Познавательный проект «Описательный рассказ. Мебель»
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Десятова Наталья Викторовна

Данный проект направлен на оптимизацию коррекционно-образовательного процесса коммуникативного развития детей с ОНР через конструирование связного высказывания с опорой на предметно-графическую модель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyatova_proekt_mebel.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  

образовательное учреждение

«Детский сад №8 комбинированного вида»

Десятова Наталья Викторовна, учитель-логопед

Познавательный проект «Описательный рассказ. Мебель»

Данный проект направлен на оптимизацию коррекционно-образовательного процесса коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи через конструирование связного высказывания с опорой на предметно-графическую модель.

Вид проекта:

  • краткосрочный
  • коммуникативно-познавательный

Участники проекта:

  • учитель-логопед, дети старшей группы, родители, воспитатели.

Проблема:

Наглядный материал усваивается легче, чем словесный.

      В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

   На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состав слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушением речи.

       В энциклопедическом словаре дается определение «Моделирование – это исследование каких - либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей».

    Модель – это «любой образ (мысленный или условный, изображение, описание, схема, чертеж, график, план и т.п.) какого-либо процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя». Сущность моделирования это - процесс замещения реальных предметов или объектов искусственно созданными.

    Моделирование в педагогике рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

    Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

     Другими словами: модель является представлением объекта в некоторой

форме, отличной от формы его реального существования. Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре,

познавательной деятельности, конструировании, рисовании, лепке, развитии речи и т.д. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредованному решению познавательных задач.

    Модель как наглядно-практическое средство должна соответствовать ряду

требований:

1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются

     объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.

2. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней

3. Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны

    быть освоены с её помощью.

4. Она должна облегчать познание.

    Виды моделей.

В дидактике выделены три вида моделей:

1.Предметная модель.

Имеет вид физической конструкции предмета, аналогична предмету,

воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве.

2.Предметно-схематическая модель.

Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

3.Графические модели обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется преимущественно в школе.    

     Актуальность использования моделирования в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи, характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

       Цель проекта: 

  • Определение эффективности использования метода  наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи (описательный рассказ) детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

- Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

- Учить составлять предложения по опорным схемам.

- Формировать навыки диалогической речи.

- Обучать детей навыкам эффективного общения через совместное  

  моделирование игровой ситуации.

- Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с

  детьми.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, ассоциативное мышление.

- Воспитывать игровое поведение, чувство сплоченности.

- Учить взаимодействию в группе.

Предполагаемый результат:

в результате применения метода наглядного моделирования дети эффективней запоминают  структуру рассказа, воспроизводят информацию.  Наглядный материал усваивается легче, чем словесный, расширился словарный запас, появилась уверенность в себе.

Продукт:

  • рассказ о предмете мебели, выполненной из спичечных коробков с  

    опорой на опорно-графический план;

  • выставка мебели из спичечных коробков;

Форы реализации проекта

I этап. Подготовительный (за неделю до начала проекта)

1. Методическое обеспечение проекта: определение значимости использования наглядного моделирования для развития связной речи детей дошкольного возраста; анализ теоретического и практического материал для внедрения в практическую деятельность;

2. Работа с детьми: определение актуальных знаний детей по лексической теме «Мебель».

3. Создание развивающей среды: подбор художественной литературы, иллюстраций, сюжетных картин по теме «Мебель», настольных и дидактических игр.

II этап. Основной этап.

Вид деятельности

Задачи

Участники

1.

Рассматривание домашней мебели, предназначенной для спальни, кухни, гостиной.

Объяснить ребенку назначение мебели; ее внешние признаки.

Родители

Дети

2.

Чтение художественной литературы по теме.

Воспитывать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать его содержание, отвечать на вопросы по его содержанию; отгадывать загадки.

 

Логопед

Воспитатели

Дети

3.

Пальчиковые игры

Развивать мелкую моторику

Логопед

Дети

4.

Дидактические игры:

«Расставим мебель»,

«Для чего это нужно?»,

«Найди общее»,

«Определи целое по части»

«Сложи правильно»

Развивать:

- речевую активность детей;

-словесно-логическое

 мышление;

- целостность зрительного

  восприятия

Логопед

Воспитатели

Дети

5.

Сюжетная игра «Мебельный магазин»

Учить детей передавать в игре простые бытовые ситуации, включающие ряд       последовательных действий, переходить в ходе игры от одного игрового действия к

другому.

Учить детей принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге

Воспитатели

Дети

6.

Проведение коррекционных занятий по теме проекта

Обогащение словарного запаса.

Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Составление предложений по опорным схемам.

Логопед

Дети

7.

Совместное изготовление мебели из спичечных коробков.

Составление описательного рассказа о сделанной мебели

Формирование у родителей интереса к проекту

Родители Дети

III этап. Заключительный

  • Диагностика детей  по умению составлять предложения и текст с опорой  на символы:

     начало проекта – успешность 10% (2 ребенка)

     конец проекта – успешность 50% (10 детей).

  • Выставка мебели из спичечных коробков.
  • Описательный рассказ по графической схеме.

Результат проекта     

       Обучение описательному рассказу проходило при использовании двух вида моделей: предметная и графическая.

       Использование метода наглядного моделирования  помогает эффективней запомнить  структуру рассказа, воспроизводить информацию,

развивает образное мышление, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем.

       Качественный анализ детских высказываний показал, что опора на наглядную модель позволила актуализировать и активизировать лексический запас ребенка с ОНР. Рассказы детей стали более полными и связными, отражали причинно-следственные связи.

      Использованные в данном проекте различные виды деятельности могут проводиться с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так и дома, под руководством родителей. Они позволяют не только развивать речь, но и расширяют представления ребенка об окружающем мире, развивают его воображение и мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...

Составление описательного рассказа по теме "Мебель" с использованием программы PowerPoint.

Методические рекомендации и презентация в программе PowerPoint помогут учителю-логопеду спланироватьзанятие по формированию навыков описательной речи и правильно организовать исследовательскую деятель...

педагогический проект :« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания...