педагогический проект :« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Екатеринина Римма Ураловна

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovyy_po_razvitiyu_rechi_5_gruppa.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 « Детский сад № 345»

Педагогический проект

« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»

Выполнили:

Екатеринина Римма Ураловна

Аникина Анастасия Сергеевна

Г. Нижний Новгород

2017

Актуальность проекта:

Проект посвящён актуальной проблеме – развитию у детей среднего дошкольного возраста умения составлять  описательные  рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи- фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи , обогащение и активизация словаря , формирование грамматического строя речи, обучение связной речи- решаются на протяжении всего дошкольного детства , однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности , проявляющиеся в использовании языковых средств , допустимых в разговорной речи , но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, которая представляет собой развёрнутое высказывание ,состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание , повествование, рассуждение. Формирование связной речи , развитие умений содержательно и логично строить высказывания является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка-дошкольника. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно последовательно излагать свои мысли. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель: развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта.

Задачи:

  • Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ
  • Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления
  • Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет (иллюстрацию), об объектах природы.
  • Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события
  • Учить детей составлять повествовательный  рассказ по игрушкам, картинам
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Вести работу среди родителей по развитию речи детей (консультации, индивидуальные беседы, родительские собрании.

                   Гипотеза:

             Мы предполагаем, что, проведя ряд занятий по обучению рассказыванию,  расширится словарный запас, дети смогут составлять простые рассказы, описывать игрушки и картины. У детей сформируется умения связно высказывать свои мысли, строить диалог.

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели средней группы.

Сроки реализации: учебный год 2017-2018.

Работа с родителями: Консультации в родительских уголках, беседы и индивидуальные консультации, обсуждение важности развития речи на родительских собраниях.

Перспективный план проекта:

Месяц

Форма работы

Сентябрь

  1. Разработка проекта.
  2.  Подобрать методическую и художественную литературу.
  3.  Подобрать материалы для продуктивной деятельности детей.
  4. Составить перспективный план.
  5.  Привлечь активное участие родителей.

Выполнение проекта. Перспективный план.

Октябрь

  1. Рассматривание  и описание картины «Кролик с крольчатами»
  2. Занятие «Расскажите о птичках, о больших и невеличках»
  3. Просмотр, обсуждение  фильма о народных промыслах Нижнего Новгорода.
  4. Описание хохломской игрушки.

Коллективная работа по теме» Осень золотая»

Ноябрь

  1. Чтение художественной литературы  «Правила поведения». Обсуждение правил поведения за столом, в общественных местах. Составление рассказа « Я не буду ….»
  2. Рассматривание изображений различного транспорта. Описание транспорта.
  3. Рассматривание и обсуждение картины « Мишка в берлоге».
  4. Разговор о маме. Поделка маме. Составление рассказа о маме. 

Дидактическая игра

« Составь рассказ по картинке»

Декабрь

  1. Рассматривание картины « Зимушка- Зима». Описание зимы.
  2. Чтение и обсуждение русской народной сказки в обработке М. Булатова « Лисичка-сестричка и волк»
  3. Беседа про театр. Показ кукольного театра по сказке «Рукавичка»
  4. Рассматривание ёлки в группе. Описание её. Составление рассказа « Праздник Новый год»

Изготовление демонстрационного материала на тему «Осень»

Январь

1.Рассказ ребятам о том,  что такое колядки, как  колядуют.

2. Разговор о доброте. Составление рассказа « Мой добрый поступок»

3. Составление рассказа зимние забавы. Рассматривание картины « Я с горы на санках»

 

Дидактическая игра

« Найди откуда этот предмет»

Февраль

  1. Рассматривание картины «Кошка с котятами».
  2. Беседа о семье. Составление рассказа « Моя семья»
  3. Беседа о безопасности на улице. Просмотр мультфильма « Моя безопасность»
  4. Рассматривание   инструментов . Описание их, рассказ о том, для чего и кому они нужны.
  5. Сочинение рассказа о папе по фотографиям. Изготовление открытки.

Изготовление демонстрационного материала « Безопасность»

Апрель

  1. День смеха. Разговор о празднике. Рассказ ребят о смешных  историях из жизни.
  2. Беседа, обсуждение «День космонавтики». Лепка ракеты. Описание космонавта.
  3. Рассматривание изображения « Наша Зелёная планета».  Описание планеты. Беседа « Береги свою планету».

4.Чтение рассказа «Приключение Маленькой Капельки Воды». Рассказ ребят « Для чего нужна вода».

Дидактическая игра

« Развиваем речь»

Май

  1. Рассматривание иллюстрации  « Дети в деревне». Обсуждение о занятии человека ( ребёнка и взрослого) в деревне, в городе.
  2. Беседа О Дне Победы. Описание победного салюта. Рисование с детьми салюта.
  3. Рассматривание картины «  Цветущая Весна». Рассматривание веточки сирени. Описание её. Составление рассказа « я природу берегу»
  4. Просмотр серии мультфильмов « правила поведения на улице, детской площадке, во дворе». Обсуждение.
  5. Наблюдение за природой «Приближается лето». Описание природы. Составление рассказа « Лето красное»

Изготовление демонстрационного материала « Лето» и «Деревня»

Список литературы

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С.27-43.

2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. - С. 4-16.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983.

4.. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 16 с.

5. Для подготовки данной работы были использованы   ресурсы интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

Педагогический проект «Развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста по отношению к чтению на основе организации Клуба книголюбов»

Проблема, которую решает проект: Негативное отношение детей нашей группы к чтению, отсутствие у них интереса к книгам, предпочтение телевидения и DVD, что, в частности, выражается в том, что осно...

Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ»

Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой личности. Данный проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ&raq...

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не выз...

Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх....

Педагогический проект « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ»

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТАВ последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способно...

Педагогический проект "Здоровячок" для детей среднего дошкольного возраста на 2017-2018 учебный год.

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребен...