Индивидуальное занятие по платной логопедической услуге «Речецветик» Тема занятия: «Дифференциация звуков (с-ш)» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Открытое индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста, направленное на коррекцию звукопроизносительной стороны речи (дифференциация звуков "С-Ш")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое индивидуальное занятие по платной логопедической услуге «Речецветик»
Тема занятия: «Дифференциация звуков (с-ш)»
(старший дошкольный возраст)
Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш].
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, скороговорках.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Материал: зеркало; картинка «солнышко» на мониторе; солнышко из веревочек; веревочка с шариком и мышкой; картинки к артикуляционной гимнастике; схема артикуляционного уклада звуков; корзинка с рожками; мелкие предметы – шишка, камушек, катушка, свисток, бусы, сушка; картинки – стол и шкаф; игрушки – мышка, торт со свечками; 4 карточки (одна сторона белая - снег, другая коричневая - проталинки); норка мышки.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Логопед: Здравствуй, Саша. Посмотри, какое весеннее солнышко сегодня светит для тебя (анимационная картинка «солнышко» на мониторе). И я желаю тебе сегодня такого солнечного настроения. А еще я желаю, чтобы у тебя все сегодня получилось, а для этого тебе надо внимательно слушать, смотреть, думать и правильно произносить звуки. А какие звуки мы с тобой будем учиться правильно произносить в речи, ты мне скажешь сам после игры, в которую мы сейчас поиграем.
Игровое упражнение с веревочками «Солнечные лучики»
На столе из веревочек выложено солнышко, лучики – петельки. Предлагаем ребенку поиграть с солнечными лучиками, «погреть» свои пальчики. Ребенок слушает словосочетания, договаривает последний недостающий звук в словах и накидывает петельки - лучики солнышка поочередно на все пальцы руки, начиная с большого. Прямые пальцы подняты вверх и широко разведены друг от друга.
Сладкий анана…. Уютный шала…. Яркий подно…. Теплый ду…. Школьный автобу….
Далее предлагаем погреть пальчики другой руки. Поочередно подцепляем и перекидываем все петельки – лучики пальцами другой руки, одновременно произносим рифмовку: «Лучики сияют, наши пальцы согревают»
Логопед: Скажи, какие звуки мы сегодня будем учиться произносить в речи. Правильно, это звуки (С – Ш)
II. Основная часть.
Логопед: сегодня у одной мышки, зовут ее Шуша, день рождения. Она готовит угощения, ждет гостей. Но вот беда, все дорожки к домику мышки опять завалило снегом. Она переживает, что гости не смогут попасть к ней и очень просит тебя помочь. Ты согласен помочь мышке? Тогда тебе нужно выполнить все задания, чтобы все сугробы растаяли и появились проталинки, а весеннее солнышко тоже будет тебе помогать.
1 задание:
«Мышка в норке»
(артикуляционная гимнастика, артикуляционный уклад звуков).
- Мышка живет в норке - «Окошечко»;
- Мышка проснулась, выглянула из норки – «Иголочка»;
- Посмотрела мышка вправо – влево – «Часики»;
- Стала мышка стряпать блинчики – «Лопатка»;
- Настряпала и поела их с вкусным вареньем – «Вкусное варенье»;
- Потом налила себе чашечку чая – «Чашечка»;
- Захотела мышка на качели покачаться – «Качеля»;
- Мышка любит играть с шариком – дыхательное упражнение – «Мышка на шаре».
Мышка любит пошуршать и посвистеть. Как мышка шуршит? (ш-ш-ш). Как мы произносим этот звук? (губы округлены, широкий язык в виде чашечки поднимается вверх). Как мышка свистит? (с-с-с). Как произносится этот звук? (губы улыбаются, широкий язык за нижними зубами).
2 задание:
«Мышкины песенки»
(дифференциация звуков в слогах)
Мышка любит петь песенки - свистелочки и шумелочки.
