном городе, его истории, достопримечательностях. У кого будет самый красивый, яркий рассказ – получит приз. Для того чтобы подготовиться к конкурсу, дети должны были полистать книги, альбомы, фотографии. Должны были искать информацию в группе самостоятельно. Итоги конкурса должны были быть объявлены вечером того же дня с вручением приза. В это время в группе было минимум информации: геральдика Воркуты, иллюстрации связанные с родным городом, некоторые дидактические игры. В результате дети не смогли подготовиться к конкурсу и рассказать о родном городе. Когда воспитатель задал проблемный вопрос почему мы не смогли подготовиться к конкурсу, на что дети ответили что в группе нет фотографий, мало книг с иллюстрациями о Воркуте. Тут и состоялась эвристическая беседа с детьми «Как возник город в тундре?», выдвигались гипотезы «приехали сюда люди», начали строить дома», далее задавались проблемные вопросы которые и направили детей к новым знаниям «Зачем приехали люди? - искали полезные ископаемые (уголь)» «Для чего нужен был уголь? Если не знаем, то где искать ответ?» Почему Воркута имеет такое название? Сначала провели общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о Воркуте, об улицах, о площадях, о памятниках. Затем фиксировали ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов использовали условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задали второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксировали, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям дошкольников. Когда все дети высказались, спрашивали: «Как нам найти ответы на вопросы?» Так как очень хотелось детям получить свой приз, они решили каждый дома совместно с родителями поискать необходимую информацию и подготовиться к этому конкурсу. Кто-то из детей сказал, что у него есть энциклопедия, кто-то заявил, что будет с сестрой искать в интернете, кто-то сказал, что его бабушка с дедушкой живут здесь давно и знают все о Воркуте, и он узнает все у них, кто-то сказал что живет рядом с библиотекой и пойдет туда вместе с мамой, что там точно есть все что надо. Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.
По итогу конкурса во второй раз, чтобы поделиться добытыми знаниями, дошколята предложили создать мини-музей и быть экскурсоводами для деток старшей и средней групп.
Совместно с детьми выработали план действий:
Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
Что мы знаем | Что хотим узнать |
|
|
Цель проекта: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории, особенностях родного города Воркуты, его достопримечательностях, событиях прошлого и настоящего.
Цель, поставленная перед детьми: создание мини-музея «Воркута моими глазами», макета города и проведение экскурсий для детей старшей и средней групп.
Задачи проекта:
- Развивать у воспитанников потребность к новым знаниям об истории возникновения города Воркуты, его достопримечательностях.
- Формировать познавательные умения: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, отражать картину окружающего мира в творческой деятельности.
- Создать условия для формирования активной самостоятельной инициативной позиции посредством включения детей в групповую и индивидуальную познавательно-исследовательскую деятельность.
Решением поставленного вопроса выступают различные активные формы работы: интернет-ресурсы, чтение научно-популярной и художественной литературы, местных газет «Заполярье», «Северный вестник», справочников, энциклопедий «Атлас республики Коми», обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий по улицам города, в отдел «Воркутинского музейно-выставочного центра» на поселке Воргашор, посещение библиотек. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы.
2 этап – практическая часть. В процессе поисковой деятельности дети познакомились с историей Воркуты: как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название. Выяснили, что изначально возник поселок Рудник, поселок Воркута, как из поселка превратился в город. Выяснили, почему некоторые улицы носят фамилии людей (Чернова, Яновского, Ленина). Интересным для ребят показалось создание макета микрорайона, в котором располагается детский сад и работа над созданием макета города. Часть информации добыли совместно с родителями дома, у бабушек и дедушек, часть - в детском саду.
Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления использовались активные формы работы: рассматривание энциклопедий о городе Воркута для поиска недостающей информации; беседы «Что есть в городе?»; эвристические беседы «Как возник город?», «Местоположение нашего города и его климатические условия»; решали проблемные ситуации «Как приспособились звери к жизни в тундре?», экспериментальная деятельность (свойства угля); практическая деятельность «Засели тундру», изготовление герба - воспитатель направлял детей к субъект - субъектной позиции: обсуждали как будут изготавливать герб, из каких материалов, дети сами распределили между собой кто какую деталь герба будет изготавливать. Составили маршрут «Путь от детского сада до дома» совместно с родителями. В группе из конструкторского материала составили макет микрорайона поселка, где находится детский сад, дошкольники руководствовались своими маршрутами. Надо признать, что споров было много, но как говорят, в споре рождается истина, чтобы прийти к единому мнению, воспитатель дала задание родителям идти другими маршрутами до дома с детьми. Так как макет был мобильным, дети его несколько раз перестраивали пока не пришли к окончательному и единому мнению; играли в дидактические игры «Волшебные ленты дорог», «История родного города», «Путешествие по городу», «Заколдованный город»; решали кроссворды; использовали мнемотаблицы в словесных упражнениях «Отгадай животное», «Найди растение тундры», развивая тем самым пытливость ума.
При реализации второго этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:
1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме:
познание «Гордость Воркуты», «Знаменитые улицы города», «Геральдика города Воркута», коммуникация «Настроение моего города», «Мой родной город в разные времена года»; художественное творчество «Любимый город», «Герб города Воркуты», «Что такое тундра?», социализация – экскурсия в отдел «Воркутинского музейно-выставочного центра» на поселке Воргашор,
чтение художественной литературы: стихотворения, рассказы о Воркуте, коми народные пословицы и поговорки, коми народные сказки;
2) было организовано родительское собрание с сообщением о том, что в преддверии 70-летия города Воркуты стартует проект «Воркута – глазами ребенка». Распределили между родителями домашнее задание, договорились какую информацию искать им вместе с детьми: по истории города, для оформления стенгазеты «Из истории Воркуты», для оформления макета города;
3) совместная работа детей и родителей «Город вчера – город сегодня» поиск фотографий с момента создания города до наших дней, воспоминания родителей, фотографии с их изображением в детстве;
4) для работы с родителями воспитанников была подобрана информация в родительский уголок «Это полезно знать», «Помнить прошлое ради будущего», проводились консультации «Народная мудрость в пословицах», «Как воспитать маленького патриота»;
4) давалось задание родителям, составить вместе с детьми маршрут от дома до детского сада; при любой поездке в город вместе с детьми, сфотографироваться на фоне достопримечательностей для создания фотовыставки.
5) совместно с детьми и родителями провели итоговое мероприятие – досуг «Знатоки родного города», оформили альбом «Пословицы о Родине», создали макет улицы;
6) для педагогов проводился практикум «Знакомство с историей города через дидактическую игру».
На следующем 3 этапе оформили продукты проектной деятельности: создали мини-музей «Воркута моими глазами» в котором были выставлены: карта, макет города, альбом «Пословицы о Родине»; фотовыставка «Люби и знай родной свой край»; выставка рисунков «Мой город», книги о нашем городе, тематические папки «Площади», «История города»; учебные пособия: карта республики, «Карта поселка Северный»; символика города Воркуты (герб, флаг); плакаты с изображением геральдики республики Коми, фотоальбом города; дидактические игры «Составь флаг», «Герб города», «История родного города», «Города республики Коми», иллюстрации с изображением портретов знаменитых людей города; стенгазета «Из истории Воркуты».
4 этап. Презентация проекта. «Путешествие» по макету города в мини-музее «Воркута – глазами ребенка». Дети участники проекта с большим энтузиазмом проводили экскурсии в мини-музее и рассказывали своим сверстникам и детям средней и старшей групп об истории родного города, его достопримечательностях, а также своим родителям, демонстрируя свои знания и эрудированность. Так как проект долгосрочный, макет города является пополняемым, на макете будут появляться новые улицы, здания, памятники.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»
Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...
Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"
Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельн...
«Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками (из опыта работы)»
Суть воспитания, с точки зрения системно - деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослого. опыт использован...
Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...
Статья из опыта работы на тему: «Внедрение и реализация проектной деятельности в систему дошкольного образования»
В последнее время проектный способ постоянно используется в педагогике. Знания и навыки, обретенные воспитанниками детского сада, например, в ходе проекта, становятся достоянием их собственного опыта....
Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
Экологическое воспитание дошкольников через интеграции ОО с учетом ФГОС ДО...
Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством проектной деятельности.
Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в жизни. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности восп...