Волшебная капля воды
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Агаева Нина Владимировна

Развивать познавательную активность детей, творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_kaplya_vody.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебная капля воды

 

Цель. Развивать познавательную активность детей, творческое воображение.

Задачи:

Образовательные:

  1. Ознакомить детей со свойствами воды:
  • прозрачность,
  • не имеет вкуса и запаха,
  • вода растворитель,
  • вода обладает памятью.

2.        Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

  • закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками.
  • закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

  • развивать социальные навыки: умение работать  в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Развивающие:

  • активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.     

Предварительная работа:

  • рассматривание глобуса, карты мира, проведение мини-беседы «Если б не было воды», заучивание стихотворений о роднике, реке, море.

Оборудование: иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись, видеозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой, фломастеры, листы бумаги.

 

Ход занятия

Воспитатель. Наше сегодняшнее занятие начнется несколько неожиданно.

(звучит голос-запись)

Для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии  –  отгадайте загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и с рук
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (Воды)

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

-Где в природе мы можем увидеть каплю воды?

         

1-й ребенок.

Вы слыхали о воде

Говорят она везде,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовется

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

 2-й ребенок.

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить.

Воспитатель.

Да, действительно, вода есть в морях, океанах, озерах, реках.

(на доске иллюстрации различных водоемов)

         

-А где же еще мы можем встретиться с ней?

3-й ребенок.

Дождик, дождик веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще

Станет травка гуще!

Воспитатель. Ребята, посмотрите какие хмурые тучи на наших фотографиях.

                         

Как вы думаете, что сейчас произойдет?

Дети. Пойдет дождь.

Рассматривают круговорот воды в природе.

Из тучи пошел дождь. Куда он упал? (на землю). Образовались ручейки, встретились ручейки и стали одной рекой, река потекла к морю. Над морем светит солнышко теплое и ласковое. А что произойдет дальше, вы узнаете, когда немного поиграете со мной в дождик и маму тучку.

Игровой практикум «Мама Тучка»

Воспитатель:

Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы - мои детки. Делайте все, что я скажу.

- Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали… (Дети прыгают). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. («Капельки» составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. («Ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют.

Текла, текла речка и попала в большой океан. (Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя).

Молодцы, капельки хорошо себя вели, прохожим за воротник не лезли, не брызгались.

Воспитатель: Так, где же встречается капелька воды?

Ответы детей: в капельке дождя, в ручейке, реке, океане…

Воспитатель: А что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Чтобы выяснить это мы пройдем в нашу лабораторию.

 

Исследование «Волшебная вода»

Воспитатель:

Вспомните правила поведения в лаборатории: (правила-схемы).

   

       

- Не шумите – этим вы мешаете другим.

- Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может  биться и им легко порезаться.

- Слушайте воспитателя.

- Внимательно следите за результатами опыта.

- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

(Дети проходят к рабочим столам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой)

Исследование:

Воспитатель: опускает в стакан с молоком игрушку. Видна ли игрушка?

Ответы детей: нет.

Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?

Ответы детей: видны хорошо.

Вывод: одно из свойств воды – прозрачность.

Воспитатель: Если у воды вкус? Попробуйте воду.

Ответы детей: вода без вкуса.

Воспитатель: Пахнет ли вода  чем – нибудь?

Ответы детей: нет.

Вывод: вода не имеет ни вкуса, ни запаха.

Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит?

Ответы детей: сахар растворяется.

Воспитатель: Где в жизни мы это можем наблюдать?

Ответы детей: например за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким.

Вывод: еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные  вещества. Вода – растворитель.

Воспитатель:

Вода обладает памятью. Об этом говорят ученые всего мира. Вода способна запоминать свет и звук, слова и даже мысли.

От того, как мы будем относится друг к другу зависит наше здоровье, наше настроение, наша жизнь.

Посмотрите фрагмент мультфильма "Дюймовочка" и скажите мне, почему вырос в горшочке цветок, и появилась Дюймовочка?

Просмотр фрагментов из мультфильма:  «Дюймовочка». 

Дети. Добрая волшебница дала семечко. Женщина поливала, заботилась, ухаживала за семечком.

Просмотр фрагмента "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Воспитатель: Что произошло с Иванушкой?

Ответы детей: Напился из копытца заколдованной воды. Ведьма передала плохую мысль воде.

Вывод: от хорошей мысли – добро, от плохой – зло.

Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем, обладает памятью.

Воспитатель. А кто мне скажет, из чего состоит вода?

Дети. Вода состоит из капелек (показ капелек).

Воспитатель. Давайте сейчас мы с вами создадим добрый и веселый ручеек, но чтобы он стал таковым ваши капельки тоже должны быть веселыми и добрыми. Давайте сядем ровно красиво возьмем в руки кисть и покажем в воздухе какую капельку будем рисовать.

 Творческая работа

Дети выполняют коллективную работу по рисованию на тему «Вода».

Воспитатель:

Такой рисунок могут нарисовать только добрые дети с доброй улыбкой. а теперь посмотрите какая река у нас получилась. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

             

Большое спасибо! Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Загадочная капля воды".

Проект адресован  в помощь воспитателям дошкольных учреждений и родителям при знакомстве детей  старшего дошкольного возраста со свойствами воды....

"В этом городе жизнь моей Родины отразилась как в капле воды»

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы....

Конспект экологического КВН в подготовительной группе на тему: "Мир в капле воды"

Конспект предназначен для  закрепления у детей представлений о разных состояниях воды в природных явлениях, уточнение знаний о значении воды в природе....

Волшебная капля воды

Материал будет полезен воспитателям о эксперементировании с водой....

Конспект экологического КВН "Мир в капле воды" /подготовительная группа/

Цель:Закреплять представления о разных состояниях воды в природных явлениях.Уточнить знания о значении воды в природе.Уметь сообща отгадывать загадки, отвечать на вопросы, быстро находить правил...

Проект "Жизнь в капле воды"

Вода играет выдающуюся роль в жизни нашей планеты. Она участник - глобальных круговоротов и самых грандиозных процессов на Земле. Вода - источник жизни.К сожалению, многие люди считают, что водные рес...