Ребенок повторяет ряды слогов с одновременным отбиванием ритма игрушкой - шумелкой: су-су-шу, шу-су-су, су-шу-шу, шу-шу-су, су-шу-су, шу-су-шу.
3 задание:
«Что есть у мышки в норке»
(дифференциация звуков в словах, в предложении)
Ребенок ищет и достает из емкости с сыпучим веществом предметы и говорит, что есть у мышки в норке и раскладывает к картинкам – стол или шкаф, в зависимости от имеющегося звука (шишка, бусы, катушка, свисток, камушек, сушка). Определяет, что в слове сушка имеются звуки (С) и (Ш). Далее просим ребенка произнести полным предложением: «У мышки в норке есть шишка, катушка, камушек, свисток, бусы и сушка».
4 задание:
«Мышкины сушки»
(дифференциация звуков в скороговорке)
Логопед: Посмотри, сколько мышка насушила ко Дню рождения сушек для своих гостей мышек (картинка - мнемотаблица). Послушай скороговорку: «Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила». Ребенок проговаривает скороговорку сначала со взрослым, а затем один, увеличивая темп.
Логоритмическое упражнение: «Солнышко»
Солнце свети высоко,
нам от солнышка тепло.
Тает снег от лучей.
Звонко побежал ручей.
5. задание:
«Мышкин тортик»
(дифференциация звуков в предложениях)
Как ты думаешь, чем же еще мышка будет угощать гостей? (ответы ребенка)
Конечно, она приготовила для своих гостей вкусный торт, посмотри.
Мышка не успела поставить в торт свечки – поможешь ей? (ставит и одновременно считает: одна свечка, две свечки, три свечки…).
-Сколько всего свечек? (всего шесть свечек)
-Значит, сколько лет исполнилось мышке? (мышке исполнилось шесть лет)
-Сколько кусочков у торта? (у торта шесть кусочков)
- Давай поможем мышке разрезать торт на кусочки (разрезает)
Посмотри, весь снег растаял, вход в норку мышки свободен.
А вот и сама мышка – именинница.
- Какая она? (нарядная, красивая, серенькая…)
Мышка тебя благодарит за помощь и угощает тебя тоже кусочком тортика, открой тетрадку и посмотри. Надо обвести этот кусочек и раскрасить его. Для начала давай разомнем наши пальчики при помощи карандаша.
Карандаш в руках катаю,
Им ладошки разминаю.
Каждым пальчиком кручу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Ребенок обводит кусочек торта.
III. Заключительная часть.
Дома ты можешь докрасить кусочек тортика. А так же постарайся вспомнить, что ты нашел у мышки в норке, не забудь правильно назвать и нарисовать в пустых квадратиках. А по этой картинке ты сможешь дома еще раз поучиться правильно и быстро произносить скороговорку про мышку и сушки.
Посмотри, у меня есть две мышки (грустная и веселая). Если тебе сегодня было интересно на занятии, если ты справился со всеми заданиями, то возьми и приклей веселую мышку, а если тебе было скучно, задания были трудными, то грустную.
Ты сегодня очень старался, все задания выполнял правильно. Молодец!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста.
Представляю Вашему вниманию некоторые дидактические игры на дифференциацию гласных и согласных звуков, которые я использую для работы с детьми подготовительной к школе группе....
Конспект занятия: Дифференциация звуков С - Ш. (Старший возраст)
Данный методический материал представлен ввиде конспекта занятия для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ТНР, ОНР....
Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».
Данный проект предназначен для того, чтобы путем специально подобранных и самостоятельно изготовленных дидактических игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, ...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Л" для старшего дошкольного возраста
Конспект индивидуального логопедического занятия...
Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».
Дети дошкольного возраста овладевают речью в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском с...
Дидактические игры в процессе автоматизации и дифференциации смешиваемых звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, прове...
Конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков С-З.
Файл содержит конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Дифференциация звуков С-З"...