Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.

Проводит учитель-логопед.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.

Цели:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие памяти, внимания и мышления;

- профилактика дисграфии.

Фонематическое восприятие – это различение на слух фонем (звуков) родного языка.

В помощь воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста я подобрала комплекс игр для развития фонематического восприятия по принципу «От простого к сложному».

Эти игры можно использовать как с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии,  так и с нормально говорящими воспитанниками.

Все эти игры целесообразно применять на занятиях по подготовке к обучению грамоте, индивидуальной работе, свободной деятельности, различных досугах, так как они являются эффективной профилактикой акустической дисграфии.

  1. Поймай звук ладошками.

Звук [р]: папа, мама, рама, дома, Рома, ком, сом, дом, ром, коза, роза, роса, стул, стол, топор, заноза, забор, засор, том, торт и т.д.

  1. Назови повторяющийся звук. Какой звук я загадала?

(шар, шуба, мешок, каша, душ, карандаш – [Ш]).

  1. Какой звук в начале слова.

Учим детей давать полные ответы.

  1. Какой звук в конце слова.
  2. Назови гласный звук в середине слова.

Бак, бок, бык, бук.

  1. Где находится заданный звук. («В каком домике живет звук?»)

Используется схема – начало-середина-конец слова.

  1. Звукоедик.
  2. Назови только те слова, в которых есть звук [р].
  3. Найди картинку. 

     Дети ищут картинки с заданным звуком.

  1. Дружные звуки.

Выходят дети по количеству звуков в слове, берутся за руки. Педагог каждому из них шепчет звук, который ребенок должен будет произнести. Затем педагог поочередно на каждого ребенка кладет руку - «нажимает на кнопку», а дети произносят заданный звук. Остальные дети в это время внимательно слушают и пытаются понять, какое слово получилось.

  1. Вы начинаете слово, а я придумаю ему окончание.

      (Например, тема: Звук [и]. и-зюм, и-голка, и-грушка, И-люша, и-риска, и-ндюк,

       и-  дея, и-мя…).

11. Цепочка слов.

      Можно использовать мяч. Слово назвал, мяч передал следующему.

      (ананас – суп – пост – торт – туфли и т.д.).

12. Назови лишнее слово. 

      (ложка – ландыш – лилия – лопух; лось – ласточка – лак – стол;

      укол – белка – бокал – пенал и т.д. ).

13.Эхо или  Повтори за мной.

Сначала работа ведется на базе слогов, а затем слов и чистоговорок. Рот  педагога обязательно закрывается экраном.

(ша-шо-шу; ши-шу-ша; ша-ша-ша – мама моет малыша, ло-ло-ло – на улице тепло, ра-ра-ра – высокая гора и т.д.).

14. Придумай слово на слог …

Дети придумывают слово на заданный слог (ру – башка, ры-балка, ро-лики и т.д.).

  1. Распутай слово.

(ры-ша – шары, ра-го – гора, ша-гру – груша, га-ро-до, га-ду-ра и т.д.).

  1. Добавь нужный слог. Например, «са» или «ша»?

Овсяная ка …, на дереве висит гру…, утром на траве ро…, рыжая ли .., в магазине колба.., в тарелке вкусная лап …, соломенная кры…, над цветком летит о…

  1. Слоговой анализ.
  2. Какое слово длиннее/короче?
  3. Назови слово с заданным количеством слогов.

Можно использовать картинки с изображением цифр.

  1. Доскажи словечко

- Лесники ее котят

  Взять домой не захотят,

  Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,

  Потому что это …. (рысь).

- В реке большая драка,

   Поссорились  два … (рака).

- Сидит на грядке крепко

  Оранжевая  … (репка).

- Слон шагает по дороге,

   Вот так хобот! Вот так ноги!

   Под слоном прогнулся мост.

   У слона огромный … (рост).

  1. Слово в слове или Наборщик.

Ворота – вор, рот, рота, ров. Транспорт – торт, порт, спорт, рот, нос.

  1. Эхо.

Экспресс – пресс, экран – кран, клён – лён, радуга – дуга, овраг – враг, крот – рот,

корзина – Зина, виноград – град.

  1. Сколько слов в предложении?

Можно использовать картинки с изображением цифр.

  1. Составь предложение из заданных слов.
  2. Распутай предложение.

Мальчики, кораблики, ручью, пускают, по.

Журавли, небе, летят, в.

  1. Назови маленькое слово (предлог).
  2. Вылечи предложение.

… гнезде пищат птенцы.

Платок лежит … кармане.

Вазу поставили … стол.

  1. Исправь ошибку.
  • Без предлогов.

             Торт съел Артема.

             Тарелка купила Рому.

  • С использованием предлогов.

Суп варят на кастрюле.

Сорока села в дерево.

Мальчик стоит в мосту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе

В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...

Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки их состава слова, делить слова на слоги и...

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...