Индивидуальное занятие по платной логопедической услуге «Речецветик» Тема занятия: «Дифференциация звуков (с-ш)» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Корженюк Татьяна Викторовна

Открытое индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста, направленное на коррекцию звукопроизносительной стороны речи (дифференциация звуков "С-Ш")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое  индивидуальное  занятие  по платной  логопедической  услуге  «Речецветик»

Тема занятия: «Дифференциация звуков (с-ш)»

(старший дошкольный возраст)

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш].

Задачи:

1. Образовательные:

- уточнить представление ребенка о звуках  [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- уточнить представление  об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;

- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;

- развивать речевое дыхание;

- развитие мелкой моторики рук;

- дифференциация звуков [С], [Ш]  в слогах, словах, предложениях, скороговорках.

3. Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию к занятиям;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Материал: зеркало; картинка «солнышко» на мониторе; солнышко из веревочек; веревочка с шариком и мышкой; картинки к артикуляционной гимнастике; схема артикуляционного уклада звуков;  корзинка с рожками; мелкие предметы – шишка, камушек, катушка, свисток, бусы, сушка; картинки – стол и шкаф; игрушки – мышка, торт со свечками; 4 карточки  (одна сторона белая - снег,  другая  коричневая -  проталинки); норка мышки.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Логопед: Здравствуй, Саша. Посмотри, какое весеннее солнышко сегодня светит для тебя (анимационная картинка «солнышко» на мониторе). И я желаю тебе сегодня такого солнечного настроения. А еще я желаю, чтобы у тебя все сегодня получилось, а для этого тебе надо внимательно слушать, смотреть, думать и правильно произносить звуки. А какие звуки мы с тобой будем учиться правильно произносить в речи, ты мне скажешь сам после игры, в которую мы сейчас поиграем.

Игровое упражнение с веревочками «Солнечные лучики»

На столе из веревочек выложено солнышко, лучики – петельки. Предлагаем ребенку поиграть с солнечными лучиками, «погреть» свои пальчики. Ребенок слушает словосочетания, договаривает последний недостающий звук в словах и накидывает петельки - лучики солнышка поочередно на все пальцы руки, начиная с  большого.  Прямые пальцы подняты вверх и широко разведены друг от друга.

Сладкий  анана….  Уютный шала….  Яркий подно….  Теплый ду….  Школьный автобу….

Далее предлагаем погреть пальчики другой руки. Поочередно подцепляем и перекидываем все петельки – лучики пальцами другой руки, одновременно произносим рифмовку: «Лучики сияют, наши пальцы согревают»

Логопед: Скажи, какие звуки мы сегодня будем учиться  произносить в речи. Правильно, это звуки (С – Ш)

II. Основная часть.

Логопед: сегодня у одной мышки, зовут ее Шуша, день рождения. Она готовит угощения, ждет гостей. Но вот беда, все дорожки к домику мышки опять завалило снегом. Она переживает, что гости не смогут попасть к ней и очень просит тебя помочь. Ты согласен помочь мышке? Тогда тебе нужно выполнить все задания, чтобы все сугробы растаяли и появились проталинки, а весеннее солнышко тоже будет тебе помогать.

1 задание: 

«Мышка в норке» 

(артикуляционная гимнастика, артикуляционный уклад звуков).

- Мышка живет в норке - «Окошечко»;

- Мышка проснулась, выглянула из норки – «Иголочка»;

- Посмотрела мышка вправо – влево – «Часики»;

- Стала мышка стряпать блинчики – «Лопатка»;

- Настряпала и поела их с вкусным вареньем – «Вкусное варенье»;

- Потом налила себе чашечку чая – «Чашечка»;

- Захотела мышка на качели покачаться – «Качеля»;

- Мышка любит играть с шариком – дыхательное упражнение – «Мышка на шаре».

   

Мышка любит пошуршать и посвистеть. Как мышка шуршит? (ш-ш-ш). Как мы произносим этот звук? (губы округлены, широкий язык в виде чашечки поднимается вверх). Как мышка свистит? (с-с-с). Как произносится этот звук? (губы улыбаются, широкий язык за нижними зубами).

