Капля раз, капля два ...
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Петрова Ольга Ивановна

Структура НОД:

1. Вводная часть – 3 мин. 

а) коммуникативный настрой «Солнышко»;

б) загадка;

в) сюрпризный момент «Башмачок».

2. Основная часть - 20 мин 

а) Игра «Слова-родственники»;

б) «Найди и назови, без чего не может быть весны»;

в) «Что неправильно нарисовал художник»;

г) пальчиковая гимнастика, физминутка, дыхательное упражнение, фонетическая зарядка;

д) «Звуковой анализ слова»;

е) блиц-опрос.

3. Заключительная часть – 2 мин

а) «Сосчитай маленькие капельки»;

б) сюрприз из башмачка; в) анализ занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №41» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

КОНСПЕКТ

совместной образовательной деятельности

 с детьми старшего дошкольного возраста

на тему: «Капля – раз, капля – два…»

Автор:

Петрова О.И.,

Учитель-логопед,

первая квалификационная

категория

г. Нижнекамск

2017 г.

Тип НОД: занятие по закреплению, обобщению и систематизации знаний, умений, навыков.

Вид НОД: тематическое. 

Интегрируемые образовательные области: речевое, социально-коммуникативное развитие.

Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: коммуникативная, познавательная деятельность.

Тема НОД: «Капля – раз, капля – два…»

Возрастная группа детей: старшая логопедическая группа.

Программное содержание:

1. Коррекционно-образовательные: Уточнять и расширять знания детей по теме «Весна», учить называть признаки весны; расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с прилагательными и числительными; образование однокоренных слов. Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа слов. Закреплять навык использования в речи предлога без.

2. Коррекционно-развивающие: Продолжать развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание. Развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их, уметь ориентироваться на плоскости.  Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, мышление, тактильные ощущения, общую и мелкую моторику.

3. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать у детей познавательный интерес, развитие умения выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь. Формирование таких нравственных качеств как готовность прийти на помощь, чувство коллективизма.

Словарная работа: долгожданная, набухают почки, пригревает землю, вить гнезда, почки липкие, пушистые и душистые, проталины, ледоход, расцветают, зеленеет, капель.

Оборудование: проектор, доска, чудесный башмачок,

Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Что неправильно нарисовал художник?», картинки для игры «Родственные слова», изображения капелек с выпуклыми цифрами,

Раздаточный материал: картинки с изображением признаков весны, камешки по 2 шт. на ребенка, пеналы со звуковыми фишками, тарелочка (со счетными палочками, длинными бигуди), воздушные шарики.

Предшествующая работа воспитателя: беседа о весне, отгадывание загадок, чтение стихов о весне, слушание фонограммы «Голоса птиц», Чайковский «Подснежник», разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки, обучение звуковому анализу и чтению.

Индивидуальная работа: Ильназ – проговаривание длинных слов, Коля – образование родственных слов, Милана – определение звуков, Арсений – выкладывание букв.

Структура и методические приемы НОД:

МЕТОДЫ практические: упражнения •экспериментирование • моделирование

МЕТОДЫ наглядные: демонстрация наглядных пособий.

МЕТОДЫ словесные: беседа, разучивание стихов для пальчиковой гимнастики, загадки.

МЕТОДЫ игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде НОД следует начать с построения мотивации, учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию) • мотивация должна быть экономной (2-3 мин, не должна доминировать • завершённость ситуации.

Структура НОД:

1. Вводная часть – 3 мин. 

а) коммуникативный настрой «Солнышко»;

б) загадка;

в) сюрпризный момент «Башмачок».

2. Основная часть - 20 мин 

а) Игра «Слова-родственники»;

б) «Найди и назови, без чего не может быть весны»;

в) «Что неправильно нарисовал художник»;

г) пальчиковая гимнастика, физминутка, дыхательное упражнение, фонетическая зарядка;

д) «Звуковой анализ слова»;

е) блиц-опрос.

3. Заключительная часть – 2 мин

а) «Сосчитай маленькие капельки»;

б) сюрприз из башмачка; в) анализ занятия.

Вводная часть

Основная часть.

Заключительная часть

Ход занятия.

1. Вводная часть. (Дети стоят на ковре в кругу)

  • Ребята, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что еще нас согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко). Правильно, солнышко. Представим себе, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

(Предлагаю детям сесть на коврик).

(Дети присели на коврике в круг).

  • Сегодня, когда я пришла в детский сад, увидела на пороге чей-то башмачок. Заглянула в него, а там… Хотите узнать, что я увидела? Отгадайте загадку:

«Зонтик буду я держать, и стараться их считать,

Раз, два, три, четыре, пять – что же падает опять?»

(Капли)

(Показываю отгадку – КАПЛЮ)

  • Правильно. Сегодня к нам в гости пришла Капля и привела с собой своих друзей. (Высыпаю из башмачка изображения капель на поднос). Они хотят с вами поиграть в разные игры. А вы хотите с ними поиграть? (Да, хотим).

