Составление описательного рассказа по теме "Мебель" с использованием программы PowerPoint.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Зинченко Светлана Ивановна

Методические рекомендации и презентация в программе PowerPoint помогут учителю-логопеду спланироватьзанятие по формированию навыков описательной речи и правильно организовать исследовательскую деятельность детей по выявлению признаков предмета или характеристик явлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление описательных и сравнительных рассказов

 с использованием программы PowerPoint

   

    Как известно описательный рассказ имеет параллельную структуру, когда мысль каждого последующего предложения не вытекает из мысли предыдущего, а существует как бы самостоятельно, подчиняясь только общей теме рассказа о качествах и свойствах предмета. Все мысли в таком рассказе являются равноценными, поэтому структура такого текста носит название параллельной.

   Сложность овладения описательной речью связана с тем, что для его создания не достаточно накопленного сенсорного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа, направленная на выделение не только видимых свойств и признаков предмета, но и тех качеств, которые не представлены в явном виде. Так же трудности связаны с тем, что внутренняя организация связного сообщения не имеет жесткой программы как в текстах повествовательного характера. Программа зависит от последовательности выделение качеств предмета и характеристик явлений.

   Для того чтобы мыслительная работа опережала речевую, на начальном этапе работы  по формированию навыков описательной речи рекомендуется развивать исследовательские способности детей на материале загадок. Желательно чтобы текст загадок носил повествовательно-описательный характер. Повествовательная часть загадки позволяет погрузить ребенка в определенную сюжетную ситуацию, а описательная часть – дает возможность решить задачи намеченные логопедом.

В качестве образца может служить отрывок из рассказа Пермяка Е. «Подарок».

Хороший подарок прислал Дедушка своему внуку Алику. Одна половинка подарка синяя-синяя, как небо в ясный день. Другая половинка красная-красная, как ясное солнышко. А по середине поясочек золотистый пробегает. И весь он такой блестящий, гладкий, величиной с маленький арбуз. Все подарком любуются, гладят его. Ребята просят Алика поиграть с ним. Ему и самому хочется посмотреть, как дедушкин подарок скачет. Но жалко, ведь дорога-то пыльная.

После отгадывания загадки, логопед побуждает исследовательскую деятельность детей вопросами:  - Как вы догадались, что это мяч?

                                 - Каким образом ребята узнали, что мяч разноцветный?

                                 -  Как обнаружили что мяч блестящий? (увидели глазами?)

Цикл занятий в этом направлении позволяет научить детей опознавать предмет по его описанию как с опорой на картинки - отгадки, так и без них.

Организуя исследовательскую деятельность детей по выявлению признаков предмета или характеристик явлений важно, чтобы схема имела не горизонтальное, а вертикальное расположение.

При составлении рассказа переключаться на просмотр слайдов не нужно. Необходимо использовать рабочий режим программы PowerPoint.

  1. Организовывая первоначальный этап работы по формированию

 умственных действий важно, чтобы дети, опираясь  на заданную графическую программу последовательно выбирали из предложенных маркеров (для обозначения цвета, величина и т.д.) нужный   и помещали его в свободное окно графического плана.

    На этом же этапе ведется работа над предложением. С опорой на графическую схему ребенок составляет предложение от простого до распространенного в зависимости от возраста, уровня речевого развития и своих речевых возможностей.

Подобная работа проводится и при поиске остальных качеств предмета.

  1. После того как все маркеры отобраны и предложения составлены.

Ребенку предлагается с опорой графическую схему объединить их в  единый рассказ. На этом же этапе логопед обращает внимание детей на то, что от перестановки порядка признаков в рассказе ничего не меняется. В тексте не возникает таких пробелов (дырок), какие возникают при перестановке частей повествовательного текста.

После того как рассказ составлен внимание детей акцентируется на том, что получившийся текст неинтересен, потому что каждое предложение в нем начинается одинаково  (с одного и того же слова)

  1. Отсюда вытекает новая задача – это научить детей чередовать начало

предложений: одно и которых начинается с названия предмета, а другое с местоимения. С этой целью вводятся знаки запрета запрещающие повторять название того предмета, который описывают дети.

Совместно с логопедом  ребенок подбирает слова  синонимы и местоимения, которые в последующем вставляет в освободившиеся окна графического плана.

  1. Работа над описательным рассказом может завершиться тем, что

ребенку предлагается вспомнить и самостоятельно без опоры на слова синонимы и местоимения пересказать весь составленный рассказ.

Вывод: Таким образом, применение графической схемы, позволяет детям наглядно показать не только построение каждого отдельного предложения, но и целого рассказа. А так же создает возможность слежения за правильной реализацией содержания рассказа, вырабатывая тем самым осознанный контроль за собственной речью.

В основу презентаций положена «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» предложенная В. К. Воробьевой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыков связной описательной речи

Слайд 2

Назначение гостиная кухня спальня

Слайд 3

Цвет

Слайд 4

Величина большой средний маленький

Слайд 5

Части

Слайд 6

Материал стекло кожа ткань железо пластмасса дерево

Слайд 7

Как используется в хозяйстве?

Слайд 8

Составление описательного рассказа

Слайд 9

Составление описательного рассказа

Слайд 10

Составление описательного рассказа стул этот предмет он эта мебель она

Слайд 11

Составление описательного рассказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Составление описательных рассказов о профессияхс использованием схемы. Интегрированное занятие в старшей группе.

Цели: развитие связной речи.Задачи:коррекционно-образовательные:—  формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;—  учить сос...

Составление описательного рассказа по теме "Транспорт" с использованием программы PowerPoint.

Презентация в программе PowerPoint поможет учителю-логопеду спланировать занятие по формированию навыков описательной речи и правильно организовать исследовательскую деятельность детей по выявлению пр...

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....