Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."
учебно-методическое пособие по логопедии на тему
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.
Проводит учитель-логопед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры для детей на развитие фонематического слуха | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.
Цели:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие памяти, внимания и мышления;
- профилактика дисграфии.
Фонематическое восприятие – это различение на слух фонем (звуков) родного языка.
В помощь воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста я подобрала комплекс игр для развития фонематического восприятия по принципу «От простого к сложному».
Эти игры можно использовать как с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, так и с нормально говорящими воспитанниками.
Все эти игры целесообразно применять на занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальной работе, свободной деятельности, различных досугах, так как они являются эффективной профилактикой акустической дисграфии.
- Поймай звук ладошками.
Звук [р]: папа, мама, рама, дома, Рома, ком, сом, дом, ром, коза, роза, роса, стул, стол, топор, заноза, забор, засор, том, торт и т.д.
- Назови повторяющийся звук. Какой звук я загадала?
(шар, шуба, мешок, каша, душ, карандаш – [Ш]).
- Какой звук в начале слова.
Учим детей давать полные ответы.
- Какой звук в конце слова.
- Назови гласный звук в середине слова.
Бак, бок, бык, бук.
- Где находится заданный звук. («В каком домике живет звук?»)
Используется схема – начало-середина-конец слова.
- Звукоедик.
- Назови только те слова, в которых есть звук [р].
- Найди картинку.
Дети ищут картинки с заданным звуком.
- Дружные звуки.
Выходят дети по количеству звуков в слове, берутся за руки. Педагог каждому из них шепчет звук, который ребенок должен будет произнести. Затем педагог поочередно на каждого ребенка кладет руку - «нажимает на кнопку», а дети произносят заданный звук. Остальные дети в это время внимательно слушают и пытаются понять, какое слово получилось.
- Вы начинаете слово, а я придумаю ему окончание.
(Например, тема: Звук [и]. и-зюм, и-голка, и-грушка, И-люша, и-риска, и-ндюк,
и- дея, и-мя…).
11. Цепочка слов.
Можно использовать мяч. Слово назвал, мяч передал следующему.
(ананас – суп – пост – торт – туфли и т.д.).
12. Назови лишнее слово.
(ложка – ландыш – лилия – лопух; лось – ласточка – лак – стол;
укол – белка – бокал – пенал и т.д. ).
13.Эхо или Повтори за мной.
Сначала работа ведется на базе слогов, а затем слов и чистоговорок. Рот педагога обязательно закрывается экраном.
(ша-шо-шу; ши-шу-ша; ша-ша-ша – мама моет малыша, ло-ло-ло – на улице тепло, ра-ра-ра – высокая гора и т.д.).
14. Придумай слово на слог …
Дети придумывают слово на заданный слог (ру – башка, ры-балка, ро-лики и т.д.).
- Распутай слово.
(ры-ша – шары, ра-го – гора, ша-гру – груша, га-ро-до, га-ду-ра и т.д.).
- Добавь нужный слог. Например, «са» или «ша»?
Овсяная ка …, на дереве висит гру…, утром на траве ро…, рыжая ли .., в магазине колба.., в тарелке вкусная лап …, соломенная кры…, над цветком летит о…
- Слоговой анализ.
- Какое слово длиннее/короче?
- Назови слово с заданным количеством слогов.
Можно использовать картинки с изображением цифр.
- Доскажи словечко
- Лесники ее котят
Взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,
Потому что это …. (рысь).
- В реке большая драка,
Поссорились два … (рака).
- Сидит на грядке крепко
Оранжевая … (репка).
- Слон шагает по дороге,
Вот так хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный … (рост).
- Слово в слове или Наборщик.
Ворота – вор, рот, рота, ров. Транспорт – торт, порт, спорт, рот, нос.
- Эхо.
Экспресс – пресс, экран – кран, клён – лён, радуга – дуга, овраг – враг, крот – рот,
корзина – Зина, виноград – град.
- Сколько слов в предложении?
Можно использовать картинки с изображением цифр.
- Составь предложение из заданных слов.
- Распутай предложение.
Мальчики, кораблики, ручью, пускают, по.
Журавли, небе, летят, в.
- Назови маленькое слово (предлог).
- Вылечи предложение.
… гнезде пищат птенцы.
Платок лежит … кармане.
Вазу поставили … стол.
- Исправь ошибку.
- Без предлогов.
Торт съел Артема.
Тарелка купила Рому.
- С использованием предлогов.
Суп варят на кастрюле.
Сорока села в дерево.
Мальчик стоит в мосту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений о содержании и методике подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе
В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...
Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках, знакомство с буквой - Ш....
Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки их состава слова, делить слова на слоги и...