"Развитие слухового внимания и фонематического восприятия как часть подготовительной работы к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста".
проект по логопедии на тему

Минина Евгения Викторовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_madou_340_minina.rar23.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Лаборатория инклюзивного образования

Итоговая выпускная работа (проект):

«Развитие слухового внимания и  фонематического восприятия как часть подготовительной работы к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

 

Автор проекта: 

Минина Евгения Викторовна

учитель-логопед высшей кв. категории

МАДОУ «Детский сад № 340»

Московского района  г.Казани.

Казань 2016 г.

Оглавление:

1. Постановка проблемы …………………………………………………….…. 3

2. Концепция проекта …………………………………………………………... 5

3. Цель и задачи проекта …………………………………………………….…. 8

4. План мероприятий по реализации проекта …………………………………10

5. Ресурсное обеспечение проекта ……………………………………………. 14

6. Заключение …………………………………………………………………... 17

7. Литература ………………………………………………………………..…. 18

Постановка проблемы

В состав логопедических групп общеобразовательных детских садов входят, как правило, дети с диагнозами: общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Для детей этих категорий, наряду со стойким нарушением звукопроизносительной стороны речи, характерно нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия.

Слуховой анализатор, который начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка, играет важнейшую роль в процессе становления речевых процессов.  Постепенно, в течение первого года жизни,  наряду с физиологическим слухом, у ребенка начинает формироваться особый, речевой слух, который является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).

Речевой слух  составляется из фонематического и фонетического слуха и делает возможным не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью в целом.  

Фонематический слух, по выражению Н.И. Жинкина,  осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется в процессе речевого развития у ребенка в первую очередь. Параллельно с развитием фонематического слуха  формируется фонетический слух, который отвечает за общее слежение за слоговым потоком речи. Благодаря этому слуху ребенок опознает фонему в различных фонетических позициях, извлекает фонему из разных слоговых последовательностей, то  есть формируются практические звуковые и морфологические обобщения. Фонетический слух также помогает оценить искаженное произношение.   Под управлением речевого слуха ребенок начинает приноравливать органы артикуляции к нужному звучанию, начинает применять на практике нужные артикуляционные уклады.

Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится   фонематическому восприятию.  Р.Е.Левина, Н.А. Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше определяют фонематическое восприятие как способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слова.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть  умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

А.Р.Лурия отмечает: «…нечёткая, нечленораздельная речь ребёнка не только затрудняет звуковой анализ записываемых слов, но и резко мешает правильному письму: ребёнок не может хорошо дифференцировать гласные, смешивает согласные, пропускает буквы, и всё потому, что из процесса письма исключается чёткое проговаривание, которое позволяет уточнить звуковой состав слова, дифференцировать близкие звуки и тем самым делает слышимое слово готовым для записи».

Целый ряд  исследований и специальные наблюдения  Г.А. Каше, Р.Е. Левиной,  Г.В. Чиркиной, Д.Б. Эльконина и др. показывают, что дети с недоразвитием фонематического слуха  впоследствии испытывают трудности при обучении чтению и письму: читают медленно и с ошибками, испытывают большие затруднения при написании диктантов. Дошкольники не могут самостоятельно выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.  

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает, как обязательное условие, формирование фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа. Так же, нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи в целом.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Основной целью коррекционной логопедической работы  в детских садах является подготовка детей к обучению в школе. Поэтому проблема  развития слухового внимания и фонематического восприятия у детей, как важнейшей предпосылки к обучению чтению и письму,  является актуальной.

Концепция проекта 

          Комплекс мероприятий, необходимых для формирования у дошкольников, имеющих речевое недоразвитие, слухового внимания, фонематического восприятия, навыка звукобуквенного анализа, включает в себя диагностическое исследование уровня развития речи детей, организацию и планирование коррекционно-образовательного процесса, комплексную, систематичную работу педагогов дошкольного образовательного учреждения (учителей-логопедов, воспитателей возрастных групп, музыкального руководителя) в этом направлении.

Развитие фонетической стороны речи детей проводится учителем-логопедом на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях и планируется с учетом содержания шести этапов развития фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза, выделенных Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой:

1.   Узнавание неречевых звуков.

2.    Различение одинаковых слов, фраз,  звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

3.   Различение слов, близких по звуковому составу.

4.   Дифференциация слогов.

5.   Дифференциация фонем.

6.   Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста, развитие и коррекция речи  должна проводиться  в игровой форме с использованием разнообразного демонстрационного и раздаточного  материала, с применением как словесных, так и настольно-печатных игр. Игры и игровой материал подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.  

При организации коррекционно-образовательного процесса целесообразно использование обучающих компьютерных программ, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.  