2. Основная часть.

  • Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть. (Накрываю капли на подносе салфеткой). Сейчас вы наощупь должны определить, какая цифра приклеена к каплям. Сначала ощупываете каплю, называете ее номер, потом достаете каплю из-под салфетки, и мы проверяем, правильно ли вы определили номер.

(Дети по очереди достают капли, кладут их перед собой).

  • У кого капля с номером 1? Сейчас я послушаю, что она говорит. (Прижимаю каплю к уху и «слушаю»). Ребята, эта капля просит найти её родственников, в названии которых слышится часть слова «КАП». (выкладываю перед детьми вспомогательные картинки).

  • Игра № 1 «Слова-родственники» 

(Дети самостоятельно выбирают и называют картинки)

(Когда капель много? (Капли). Как можно назвать маленькую каплю? (Капелька).

Капелек много? (Капельки). Капля что делает? (Капает). Если капли капают, какие они? (Капающие). Что начинается на припеке с крыш? (Капель).)

(Капельку № 1 отправляем на доску)

  • Ребята, давайте все капли будем называть ласково – КАПЕЛЬКИ. У кого капелька № 2? (Прикладываю ее к уху, «слушаю»).  Эта Капелька предлагает нам занять место за столом и обратить внимание на доску.

(Дети занимают места за столом, оставшиеся капельки берут с собой)

  • Игра № 2 «Найди и назови, без чего не может быть весны?»

(На доске в разном порядке расположены сюжетные картинки с приметами весны.

В самом центре доски стоит зеленая буква «В»)

  • О чем говорит нам эта буква? (Наступила долгожданная весна). А теперь я буду называть местоположение картинок, а вы ищите их глазами. Кто найдет – поднимите руку. Надо отвечать, без чего не может быть весны: «Весна не может быть …»
  • без длинных дней и коротких ночей – над животными.
  • без теплого солнца и чистого и высокого неба – под ледоходом.
  • без сосулек и капели – слева от буквы «В».
  • без проталин, зеленой травы и подснежников – над ручейками.
  • без звонких ручейков и корабликов – между животными и грачами.
  • без ледохода на реке – в верхнем правом углу.
  • без вербы с пушистыми почками и тополей с клейкими и душистыми листочками – между одеждой и хорошим настроением.
  • без первых перелетных птиц – грачей – в нижнем правом углу
  • без животных, которые просыпаются от зимней спячки: медведей, барсуков, ежей – справа от одежды.
  • без насекомых: божьих коровок, жуков, мух – справа от буквы «В».
  • без легких курток, тонких шапочек, резиновых сапог – в нижнем левом углу.
  • без хорошего настроения – в верхнем левом углу.
  • Молодцы! Вы справились с таким нелегким заданием.

(Капельку № 2 отправляем на доску)

  • Игра № 3 «Что неправильно нарисовал художник?» (включить проектор)
  • Я слышу шепот Капельки № 3. (Ребенок отдает мне капельку с цифрой 3). Эта Капелька побывала в гостях у одного художника. Художник подарил ей свою картину, которая называется «Пришла ранняя весна». И Капелька решила с нами посоветоваться, всё ли на ней верно?

(Дети находят несоответствия: среди желтых листьев цветут подснежники, на реке ледоход и плавает мальчик среди льдин, дети одеты в летнюю или зимнюю одежду, девочка уже ловит бабочек, дети выкапывают картофель, еще нельзя загорать, снега уже нет и нельзя скатать снежный ком, ранней весной еще нельзя сажать в землю рассаду, цапли и аисты еще к нам не прилетели)

(Капельку № 3 отправляем на доску)

  • К нам пожаловала Капелька № 4. (Ребенок отдает мне капельку с цифрой 4). Эта Капелька принесла нам камешки, которые похожи на льдинки-кристаллики и предлагает немного отдохнуть. (Достаю мешочек с двумя камешками). У вас на столах в тарелочках лежат 2 камешка, возьмите их и зажмите ладошками.

  • Игра № 4 Пальчиковая гимнастика (Проводится за столом)

Весна пришла по снежному                  катаем камешки между ладонями

По влажному ковру.                               круговыми движениями

     Рассыпала (1) подснежники (2)        держим камешки большим и указ. пальцем, бол. и средним пал.

     Посеяла (3) траву (4)                         держим камешки большим и безым. пальцем, бол. и мизинцем.

Теперь зовет со всех концов                  катаем камешки между ладонями вперед-назад

      Грачей (1), стрижей (2)                    держим камешки большим и указ. пальцем, бол. и средним пал.

      И аистов (3), кукушек (4)                держим камешки большим и безым. пальцем, бол. и мизинцем.

      И скворцов.                                       зажимаем камешки в две ладошки.

