"Развитие слухового внимания и фонематического восприятия как часть подготовительной работы к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста".
проект по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Лаборатория инклюзивного образования
Итоговая выпускная работа (проект):
«Развитие слухового внимания и фонематического восприятия как часть подготовительной работы к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Автор проекта:
Минина Евгения Викторовна
учитель-логопед высшей кв. категории
МАДОУ «Детский сад № 340»
Московского района г.Казани.
Казань 2016 г.
Оглавление:
1. Постановка проблемы …………………………………………………….…. 3
2. Концепция проекта …………………………………………………………... 5
3. Цель и задачи проекта …………………………………………………….…. 8
4. План мероприятий по реализации проекта …………………………………10
5. Ресурсное обеспечение проекта ……………………………………………. 14
6. Заключение …………………………………………………………………... 17
7. Литература ………………………………………………………………..…. 18
Постановка проблемы
В состав логопедических групп общеобразовательных детских садов входят, как правило, дети с диагнозами: общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Для детей этих категорий, наряду со стойким нарушением звукопроизносительной стороны речи, характерно нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия.
Слуховой анализатор, который начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка, играет важнейшую роль в процессе становления речевых процессов. Постепенно, в течение первого года жизни, наряду с физиологическим слухом, у ребенка начинает формироваться особый, речевой слух, который является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).
Речевой слух составляется из фонематического и фонетического слуха и делает возможным не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью в целом.
Фонематический слух, по выражению Н.И. Жинкина, осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется в процессе речевого развития у ребенка в первую очередь. Параллельно с развитием фонематического слуха формируется фонетический слух, который отвечает за общее слежение за слоговым потоком речи. Благодаря этому слуху ребенок опознает фонему в различных фонетических позициях, извлекает фонему из разных слоговых последовательностей, то есть формируются практические звуковые и морфологические обобщения. Фонетический слух также помогает оценить искаженное произношение. Под управлением речевого слуха ребенок начинает приноравливать органы артикуляции к нужному звучанию, начинает применять на практике нужные артикуляционные уклады.
Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится фонематическому восприятию. Р.Е.Левина, Н.А. Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше определяют фонематическое восприятие как способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слова.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
А.Р.Лурия отмечает: «…нечёткая, нечленораздельная речь ребёнка не только затрудняет звуковой анализ записываемых слов, но и резко мешает правильному письму: ребёнок не может хорошо дифференцировать гласные, смешивает согласные, пропускает буквы, и всё потому, что из процесса письма исключается чёткое проговаривание, которое позволяет уточнить звуковой состав слова, дифференцировать близкие звуки и тем самым делает слышимое слово готовым для записи».
Целый ряд исследований и специальные наблюдения Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Д.Б. Эльконина и др. показывают, что дети с недоразвитием фонематического слуха впоследствии испытывают трудности при обучении чтению и письму: читают медленно и с ошибками, испытывают большие затруднения при написании диктантов. Дошкольники не могут самостоятельно выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.
Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает, как обязательное условие, формирование фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа. Так же, нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи в целом.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Основной целью коррекционной логопедической работы в детских садах является подготовка детей к обучению в школе. Поэтому проблема развития слухового внимания и фонематического восприятия у детей, как важнейшей предпосылки к обучению чтению и письму, является актуальной.
Концепция проекта
Комплекс мероприятий, необходимых для формирования у дошкольников, имеющих речевое недоразвитие, слухового внимания, фонематического восприятия, навыка звукобуквенного анализа, включает в себя диагностическое исследование уровня развития речи детей, организацию и планирование коррекционно-образовательного процесса, комплексную, систематичную работу педагогов дошкольного образовательного учреждения (учителей-логопедов, воспитателей возрастных групп, музыкального руководителя) в этом направлении.
Развитие фонетической стороны речи детей проводится учителем-логопедом на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях и планируется с учетом содержания шести этапов развития фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза, выделенных Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста, развитие и коррекция речи должна проводиться в игровой форме с использованием разнообразного демонстрационного и раздаточного материала, с применением как словесных, так и настольно-печатных игр. Игры и игровой материал подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
При организации коррекционно-образовательного процесса целесообразно использование обучающих компьютерных программ, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.
