Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине с использованием мнемотаблицы, соблюдая композицию рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        « Детский сад комбинированного вида №39».

Конспект  занятия

по познавательно-речевой деятельности

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

           

                                                                              Составила:

                                                            воспитатель коррекционной группы

                                                            Родионова Наталья Владимировна

                                                           

                                   Арзамас

                                      2014

Тема «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком».

Компоненты интеграции.

Познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Цель. Уточнение представлений о зиме как времени года.

Программные задачи.

Образовательные.

- Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях.

- Обеспечить узнавание образов зимнего чуда в стихах, звуках музыки, картине художника.

- Формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из 5-6 предложений с помощью мнемотаблицы, соблюдая композицию рассказа.

- Добиться использования в речи разных синтаксических конструкций, образных слов и выражений.

- Совершенствовать умение рассказывать связно, плавно, эмоционально.

- Обогащать словарь искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукции).

Развивающие.

- Способствовать развитию личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность).

- Способствовать художественному видению пейзажной картины; стимулировать желание внимательно ее рассматривать.

- Содействовать развитию умений согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.

Воспитательные.

- Приобщать детей к словесному, музыкальному и изобразительному искусствам.

- Помочь получить эстетическое наслаждение, чувства и переживания.

Коррекционные.

- Осуществлять развитие психических процессов (слуховое и зрительное восприятие).

- Содействовать развитию коррекции речи и движений.

Методические приемы.

Игровые методы: вхождение в воображаемую ситуацию, принятие роли и выполнение действий в соответствии с принятой ролью.

Диалогический метод: беседа.

Творческие методы: презентация, импровизация.

Метод совместного обучения: совместное решение поставленной задачи.

Прием, обеспечивающий эмоциональную активность: использование воображаемых ситуаций, сюрпризный момент.

Прием, повышающий интерес: использование презентации, художественного слова, ТСО.

Прием развивающего обучения: использование мнемотаблицы.

Игровой прием: подчинение учебной деятельности правилам игры.

Коррекционные методы: психогимнастика, ритмопластика, логоритмика.

Методическое обеспечение.

Видео слайды с зимней тематикой. Видео презентация с произведениями известных художников. Музыкальная запись произведений П.И.Чайковского из альбома «Времена года. Декабрь», Ж.Массе «Элегия». Репродукция картины И.Шишкина «на севере крайнем». Мнемотаблица. Мультимедиа – проектор.

Предварительная работа.

Наблюдения за зимними явлениями. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Чтение и заучивание стихов и песен. Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года».

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня почтальон Печкин принес нам журнал. Давайте  рассмотрим его.

(на экране появляется изображение Печкина)

(дети рассматривают журнал)

А кто принимает участие в составлении журналов, газет? (Журналисты)

Какими должны быть журналисты (Умными, грамотными, честными, грамотными)

Ребята, а хотите сегодня стать журналистами и создать свой журнал? Темой нашего журнала будет ответ на загадку:

      Королева ледяная

       Мчится в ледяной карете,

       И ее сопровождает

        Северный холодный ветер.

        А за ней бегут вдогонку

        Вьюга, колкая поземка.

          И несутся, словно змеи,

         Серебристые метели.     (Зима)

Воспитатель. Красоту, волшебство и величие русской природы зимой воспевали художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой. Вот и мы наш журнал посвятим зиме.

(на экране слайды зимнего пейзажа)

Перед вами первая страница нашего журнала. Как мы его назовем, подумайте? («Зима», «Зима – волшебница», «Зимнее чудо»)

Итак, наш журнал называется «Зимнее чудо».

(на экране слайд – летящие снежинки)

А вот и вторая страница. Посмотрите, какая она веселая, как забавно сверкают снежинки, будто приглашают поиграть. На странице «Игралочка» мы поместим веселые загадки.

(дети загадывают загадки, на экране слайды с отгадками)

Дети. – С неба падают снежинки

               Серебристые … (Снежинки)

                   - Вот веселье для ребят   

                     Все сильнее …     (Снегопад)

                              Словно в белый пуховик

                              Нарядился … (Снеговик)

Воспитатель. Посмотрите, как играют снежинки, как бы дружат друг с другом.

(на экране картинка с изображением падающих снежинок)

(дети выполняют ритмопластику под музыку Ж.Массне «Элегия»)

Воспитатель. Ой, посмотрите, одна из снежинок прилетела к нам поиграть. Будем передавать ее по кругу и называть какая бывает зима. (Морозная, снежная, суровая, пушистая, белая, вьюжная и т.д.)

(дети присаживаются на стулья)

Воспитатель. Перейдем к третьей странице нашего журнала. Она – поэтическая.

