Познавательный проект «Описательный рассказ. Мебель»
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Данный проект направлен на оптимизацию коррекционно-образовательного процесса коммуникативного развития детей с ОНР через конструирование связного высказывания с опорой на предметно-графическую модель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
desyatova_proekt_mebel.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида»
Десятова Наталья Викторовна, учитель-логопед
Познавательный проект «Описательный рассказ. Мебель»
Данный проект направлен на оптимизацию коррекционно-образовательного процесса коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи через конструирование связного высказывания с опорой на предметно-графическую модель.
Вид проекта:
- краткосрочный
- коммуникативно-познавательный
Участники проекта:
- учитель-логопед, дети старшей группы, родители, воспитатели.
Проблема:
Наглядный материал усваивается легче, чем словесный.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л.М. Хализева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состав слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушением речи.
В энциклопедическом словаре дается определение «Моделирование – это исследование каких - либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей».
Модель – это «любой образ (мысленный или условный, изображение, описание, схема, чертеж, график, план и т.п.) какого-либо процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя». Сущность моделирования это - процесс замещения реальных предметов или объектов искусственно созданными.
Моделирование в педагогике рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению, выбору и конструированию моделей.
Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
Другими словами: модель является представлением объекта в некоторой
форме, отличной от формы его реального существования. Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре,
познавательной деятельности, конструировании, рисовании, лепке, развитии речи и т.д. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредованному решению познавательных задач.
Модель как наглядно-практическое средство должна соответствовать ряду
требований:
1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются
объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней
3. Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны
быть освоены с её помощью.
4. Она должна облегчать познание.
Виды моделей.
В дидактике выделены три вида моделей:
1.Предметная модель.
Имеет вид физической конструкции предмета, аналогична предмету,
воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве.
2.Предметно-схематическая модель.
Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
3.Графические модели обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется преимущественно в школе.
Актуальность использования моделирования в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи, характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
Цель проекта:
- Определение эффективности использования метода наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи (описательный рассказ) детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
- Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
- Учить составлять предложения по опорным схемам.
- Формировать навыки диалогической речи.
- Обучать детей навыкам эффективного общения через совместное
моделирование игровой ситуации.
- Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с
детьми.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, ассоциативное мышление.
- Воспитывать игровое поведение, чувство сплоченности.
- Учить взаимодействию в группе.
Предполагаемый результат:
в результате применения метода наглядного моделирования дети эффективней запоминают структуру рассказа, воспроизводят информацию. Наглядный материал усваивается легче, чем словесный, расширился словарный запас, появилась уверенность в себе.
Продукт:
- рассказ о предмете мебели, выполненной из спичечных коробков с
опорой на опорно-графический план;
- выставка мебели из спичечных коробков;
Форы реализации проекта
I этап. Подготовительный (за неделю до начала проекта)
1. Методическое обеспечение проекта: определение значимости использования наглядного моделирования для развития связной речи детей дошкольного возраста; анализ теоретического и практического материал для внедрения в практическую деятельность;
2. Работа с детьми: определение актуальных знаний детей по лексической теме «Мебель».
3. Создание развивающей среды: подбор художественной литературы, иллюстраций, сюжетных картин по теме «Мебель», настольных и дидактических игр.
II этап. Основной этап.
№ | Вид деятельности | Задачи | Участники |
1. | Рассматривание домашней мебели, предназначенной для спальни, кухни, гостиной. | Объяснить ребенку назначение мебели; ее внешние признаки. | Родители Дети |
2. | Чтение художественной литературы по теме. | Воспитывать умение детей внимательно слушать произведение, запоминать его содержание, отвечать на вопросы по его содержанию; отгадывать загадки.
| Логопед Воспитатели Дети |
3. | Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику | Логопед Дети |
4. | Дидактические игры: «Расставим мебель», «Для чего это нужно?», «Найди общее», «Определи целое по части» «Сложи правильно» | Развивать: - речевую активность детей; -словесно-логическое мышление; - целостность зрительного восприятия | Логопед Воспитатели Дети |
5. | Сюжетная игра «Мебельный магазин» | Учить детей передавать в игре простые бытовые ситуации, включающие ряд последовательных действий, переходить в ходе игры от одного игрового действия к другому. Учить детей принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге | Воспитатели Дети |
6. | Проведение коррекционных занятий по теме проекта | Обогащение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, связной речи. Составление предложений по опорным схемам. | Логопед Дети |
7. | Совместное изготовление мебели из спичечных коробков. Составление описательного рассказа о сделанной мебели | Формирование у родителей интереса к проекту | Родители Дети |
III этап. Заключительный
- Диагностика детей по умению составлять предложения и текст с опорой на символы:
начало проекта – успешность 10% (2 ребенка)
конец проекта – успешность 50% (10 детей).
- Выставка мебели из спичечных коробков.
- Описательный рассказ по графической схеме.
Результат проекта
Обучение описательному рассказу проходило при использовании двух вида моделей: предметная и графическая.
Использование метода наглядного моделирования помогает эффективней запомнить структуру рассказа, воспроизводить информацию,
развивает образное мышление, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем.
Качественный анализ детских высказываний показал, что опора на наглядную модель позволила актуализировать и активизировать лексический запас ребенка с ОНР. Рассказы детей стали более полными и связными, отражали причинно-следственные связи.
Использованные в данном проекте различные виды деятельности могут проводиться с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так и дома, под руководством родителей. Они позволяют не только развивать речь, но и расширяют представления ребенка об окружающем мире, развивают его воображение и мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»
Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...
Составление описательного рассказа по теме "Мебель" с использованием программы PowerPoint.
Методические рекомендации и презентация в программе PowerPoint помогут учителю-логопеду спланироватьзанятие по формированию навыков описательной речи и правильно организовать исследовательскую деятель...
конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление описательного рассказа по теме "Мебель"
Занятие по ФГОС...
педагогический проект :« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания...
Технологическая карта по развитию речи "Мебель. Составление описательного рассказа" в средней группе
тех.карта по развитию речи в средней группе...