Планируя занятия по развитию фонетической стороны речи учителю-логопеду необходимо учитывать ведущий тип восприятия детей, методы и приемы обучения подбирать с учетом активизации компенсаторных возможностей головного мозга. Так, необходимо использовать при развитии речи, наряду со слуховым и зрительным анализаторами, кожного и тактильно-вибрационного анализаторов.
Успешность коррекционно-образовательного процесса становится возможной при соблюдении следующих условий:
1. Достаточная квалификация учителя-логопеда, успешное владение им коррекционными методами и приемами логопедической работы.
2. Углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей.
3. Выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
4. Постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Для успешной реализации проекта, необходимо разработать и внедрить в практику те разделы плана совместной работы учителя-логопеда с воспитателями возрастных групп, которые обеспечивают развитие фонетической стороны речи детей. Должны быть предложены практические рекомендации по использованию разнообразных дидактических игр, в процессе которых происходит формирование у воспитанников слухового внимания. Например: игры со звучащими предметами; подвижные и сюжетно-ролевые игры, где происходит распознавание направленности звуков; игры-драматизации, где дети развивают навыки выразительной и правильной речи.
В сопровождении ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима — речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в дошкольном образовательном учреждении реализуется также через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых.
В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи, что помогает более интенсивной адаптации детей. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность и эмоциональную сферу.
Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.
Необходимо разработать и внедрить в практику комплекс логоритмических упражнений, логоритмических занятий и развлечений, направленных на развитие у детей слухового внимания и памяти, формирования навыка воспроизведения простого ритма, умения двигаться в речевом сопровождении относительно других детей и неподвижных объектов.
Коррекция речевых недостатков детей-дошкольников не будет достаточно эффективной без осознанного и активного содействия родителей воспитанников. Так, одобрение родителей является одним из главных стимулов в учебной деятельности для ребенка-дошкольника. Проект включает в себя планирование и регулярное проведение родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных консультаций, на которых родителям воспитанников будет предоставляться возможность ознакомиться с результатами и перспективами коррекционно-воспитательной работы с детьми. Подобные мероприятия способствуют убеждению родителей в необходимости закрепления полученных детьми на занятиях умений и навыков в домашних условиях.
Цель проекта:
Разработка и внедрение обучающей программы по развитию слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи проекта:
1. Развитие у детей способности к различению неречевых звуков, развитие чувства ритма.
2. Формирование умения слышать отдельные звуки в словах, определять позицию звука в слове, твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных.
3. Формирование умения интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
4. Формирование навыка дифференциации сходных по звучанию фонем, умения правильно произносить звуки и слова.
5. Овладение детьми навыком звукобуквенного анализа и синтеза.
Целевая группа проекта: Дети старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом «Общее недоразвитие речи».
Участники проекта: Учителя-логопеды, воспитатели возрастных групп, музыкальные руководители.
Партнеры проекта: Представители администрации дошкольных образовательных учреждений (заведующая, старший воспитатель), родители воспитанников.
Срок реализации проекта: 2015-2016, 2016-2017 учебные года.
Место реализации проекта:
МАДОУ «Детский сад № 340 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Основная часть
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный – сентябрь - октябрь 2015 года.
2. Основной – ноябрь 2015 - апрель 2017 года.
3. Заключительный – май 2017 года
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Подготовительный этап | ||||
1 | - Создание организационных, методических условий для реализации проекта; - отбор диагности-ческих методик и проведение необхо-димых исследований; - подготовка теоретического и практического материала для проведения занятий; - подготовка необходимой методической базы для осуществления преемственности в работе педагогов МАДОУ; - разработка эффективных форм работы с родителями воспитанников. | МАДОУ № 340
| сентябрь- октябрь 2015г | Учитель-логопед |
Основной этап | ||||
2 | -внедрение развивающих технологий и авторских программ индивидуальной и групповой работы в воспитательно-образовательный процесс; -апробация новых форм работы при развитии слухового внимания и фонематического восприятия у детей; -реализация интегрированного плана совместной деятельности учителя-логопеда с другими педагогами МАДОУ; -реализация запланированных мероприятий по популяризации коррекционной работы среди родителей. | МАДОУ № 340
| ноябрь 2015 апрель 2017 года | Учитель-логопед |
| Заключительный этап | |||
3 | -оценка эффективности реализации проекта; -определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата; -оценка эффективности совместной деятельности всех участников воспитательно- образовательного процесса; -подготовка и оформление диагностических материалов по разделам: а)различение неречевых звуков, развитие чувства ритма; б) выделение звука из речевого патока, | МАДОУ № 340 | май 2017 год | Учитель-логопед |
определение характеристик и местоположения звука в слове; в)дифференциация сходных по звучанию фонем; г)овладение навыком звукобуквенного анализа и синтеза. | ||||
Индикаторы и критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Результативность работы по данному направлению определяется успешностью усвоения детьми суммы знаний и овладением определенными навыками, которые применяются ими на практике.
