Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школьный возраст. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Особенно важно проводить такую работу с детьми, имеющими нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barmina_t.n._shabarshina_o.a._statya.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА-НАПОМИНАЛОЧКА В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Бармина Т.Н., учитель-логопед Шабаршина О. А., учитель-дефектолог | Филиал МБДОУ №18 «Яблонька»-д/с №94 «Петушок» Филиал №5 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка», г. Серов, Россия |
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школьный возраст. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Особенно важно проводить такую работу с детьми, имеющими нарушения речи.
Известно, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Работая с детьми, имеющими нарушения речи необходимо развивать сенсорный и чувственный опыт, формировать эмоциональное, позитивное отношение к образовательной деятельности.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи является использование схем.
Предложенные схемы помогут детям лучше усвоить такие понятия, как звук и буква, слог и слово, предложение, а также характеристику звука (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой). Их можно использовать воспитателям ДОУ, логопедам, учителям-дефектологам и родителям, как в индивидуальной образовательной деятельности, так и в подгрупповой работе.
С начала учебного года мы знакомим детей со звуками и буквами в определённой последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным.
Нагрузка постепенно увеличивается, характеристик становится больше, даются упражнения на чтение, на письмо.
Схемы-напоминалочки дети выполняют по образцу педагога. Формат заготовки схемы – лист бумаги А4, расчерченный по заданному количеству строчек и столбцов. В ходе заполнения схемы-напоминалочки используются приёмы: беседа, наблюдение, эксперимент, художественное слово. При анализе звуков и заполнении схемы задействованы слуховой, зрительный, тактильный, двигательный анализаторы, что позволяет детям лучше усвоить новый материал.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Многие учёные отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.
Для достижения лучших результатов в работе по обучению грамоте, для того чтобы процесс был более занимательным, мы применяем упражнения на аппликацию, штриховку, закрашивание, обведение по контуру. Детям представляется возможность выбрать более подходящий материал, например, для обозначения мягкости звука: вату, синтепон или поролон.
На примере буквы «Ф» представим последовательность анализа звуков и заполнения схемы-напоминалочки. Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук: при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — просим ребенка дотронуться тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. А при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути). Определив преграду для воздуха, вырезаем и приклеиваем нужный символ (губы и зубы). Чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используем тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой. После уточнения звонкости, глухости звуков вырезается и наклеивается символ (перечёркнутое изображение колокольчика). Чтобы определить твердость-мягкость звука, предлагаем ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произносим перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произносим мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо. После этого выбираем материал для обозначения мягкости (вата, поролон) и твёрдости (спички, фасоль) звуков и приклеиваем рядом с картинкой, обозначающей нужный звук. Далее вводим графический образ звука — букву (представляем на магнитной доске), обсуждаем, на что она похожа, рассказываем стихотворение про букву и наклеиваем образ буквы «Ф». А затем предлагаем ребёнку заштриховать одну половину буквы «Ф» синим цветом, а другую половину – зелёным цветом. Закрепляем образ буквы, выполняем упражнение на обведение и дописывание элементов буквы. Последним этапом в работе со схемой-напоминалочкой на занятии является чтение слогов с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если ребенок уже хорошо читает слоги, можно постепенно переходить к чтению слов. Затем ребенок дома с родителями сам перечисляет все характеристики звуков, используя схему и предложенные приемы и играет с новым звуком, развивая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). На схеме рядом с заштрихованной буквой ребёнок приклеивает или рисует картинки с изученным звуком.
Каждую схему-напоминалочку дети складывают в индивидуальную папку. Таким образом, в конце учебного года получается альбом всех букв алфавита.
Использование схем-напоминалочек способствует лучшей подготовленности детей к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи. Описывается содержание раздела "Обучение грамоте". Раскрываются методы и приемы обучения звуковому, звуко-бу...
ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Для успешного овладения письмом в школе, у ребёнка должен быть развит фонематический слух. Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слу...
Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи по звуковому методу
laquo;Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи по звуковому методу»...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему:«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...
Обобщение опыта "Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи "
Обобщение опыта " Наглядное моделирование как обазовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития"...