2 задание:

«Мышкины песенки»

(дифференциация звуков в слогах)

Мышка любит петь песенки  - свистелочки и шумелочки.

Ребенок повторяет ряды слогов с одновременным отбиванием ритма игрушкой - шумелкой: су-су-шу,  шу-су-су,  су-шу-шу, шу-шу-су, су-шу-су, шу-су-шу.

3 задание:

«Что есть у мышки в норке»

(дифференциация звуков в словах, в предложении)

Ребенок ищет и достает из емкости с сыпучим веществом предметы и говорит, что есть у мышки в норке и раскладывает к картинкам – стол или шкаф, в зависимости от имеющегося звука  (шишка, бусы, катушка,  свисток, камушек, сушка). Определяет, что в слове сушка имеются звуки (С) и (Ш). Далее просим ребенка  произнести полным предложением: «У мышки в норке есть шишка, катушка, камушек, свисток, бусы и сушка».  

4 задание:

«Мышкины сушки»

(дифференциация звуков в скороговорке)

Логопед: Посмотри, сколько мышка насушила ко Дню рождения сушек для своих гостей  мышек (картинка - мнемотаблица). Послушай скороговорку: «Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила». Ребенок проговаривает скороговорку сначала со взрослым, а затем один, увеличивая темп.

Логоритмическое упражнение: «Солнышко»

Солнце свети высоко,

нам от солнышка тепло.

Тает снег от лучей.

Звонко побежал ручей.

5. задание:

«Мышкин тортик»

(дифференциация звуков в предложениях)

Как ты думаешь, чем же еще мышка будет угощать гостей? (ответы ребенка)

Конечно, она приготовила для своих гостей вкусный торт, посмотри.

Мышка не успела поставить в торт свечки – поможешь ей? (ставит и одновременно считает: одна свечка, две свечки, три свечки…).

-Сколько всего свечек? (всего шесть свечек)

-Значит, сколько лет исполнилось мышке? (мышке исполнилось шесть лет)

-Сколько кусочков у торта? (у торта шесть кусочков)

- Давай поможем мышке разрезать торт на кусочки (разрезает)

Посмотри, весь снег растаял, вход в норку мышки свободен.

А вот и сама мышка – именинница.

- Какая она? (нарядная, красивая, серенькая…)

Мышка тебя благодарит за помощь и угощает тебя тоже кусочком тортика, открой тетрадку и посмотри. Надо обвести этот кусочек и раскрасить его. Для начала давай разомнем наши пальчики при помощи карандаша.

Карандаш в руках катаю,

Им ладошки разминаю.

Каждым пальчиком кручу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

 

Ребенок обводит кусочек торта.

III. Заключительная часть.

Дома ты можешь докрасить кусочек тортика. А так же постарайся вспомнить, что ты нашел у мышки в норке, не забудь правильно назвать и нарисовать в пустых квадратиках. А по этой картинке ты сможешь дома еще раз поучиться правильно и быстро произносить скороговорку про мышку и сушки.

Посмотри, у меня есть две мышки (грустная и веселая).  Если тебе сегодня было интересно на занятии, если ты справился со всеми заданиями, то возьми и приклей веселую мышку, а если тебе было скучно, задания были трудными, то грустную.

Ты сегодня очень старался, все задания выполнял правильно. Молодец!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста.

Представляю Вашему вниманию некоторые дидактические игры на дифференциацию  гласных и согласных звуков, которые я использую для работы с детьми подготовительной к школе группе....

Конспект занятия: Дифференциация звуков С - Ш. (Старший возраст)

Данный методический материал представлен ввиде конспекта занятия для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ТНР, ОНР....

Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Данный проект предназначен для того, чтобы  путем специально подобранных и самостоятельно изготовленных  дидактических  игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, ...

Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Дети дошкольного возраста овладевают речью в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском с...

Дидактические игры в процессе автоматизации и дифференциации смешиваемых звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, прове...

Конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков С-З.

Файл содержит конспект подгруппового занятия по произношению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Дифференциация звуков С-З"...