Регулярно (в начале, середине и в конце учебного года) проводится индивидуальное диагностическое обследование уровня развития фонематического слуха и восприятия в виде устного опроса с опорой на тесты, разработанные с использованием методических рекомендаций, предложенных О. Б. Иншаковой, В.С.Володиной.
Результаты исследований обрабатываются и заносятся в диагностические таблицы с помощью условных обозначений. На заключительном этапе проекта составляется диаграмма результативности коррекционно-образовательного процесса, в процентном соотношении определяется уровень полученных детьми в результате обучения знаний, умений и навыков.
Ресурсное обеспечение проекта
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые: - Закон РФ «Об образовании» -Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; - Типовое положении о специальном коррекционном образовательном учреждении обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; - Типовое положении об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. | + | + | Библиотека методического кабинета МАДОУ | Изучаются на подготовительном этапе |
Материально-технические: - компьютер в логопедическом кабинете; - интерактивная доска; - магнитофон. | + + + | _ _ _ | Приобретение на протяжении осуществления проекта | |
Кадровые: - старший воспитатель МАДОУ; - учитель-логопед; - воспитатели возрастных групп; - музыкальный руководитель | + + + + | + + + + | - Старший воспитатель на подготовительном и заключительном этапах. - Учитель-логопед на всех этапах. - Воспитатели и муз. руководитель на основном этапе проекта. | |
Научно-методические: Авторские учебные и коррекционные программы и пособия авторов: Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Волкова Л.С. | + | + | Библиотека логопедического кабинета МАДОУ | Изучаются на протяжении всего проекта. |
Информационные: - Новинки методической литературы; - Специализированные образовательные сайты в интернете. | + + | + + | Библиотека логопедического кабинета МАДОУ Методический кабинет МАДОУ | Изучаются на протяжении всего проекта |
Организационные: - составление сетки занятий по МАДОУ с учетом проведения логопедических занятий; - организация режимных моментов с учетом целей реализации проекта; | + + | + + | Старший воспитатель МАДОУ, Заведующая МАДОУ | На подготовительном этапе проекта. |
Финансовые: - Средства для приобретения дидактических материалов, пособий, игр, канцелярских товаров. | + + | + + | Финансирование из местного бюджета. | На протяжении осуществления проекта. |
Заключение
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Целенаправленная работа, проводимая по данному направлению должна дать положительный результат в развитии фонетической стороны речи детей.
Реализация данного проекта должна привести к формированию у детей с общим недоразвитием речи способности к различению и дифференциации как неречевых звуков, так и фонем родного языка; должна способствовать формированию навыка дифференциации сходных по звучанию фонем, привести к овладению детьми навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
Риски реализации проекта
1. Отсутствие необходимых технических средств обучения из-за недостатка финансирования работы МАДОУ.
2. Недостаточно активная и согласованная работа педагогов МАДОУ при реализации данного проекта.
3. Нерегулярное посещение логопедических занятий отдельными воспитанниками из-за частых заболеваний.
Литература
1.Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М.: Российская Академия образования. 1995. – 30 с.
2.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.- М.: АКАЛИС, 1995. – 38 с.
3.Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 1993. – 94 с.
4.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М. : ВЛАДОС, 2000. – 280 с.
5.Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г. – 68 с.
6.Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - М.: Издательство Ювента, 2003. – 48 с.
7.Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. /Под ред. Л.С. Волковой - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.
8.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. Под ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
9.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
10.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.- М.: Просвещение, 1999. – 32с.
11.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А.. Логопедическая работа в специальном детском саду.- М.: Просвещение, 1987. – 142 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751156-1454833654.jpg)
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/21/picture-649756-1437475661.jpg)
Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."
Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-594336-1424026582.jpg)
Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/04/picture-1405013-1651635985.jpg)
Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках, знакомство с буквой - Ш....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/07/picture-1542116-1731003746.jpg)
Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-716276-1449329499.jpg)
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.
Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...