Капля раз, капля два ...
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Структура НОД:
1. Вводная часть – 3 мин.
а) коммуникативный настрой «Солнышко»;
б) загадка;
в) сюрпризный момент «Башмачок».
2. Основная часть - 20 мин
а) Игра «Слова-родственники»;
б) «Найди и назови, без чего не может быть весны»;
в) «Что неправильно нарисовал художник»;
г) пальчиковая гимнастика, физминутка, дыхательное упражнение, фонетическая зарядка;
д) «Звуковой анализ слова»;
е) блиц-опрос.
3. Заключительная часть – 2 мин
а) «Сосчитай маленькие капельки»;
б) сюрприз из башмачка; в) анализ занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговое занятие о признаках весны | 68.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №41» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
КОНСПЕКТ
совместной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Капля – раз, капля – два…»
Автор:
Петрова О.И.,
Учитель-логопед,
первая квалификационная
категория
г. Нижнекамск
2017 г.
Тип НОД: занятие по закреплению, обобщению и систематизации знаний, умений, навыков.
Вид НОД: тематическое.
Интегрируемые образовательные области: речевое, социально-коммуникативное развитие.
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: коммуникативная, познавательная деятельность.
Тема НОД: «Капля – раз, капля – два…»
Возрастная группа детей: старшая логопедическая группа.
Программное содержание:
1. Коррекционно-образовательные: Уточнять и расширять знания детей по теме «Весна», учить называть признаки весны; расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с прилагательными и числительными; образование однокоренных слов. Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа слов. Закреплять навык использования в речи предлога без.
2. Коррекционно-развивающие: Продолжать развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание. Развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их, уметь ориентироваться на плоскости. Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, мышление, тактильные ощущения, общую и мелкую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать у детей познавательный интерес, развитие умения выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь. Формирование таких нравственных качеств как готовность прийти на помощь, чувство коллективизма.
Словарная работа: долгожданная, набухают почки, пригревает землю, вить гнезда, почки липкие, пушистые и душистые, проталины, ледоход, расцветают, зеленеет, капель.
Оборудование: проектор, доска, чудесный башмачок,
Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Что неправильно нарисовал художник?», картинки для игры «Родственные слова», изображения капелек с выпуклыми цифрами,
Раздаточный материал: картинки с изображением признаков весны, камешки по 2 шт. на ребенка, пеналы со звуковыми фишками, тарелочка (со счетными палочками, длинными бигуди), воздушные шарики.
Предшествующая работа воспитателя: беседа о весне, отгадывание загадок, чтение стихов о весне, слушание фонограммы «Голоса птиц», Чайковский «Подснежник», разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки, обучение звуковому анализу и чтению.
Индивидуальная работа: Ильназ – проговаривание длинных слов, Коля – образование родственных слов, Милана – определение звуков, Арсений – выкладывание букв.
Структура и методические приемы НОД:
МЕТОДЫ практические: упражнения •экспериментирование • моделирование
МЕТОДЫ наглядные: демонстрация наглядных пособий.
МЕТОДЫ словесные: беседа, разучивание стихов для пальчиковой гимнастики, загадки.
МЕТОДЫ игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде НОД следует начать с построения мотивации, учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию) • мотивация должна быть экономной (2-3 мин, не должна доминировать • завершённость ситуации.
Структура НОД:
1. Вводная часть – 3 мин.
а) коммуникативный настрой «Солнышко»;
б) загадка;
в) сюрпризный момент «Башмачок».
2. Основная часть - 20 мин
а) Игра «Слова-родственники»;
б) «Найди и назови, без чего не может быть весны»;
в) «Что неправильно нарисовал художник»;
г) пальчиковая гимнастика, физминутка, дыхательное упражнение, фонетическая зарядка;
д) «Звуковой анализ слова»;
е) блиц-опрос.
3. Заключительная часть – 2 мин
а) «Сосчитай маленькие капельки»;
б) сюрприз из башмачка; в) анализ занятия.
Вводная часть | |
Основная часть. Заключительная часть |
Ход занятия.
1. Вводная часть. (Дети стоят на ковре в кругу)
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что еще нас согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко). Правильно, солнышко. Представим себе, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.
(Предлагаю детям сесть на коврик).
(Дети присели на коврике в круг).
- Сегодня, когда я пришла в детский сад, увидела на пороге чей-то башмачок. Заглянула в него, а там… Хотите узнать, что я увидела? Отгадайте загадку:
«Зонтик буду я держать, и стараться их считать,
Раз, два, три, четыре, пять – что же падает опять?»
(Капли)
(Показываю отгадку – КАПЛЮ)
- Правильно. Сегодня к нам в гости пришла Капля и привела с собой своих друзей. (Высыпаю из башмачка изображения капель на поднос). Они хотят с вами поиграть в разные игры. А вы хотите с ними поиграть? (Да, хотим).