Планируя занятия по развитию фонетической стороны речи учителю-логопеду необходимо учитывать ведущий тип восприятия детей, методы и приемы обучения  подбирать с учетом активизации компенсаторных возможностей головного мозга. Так, необходимо использовать при развитии речи, наряду со слуховым и зрительным анализаторами, кожного и тактильно-вибрационного анализаторов.

Успешность коррекционно-образовательного процесса становится возможной при соблюдении следующих условий:

1.   Достаточная квалификация учителя-логопеда, успешное владение им коррекционными методами и приемами логопедической работы.

2. Углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей.

3. Выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

4.   Постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Для успешной реализации проекта, необходимо разработать и внедрить в практику те разделы плана совместной работы учителя-логопеда с воспитателями возрастных групп, которые обеспечивают  развитие фонетической стороны речи детей. Должны быть предложены практические рекомендации по использованию разнообразных дидактических игр, в процессе которых происходит формирование у воспитанников слухового внимания. Например: игры со звучащими предметами; подвижные и сюжетно-ролевые игры, где происходит распознавание направленности звуков; игры-драматизации, где дети развивают навыки выразительной и правильной речи.

          В сопровождении ребенка дошкольного возраста с  речевыми нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима — речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в дошкольном образовательном учреждении реализуется также через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых.  
            В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи, что помогает более интенсивной адаптации детей. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность и эмоциональную сферу.

Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.

          Необходимо разработать и внедрить в практику  комплекс логоритмических упражнений, логоритмических занятий и развлечений, направленных на развитие  у детей слухового внимания и памяти, формирования навыка воспроизведения простого ритма, умения двигаться  в речевом сопровождении относительно других детей и неподвижных объектов.
         Коррекция речевых недостатков детей-дошкольников не будет достаточно эффективной без осознанного и активного содействия родителей воспитанников. Так, одобрение родителей является одним из главных стимулов в учебной деятельности для ребенка-дошкольника. Проект включает в себя планирование и регулярное проведение родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных консультаций, на которых родителям воспитанников будет предоставляться возможность ознакомиться с результатами и перспективами коррекционно-воспитательной  работы с детьми. Подобные мероприятия способствуют убеждению родителей  в необходимости закрепления  полученных детьми на занятиях умений и навыков  в домашних условиях.

Цель проекта:

        Разработка и внедрение обучающей программы по развитию слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи проекта:

1.    Развитие у детей способности к  различению неречевых звуков, развитие чувства ритма.

 

2.    Формирование   умения слышать отдельные звуки в словах, определять позицию звука в слове,  твердость и мягкость, звонкость и глухость  согласных.

3. Формирование умения  интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

4.   Формирование навыка  дифференциации сходных по звучанию фонем, умения правильно произносить звуки и слова.

5.   Овладение детьми навыком звукобуквенного анализа и синтеза.

Целевая группа проекта: Дети старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом «Общее недоразвитие речи».

Участники проекта: Учителя-логопеды, воспитатели возрастных групп, музыкальные руководители.

Партнеры проекта: Представители администрации дошкольных образовательных учреждений (заведующая, старший воспитатель), родители воспитанников.

Срок реализации проекта:  2015-2016, 2016-2017 учебные года.

Место реализации проекта:

МАДОУ «Детский сад № 340 комбинированного вида» Московского района г. Казани.

 

Основная часть

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный –  сентябрь - октябрь 2015 года.

2. Основной – ноябрь 2015  - апрель 2017 года.

3. Заключительный – май 2017 года

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Подготовительный этап

1

-   Создание организационных, методических условий для реализации проекта;

-   отбор диагности-ческих методик  и проведение необхо-димых исследований;  

-   подготовка теоретического и практического материала для проведения занятий;

-   подготовка необходимой методической базы для осуществления преемственности в работе педагогов   МАДОУ;

-   разработка эффективных форм работы с родителями воспитанников.

МАДОУ № 340

 

сентябрь-

октябрь 2015г

Учитель-логопед

Основной этап

2

-внедрение развивающих

технологий и авторских программ индивидуальной и групповой работы в воспитательно-образовательный процесс;

-апробация новых форм работы  при развитии слухового внимания и фонематического восприятия у детей;

-реализация интегрированного плана совместной деятельности учителя-логопеда с другими педагогами МАДОУ;

-реализация запланированных мероприятий по популяризации коррекционной работы среди родителей.

МАДОУ № 340

 

ноябрь 2015  апрель 2017 года

Учитель-логопед

 

Заключительный этап

3

-оценка эффективности реализации проекта;

-определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

-оценка эффективности совместной деятельности всех участников воспитательно- образовательного процесса;

-подготовка и оформление диагностических материалов по разделам:

а)различение неречевых звуков, развитие чувства  ритма;

б)  выделение звука из речевого патока,

МАДОУ № 340

май

2017 год

Учитель-логопед

 определение характеристик и местоположения звука в слове;

в)дифференциация сходных по звучанию фонем;

г)овладение навыком звукобуквенного анализа и синтеза.

Индикаторы и критерии эффективности проекта (методы диагностики)

       Результативность работы по данному направлению определяется успешностью усвоения детьми суммы знаний и овладением определенными навыками, которые применяются ими на практике.

       Регулярно (в начале, середине и в конце учебного года) проводится индивидуальное диагностическое обследование уровня развития фонематического слуха и восприятия в виде устного опроса  с опорой на тесты, разработанные с использованием методических рекомендаций, предложенных О. Б. Иншаковой, В.С.Володиной.

       Результаты  исследований обрабатываются и заносятся в диагностические таблицы с помощью условных обозначений.  На заключительном этапе проекта составляется диаграмма результативности коррекционно-образовательного процесса, в процентном соотношении определяется уровень полученных детьми в результате обучения знаний, умений и навыков.

Ресурсное обеспечение проекта

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

- Закон РФ «Об образовании»

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Типовое положении о специальном коррекционном образовательном учреждении обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- Типовое положении об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

+

+

Библиотека методического кабинета МАДОУ

Изучаются на подготовительном этапе

Материально-технические:

- компьютер в логопедическом кабинете;

- интерактивная доска;

- магнитофон.

+

+

+

_

_

_

Приобретение

на протяжении осуществления проекта

Кадровые:

- старший воспитатель МАДОУ;

- учитель-логопед;

- воспитатели возрастных групп;

- музыкальный руководитель

+

+

+

+

+

+

+

+

- Старший воспитатель на подготовительном и заключительном этапах.

- Учитель-логопед на всех этапах.

- Воспитатели и муз. руководитель  на основном этапе проекта.

Научно-методические:

Авторские учебные и коррекционные программы и пособия авторов:

 Филичева Т.Б.,

Чевелева Н.А.,

Чиркина Г.В.,

Волкова Л.С.

+

+

Библиотека логопедического кабинета МАДОУ

Изучаются на протяжении всего проекта.

Информационные:

- Новинки методической литературы;

- Специализированные образовательные сайты в интернете.

+

+

+

+

Библиотека логопедического кабинета МАДОУ

Методический кабинет МАДОУ

Изучаются на протяжении всего проекта

Организационные:

- составление сетки занятий по МАДОУ с учетом проведения логопедических занятий;

- организация режимных моментов с учетом целей реализации проекта;

+

+

+

+

Старший воспитатель МАДОУ,

Заведующая МАДОУ

На  подготовительном этапе проекта.

Финансовые:

- Средства для приобретения дидактических материалов, пособий, игр, канцелярских товаров.

+

+

+

+

Финансирование из местного бюджета.

На протяжении осуществления проекта.

Заключение

Ожидаемые результаты реализации проекта:

      Целенаправленная работа, проводимая по данному направлению должна дать положительный результат в развитии фонетической стороны речи детей.

Реализация данного проекта должна привести к формированию у детей с общим недоразвитием речи способности к различению и дифференциации как неречевых звуков, так и фонем родного языка; должна способствовать формированию навыка дифференциации сходных по звучанию фонем, привести к овладению детьми навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

 

 Риски реализации проекта

1.    Отсутствие необходимых технических средств обучения из-за недостатка финансирования работы МАДОУ.

2.  Недостаточно активная и согласованная работа педагогов МАДОУ при реализации данного проекта.

3. Нерегулярное посещение логопедических занятий отдельными воспитанниками из-за частых заболеваний.

     

Литература

1.Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М.: Российская Академия образования. 1995. – 30 с.

2.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- М.:  АКАЛИС, 1995. – 38 с.

3.Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи.  -  СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 1993. – 94 с.

4.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М. : ВЛАДОС, 2000. – 280 с.

5.Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР,  1986 г. – 68 с.

6.Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - М.: Издательство Ювента,  2003. – 48 с.

7.Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. /Под ред. Л.С. Волковой - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.

8.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. Под ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной. - М.: АРКТИ,  2003. – 240 с.

9.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Просвещение, 1987. – 95 с.

10.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.-  М.:  Просвещение, 1999. – 32с.

11.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А.. Логопедическая работа в специальном детском саду.- М.: Просвещение, 1987. – 142 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."

Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....

Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...

Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».

Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках,  знакомство с буквой - Ш....

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...