  • Физминутка (Дети встают около столов)          

К нам весна шагает            шагаем медленно

Быстрыми шагами              шагаем быстро

И сугробы тают                   рисуем руками сугроб, приседаем

Под её ногами.                    встаем, шлепая себя по ногам

  • Дыхательное упр-е «Запах весны»
  • Сделайте носом глубокий вдох, задержите дыхание, вспомните запах душистых тополиных листочков, выдох через рот, говорим: «А-а-х!».

  • Фонетическая зарядка «Повтори за мной»
  • Сядет тот, кто правильно повторит звук падающих капель:

КА-КА-КВА               КВО-КО-КО              КУ-КУ-КВУ               КВЫ-КЫ-КЫ

СКА-СКО-СКА         СКЫ-СКУ-СКЫ         СКО-СКО-СКИ         СКИ-СКА-СКО

КАП-КОП-КУП         КАП-КУП-КАП         КОП-КИП-КОП         КУП-КАП-КУП

(Дети садятся на свои места.

Капельку № 4 отправляем на доску)

  • Я слышу, как говорит Капелька № 5. (Ребенок нащупывает капельку с цифрой 5). Эта Капелька спрашивает нас, когда она капает, какое слово мы слышим? (КАП).

  • Игра № 5 «Звуковой анализ слова»
  • Сколько звуков слышите в слове КАП? (Три). Назовите их по порядку. ([К] – [А] – [П]). Назовите первый звук, дайте ему характеристику ([К] – согласный, глухой, твердый); второй звук ([А] – гласный); третий звук ([П] – согласный, глухой, твердый). При помощи звуковых фишек выложите схему этого слова.

(Дети выкладывают. Я выкладываю на доске и специально делаю ошибку.

Дети должны её обнаружить)

  • Давайте превратим звуки в буквы и выложим на столе слово КАП. Капелька № 5 приготовила для вас тарелочки. На них лежат разные предметы (счетные палочки, длинные бигуди). Выложите из них слово КАП. (Дети выкладывают слово, читают его, затем убирают все в тарелочку).

(Капельку № 5 отправляем на доску)

  • Осталась последняя капелька. Какой номер? (№ 6). Эта Капелька хочет проверить, как вы умеете слушать и быстро отвечать.

  • Игра № 6 «Блиц-опрос»
  • Что такое проталина? (Это место на земле, где растаял снег).
  • Что такое ледоход? (Это когда лед на реке ломается и начинает плыть по реке).
  • Назови лишнее слово: КАПЕЛЬ, КАПЕЛЬКА, КОПЕЙКА. Почему это слово лишнее?
  • Исправь предложение: Пришла весна, потому что распустился подснежник. – Распустился подснежник, потому что пришла весна.
  • Что не подходит? Ручьи – текут, кричат, звенят, журчат. Про кого можно сказать кричат? 

(Капельку № 6 отправляем на доску)

3. Заключительная часть.

  • Вы, ребята, справились с заданиями капелек. Сколько же их всего было? Давайте их посчитаем, но добавим к слову КАПЕЛЬКА слово МАЛЕНЬКАЯ.
  • «Сосчитай маленькие капельки». 

(Дети считают: Одна маленькая капелька, две маленькие капельки, три маленькие капельки, четыре маленькие капельки, пять маленьких капелек, шесть маленьких капелек.)

  • Тимур, посмотри, пожалуйста, в башмачке не осталось больше капелек? А что там есть? (Воздушные шарики).
  • Это Капельки приготовили нам сюрприз. В башмачке воздушные шарики. На что они похожи? То же на капельки. Мне кажется, что это вам подарок от Капелек за то, что вы постарались и справились со всеми заданиями. После занятия мы будем учиться надувать шарики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе По теме: «Разноцветные капли дождя».

Конспект занятия по рисованию в старшей группеПо теме: «Разноцветные капли дождя»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДА – КАПЛЯ ЖИЗНИ»

Проект носит социально-исследовательский характер.      В нем отражены такие учебные разделы, как: ознакомление с        окружающим, ознаком...

ИЗО «Капли - крошки» (к проекту)

Цели:1.      упражнять детей в рисовании пальчиками;2.      учить изображать в рисунке явления природы: льет, капает дождь,3....

Проект "Загадочная капля воды".

Проект адресован  в помощь воспитателям дошкольных учреждений и родителям при знакомстве детей  старшего дошкольного возраста со свойствами воды....

Волшебная капля воды

Развивать познавательную активность детей, творческое воображение....

КАПЛЯ, КАПЛЯ, НЕ ГРУСТИ - ДОМИК СМОЖЕМ МЫ НАЙТИ! - 1 МЛАДШАЯ ГР.

Уважаемые, коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД с детьми первой младшей группы, которая была проведена в ходе тематической недели "Водичка. водичка, умой моё личико..". Дети с бол...

Методическая разработка Совместной деятельности с детьми средней группы «Капля раз, капля два для чего нужна вода?»

Методическая разработкаСовместной деятельности с детьми средней группы«Капля раз, капля два для чего нужна вода?»...