2. Основная часть.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть. (Накрываю капли на подносе салфеткой). Сейчас вы наощупь должны определить, какая цифра приклеена к каплям. Сначала ощупываете каплю, называете ее номер, потом достаете каплю из-под салфетки, и мы проверяем, правильно ли вы определили номер.
(Дети по очереди достают капли, кладут их перед собой).
- У кого капля с номером 1? Сейчас я послушаю, что она говорит. (Прижимаю каплю к уху и «слушаю»). Ребята, эта капля просит найти её родственников, в названии которых слышится часть слова «КАП». (выкладываю перед детьми вспомогательные картинки).
- Игра № 1 «Слова-родственники»
(Дети самостоятельно выбирают и называют картинки)
(Когда капель много? (Капли). Как можно назвать маленькую каплю? (Капелька).
Капелек много? (Капельки). Капля что делает? (Капает). Если капли капают, какие они? (Капающие). Что начинается на припеке с крыш? (Капель).)
(Капельку № 1 отправляем на доску)
- Ребята, давайте все капли будем называть ласково – КАПЕЛЬКИ. У кого капелька № 2? (Прикладываю ее к уху, «слушаю»). Эта Капелька предлагает нам занять место за столом и обратить внимание на доску.
(Дети занимают места за столом, оставшиеся капельки берут с собой)
- Игра № 2 «Найди и назови, без чего не может быть весны?»
(На доске в разном порядке расположены сюжетные картинки с приметами весны.
В самом центре доски стоит зеленая буква «В»)
- О чем говорит нам эта буква? (Наступила долгожданная весна). А теперь я буду называть местоположение картинок, а вы ищите их глазами. Кто найдет – поднимите руку. Надо отвечать, без чего не может быть весны: «Весна не может быть …»
- без длинных дней и коротких ночей – над животными.
- без теплого солнца и чистого и высокого неба – под ледоходом.
- без сосулек и капели – слева от буквы «В».
- без проталин, зеленой травы и подснежников – над ручейками.
- без звонких ручейков и корабликов – между животными и грачами.
- без ледохода на реке – в верхнем правом углу.
- без вербы с пушистыми почками и тополей с клейкими и душистыми листочками – между одеждой и хорошим настроением.
- без первых перелетных птиц – грачей – в нижнем правом углу
- без животных, которые просыпаются от зимней спячки: медведей, барсуков, ежей – справа от одежды.
- без насекомых: божьих коровок, жуков, мух – справа от буквы «В».
- без легких курток, тонких шапочек, резиновых сапог – в нижнем левом углу.
- без хорошего настроения – в верхнем левом углу.
- Молодцы! Вы справились с таким нелегким заданием.
(Капельку № 2 отправляем на доску)
- Игра № 3 «Что неправильно нарисовал художник?» (включить проектор)
- Я слышу шепот Капельки № 3. (Ребенок отдает мне капельку с цифрой 3). Эта Капелька побывала в гостях у одного художника. Художник подарил ей свою картину, которая называется «Пришла ранняя весна». И Капелька решила с нами посоветоваться, всё ли на ней верно?
(Дети находят несоответствия: среди желтых листьев цветут подснежники, на реке ледоход и плавает мальчик среди льдин, дети одеты в летнюю или зимнюю одежду, девочка уже ловит бабочек, дети выкапывают картофель, еще нельзя загорать, снега уже нет и нельзя скатать снежный ком, ранней весной еще нельзя сажать в землю рассаду, цапли и аисты еще к нам не прилетели)
(Капельку № 3 отправляем на доску)
- К нам пожаловала Капелька № 4. (Ребенок отдает мне капельку с цифрой 4). Эта Капелька принесла нам камешки, которые похожи на льдинки-кристаллики и предлагает немного отдохнуть. (Достаю мешочек с двумя камешками). У вас на столах в тарелочках лежат 2 камешка, возьмите их и зажмите ладошками.
- Игра № 4 Пальчиковая гимнастика (Проводится за столом)
Весна пришла по снежному катаем камешки между ладонями
По влажному ковру. круговыми движениями
Рассыпала (1) подснежники (2) держим камешки большим и указ. пальцем, бол. и средним пал.
Посеяла (3) траву (4) держим камешки большим и безым. пальцем, бол. и мизинцем.
Теперь зовет со всех концов катаем камешки между ладонями вперед-назад
Грачей (1), стрижей (2) держим камешки большим и указ. пальцем, бол. и средним пал.
И аистов (3), кукушек (4) держим камешки большим и безым. пальцем, бол. и мизинцем.
И скворцов. зажимаем камешки в две ладошки.