(на экране – портреты поэтов А.С.Пушкина и С.А.Есенина)

Кто хочет прочитать стихи этих авторов о зиме?

(дети читают наизусть, на экране показываются иллюстрации к стихам)

- Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

                          (С.А.Есенин)

- Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Воспитатель. Да, действительно, поэты в стихах прекрасно описали красоту зимней природы и передали нам свой восторг.

Открываем страницу – музыкальную. Исполним песню «Ох, ты зимушка – зима»

(дети выполняют логоритмическое упражнение )

 Воспитатель. Переходим к следующей странице нашего журнала – художественной.

Посмотрите, как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе.

(дети рассматривают на экране репродукции русских художников о зиме с сопровождением музыкальной записи произведения П.Чайковского «Декабрь. Из альбома «Времена года»)

Воспитатель. Чем картины отличаются друг от друга? ( Сюжетом)

 Но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом? (Пейзажем)

Воспитатель. Давайте поместим в нашем журнале статью о картине И.И.Шишкина «На севере диком».

(на экране репродукция картины И.И.Шишкина «На севере диком»)

Послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком» в исполнении Кирилла.

 Ребенок.  На севере диком стоит одиноко

                     На голой вершине сосна.

                     И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                     Одета, как ризой, она.

 Воспитатель.

- Ребята, нравится вам эта картина?

- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа? (Синие, голубые, серые, черные, коричневые, белые и т.д.)

- Что изображено на переднем плане? (Сосна)

- Какими словами можно сказать о сосне? Какая она? (Тихая, спокойная, красивая, усталая, задумчивая, высокая, стройная, лохматая, могучая, величественная, старая, мудрая, одинокая, грустная, печальная и т.д.)

- Что изображено на заднем плане? (Небо)

- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, темное, холодное, вечернее и т.д.)

- (звучит спокойная музыка) Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричневато-желтый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.

-Как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т.д.)

- Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это? (Темно-голубая, черная, серая, коричневая)

- Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжелые облака и т.д.)

- А что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны)

- А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет)

- Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у нее были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь? Как вы думаете, о чем думает сосна? Что она видела в своей жизни? С кем она могла общаться?

Психогимнастика «Природа вокруг нас»

(на экране появляются, сменяя друг друга слайды соответствующее содержанию текста: вид зимней природы, летящие снежинки, заснеженное дерево, вьюга и т.д.)

Воспитатель.  Зазвучала музыка.. Я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину и почувствовать всю красоту зимней природы. Вдохнем воздуха почувствуем, какой он?... Морозный, прозрачный, свежий, легкий. Прислушаемся, тихо вокруг, и можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. И скрип снега, и шепот ветра, и потрескивание веток. А вот налетел ветер, закружил нас в воздухе, и мы вместе со снежинками танцуем, и спокойно собираемся в большой сугроб...

Воспитатель. Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами: и о величии сосны, и о снеге, и о небе, и о солнце. Для того, чтобы рассказ получился полным, обозначим основные моменты с помощью опорной схемы (мнемотаблица).

- Что изображено на картине? (Сосна)

- Где стоит сосна? (На горе)

-Какой ствол у сосны? (Большой, толстый)

-Какие ветки у сосны? (Колючие, пушистые)

- Какое небо? (Хмурое, темное)

- О чем думает сосна?

- Какие чувства ты испытываешь к сосне?

(дети составляют описательный рассказ, опираясь на мнемотаблицу)

                Примерный рассказ.

На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У нее длинный ствол и пушистые ветки. На ветвях – сугробы снега, как белая шуба. По темно-голубому вечернему небу плывет хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласкового освещает вершину сосны, и от этого она становится еще великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон.

Воспитатель. Какую же главную мысль нашей словесной картины мы донесли до читателей? (Как прекрасна наша родная русская природа. Природа – красота и богатство, и ее надо охранять и беречь).

Воспитатель. Ну что же, журнал наш готов. Вы славно потрудились, и я думаю, наш журнал наверняка понравится читателям. А вам понравилось быть журналистами? И я вам дарю вот такие блокнотики, где вы можете делать какие-то заметки.

Литература.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Констекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. –М: Центр педагогического образования, 2008.

               

   Мнемотаблица

1 Какое время года

2 Что изображено на переднем плане картины

3 Где растет сосна

4 Что есть у сосны

5 Какое настроение у сосны

6 Как изображено небо

7 О чем думает сосна

8 Какие чувства ты испытываешь

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина "На севере диком".

На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине....

«Рассказывание по картине. Составление рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»»

Образовательные области: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с социально-коммуникативным развитием.Цель занятия: развитие творческого воображения при составлении описательного расс...