- Физминутка (Дети встают около столов)
К нам весна шагает шагаем медленно
Быстрыми шагами шагаем быстро
И сугробы тают рисуем руками сугроб, приседаем
Под её ногами. встаем, шлепая себя по ногам
- Дыхательное упр-е «Запах весны»
- Сделайте носом глубокий вдох, задержите дыхание, вспомните запах душистых тополиных листочков, выдох через рот, говорим: «А-а-х!».
- Фонетическая зарядка «Повтори за мной»
- Сядет тот, кто правильно повторит звук падающих капель:
КА-КА-КВА КВО-КО-КО КУ-КУ-КВУ КВЫ-КЫ-КЫ
СКА-СКО-СКА СКЫ-СКУ-СКЫ СКО-СКО-СКИ СКИ-СКА-СКО
КАП-КОП-КУП КАП-КУП-КАП КОП-КИП-КОП КУП-КАП-КУП
(Дети садятся на свои места.
Капельку № 4 отправляем на доску)
- Я слышу, как говорит Капелька № 5. (Ребенок нащупывает капельку с цифрой 5). Эта Капелька спрашивает нас, когда она капает, какое слово мы слышим? (КАП).
- Игра № 5 «Звуковой анализ слова»
- Сколько звуков слышите в слове КАП? (Три). Назовите их по порядку. ([К] – [А] – [П]). Назовите первый звук, дайте ему характеристику ([К] – согласный, глухой, твердый); второй звук ([А] – гласный); третий звук ([П] – согласный, глухой, твердый). При помощи звуковых фишек выложите схему этого слова.
(Дети выкладывают. Я выкладываю на доске и специально делаю ошибку.
Дети должны её обнаружить)
- Давайте превратим звуки в буквы и выложим на столе слово КАП. Капелька № 5 приготовила для вас тарелочки. На них лежат разные предметы (счетные палочки, длинные бигуди). Выложите из них слово КАП. (Дети выкладывают слово, читают его, затем убирают все в тарелочку).
(Капельку № 5 отправляем на доску)
- Осталась последняя капелька. Какой номер? (№ 6). Эта Капелька хочет проверить, как вы умеете слушать и быстро отвечать.
- Игра № 6 «Блиц-опрос»
- Что такое проталина? (Это место на земле, где растаял снег).
- Что такое ледоход? (Это когда лед на реке ломается и начинает плыть по реке).
- Назови лишнее слово: КАПЕЛЬ, КАПЕЛЬКА, КОПЕЙКА. Почему это слово лишнее?
- Исправь предложение: Пришла весна, потому что распустился подснежник. – Распустился подснежник, потому что пришла весна.
- Что не подходит? Ручьи – текут, кричат, звенят, журчат. Про кого можно сказать кричат?
(Капельку № 6 отправляем на доску)
3. Заключительная часть.
- Вы, ребята, справились с заданиями капелек. Сколько же их всего было? Давайте их посчитаем, но добавим к слову КАПЕЛЬКА слово МАЛЕНЬКАЯ.
- «Сосчитай маленькие капельки».
(Дети считают: Одна маленькая капелька, две маленькие капельки, три маленькие капельки, четыре маленькие капельки, пять маленьких капелек, шесть маленьких капелек.)
- Тимур, посмотри, пожалуйста, в башмачке не осталось больше капелек? А что там есть? (Воздушные шарики).
- Это Капельки приготовили нам сюрприз. В башмачке воздушные шарики. На что они похожи? То же на капельки. Мне кажется, что это вам подарок от Капелек за то, что вы постарались и справились со всеми заданиями. После занятия мы будем учиться надувать шарики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в старшей группе По теме: «Разноцветные капли дождя».
Конспект занятия по рисованию в старшей группеПо теме: «Разноцветные капли дождя»....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДА – КАПЛЯ ЖИЗНИ»
Проект носит социально-исследовательский характер. В нем отражены такие учебные разделы, как: ознакомление с окружающим, ознаком...
ИЗО «Капли - крошки» (к проекту)
Цели:1. упражнять детей в рисовании пальчиками;2. учить изображать в рисунке явления природы: льет, капает дождь,3....
Проект "Загадочная капля воды".
Проект адресован в помощь воспитателям дошкольных учреждений и родителям при знакомстве детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды....
Волшебная капля воды
Развивать познавательную активность детей, творческое воображение....
КАПЛЯ, КАПЛЯ, НЕ ГРУСТИ - ДОМИК СМОЖЕМ МЫ НАЙТИ! - 1 МЛАДШАЯ ГР.
Уважаемые, коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД с детьми первой младшей группы, которая была проведена в ходе тематической недели "Водичка. водичка, умой моё личико..". Дети с бол...
Методическая разработка Совместной деятельности с детьми средней группы «Капля раз, капля два для чего нужна вода?»
Методическая разработкаСовместной деятельности с детьми средней группы«Капля раз, капля два для чего нужна вода?»...