Конспект НОД по формированию фонетико-фонематических представлений "Звук "М"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель:
1. Уточнить произношение звука [м];
2. Дать понятие о согласном звуке, звонком;
3. Учить интонированию звука [м];
4. Обучать выделению звука [м] из состава слова;
5. Познакомить с анализом и синтезом обратного слога;
6. Развивать логическое мышление, внимание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19_zanyatie_zvuk_i_bukva_m.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми старшей группы.
Тема: «Звук [м]».
Цель:
- Уточнить произношение звука [м];
- Дать понятие о согласном звуке, звонком;
- Учить интонированию звука [м];
- Обучать выделению звука [м] из состава слова;
- Познакомить с анализом и синтезом обратного слога;
- Развивать логическое мышление, внимание.
Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фишки, схемы, предметные картинки с изображением домашних животных, сюжетная картина «Корова на лугу» - интерактивная доска.
План занятия.
1. Оргмомент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Знакомство со звуком [м].
4. Анализ артикуляции звука [м].
5. Произнесение звука М (упражнения фонетической ритмики)
6. Пальчиковая гимнастика. «Замок».
7. Выделение звука [м] состава слова.
8. Физминутка «Мухомор».
9. Определение места звука в слове.
10. Звуковой анализ и синтез обратных слогов.
11. Итог занятия.
Ход занятия
Дети садятся на стульчики и вместе с педагогом произносят слова:
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши ушки внимательно слушают.
Наши ручки нам не мешают,
А когда надо, то помогают.
Мы говорим четко, внятно, красиво.
- Помогает нам в этом наш язычок, для которого мы сейчас выполним гимнастику.
Раз – мы ротик открываем, Будто кошечки зеваем. | Открывать широко рот и закрывать его. |
Два – подуем в дудочки, Губки, словно трубочки. | Тянуть губки вперед «хоботком». |
Три – на губки посмотри, Улыбаемся на «три». | Широко улыбаемся, растягивая губы. |
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре». | Держать рот широко открытым. Стучать языком по внутренней поверхности верхних резцов, произнося «д-д-д-д-д…». |
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать | Рот открыть, улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать. |
Шесть – почистим наше нёбо, Нёбо чистым стало чтобы. | Рот открыть широко. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Рот не закрывать. |
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь. | Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку. |
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счете «восемь». | Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. |
Девять – сделай-ка гармошку, Поиграй на ней немножко. | Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку. |
Десять – можно поболтать Поболтать и не устать. | Широко открывать рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: «бл-бл-бл-бл-бл…» |
У детей индивидуальные картинки с изображениями домашних животных.
— В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Во дворе у нее жили животные. А Маша была маленькой еще и не знает, как называются животные. Она прислала нам фотографии животных, которые у них живут. Она просит назвать их, чтоб она запомнила. Поможем Маше? Назовите их, выделяя голосом ударный гласный звук.
— А еще она передала загадку, которую она не может отгадать. Отгадаем? О каком из домашних животных эта загадка?
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
Логопед демонстрирует картинку коровы.
Ты куда идешь корова —
Длинные рога?
— М-м-м! — Мычит корова, —
Иду я на луга.
—Посмотрите и послушайте, как мычит корова.
Логопед произносит звук [м]. Указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не поджимать.
—Произнесите звук [м]. (Дети хором и индивидуально произносят звук [м], наблюдая за артикуляцией в зеркало).
—Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выходит через нос.
Логопед делает ВЫВОД: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.
— Звук [м] гласный или согласный? Почему?
— Губы сомкнуты, но без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладони ощущают напряжение гортани.
—Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Логопед делает ВЫВОД: Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос.
— Звук [м] согласный, звонкий. Обозначать его будем синей фишкой.
Упражнения фонетической ритмики.
Произнося звук [м-м-м...], дети подносят пальцы к губам, чтобы ощутить их вибрацию («мычат»), затем слегка отводят их в сторону.
Ма-мо-му-мы ⎯ Движение на звук [м] плавно переходит в движение на гласный звук.
Ам-ом-ум-ым ⎯ Движение на гласный звук плавно переходит в движение на звук [м] (приложить пальцы к губам).
Пальчиковая гимнастика. «Замок».
На двери висит замок, | Ритмичные быстрые соединения пальцев в «замок». |
Кто открыть его бы смог? | Повторение движений. |
Потянули, | Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. |
Покрутили, | Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе. |
Постучали | Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга. |
И – открыли! | Пальцы расцепить, ладони в стороны. |
Выделение звука [м] из состава слова. Игра «Сигнальщики» (фишка).
— Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] и просигналить, показать (поднять вверх) синюю фишку.
среди других звуков: в, м, ш, н, м, л, м, ф, п, м.
среди слогов: ам, on, ну, мы, пэ, мy.
среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша), копыта, мычит.
Любит Маша манную кашу.
Любит Маша попить молока. ,
Чтобы сытая коровушка была.
Чтобы много молока она дала.
Пришла корова на луга.
— Посмотрите на картину «Корова на лугу». Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей, мухомор.)
Физминутка «Мухомор»
Мухомор на тонкой ножке | Дети ставят руки на пояс и встают на одну ногу. |
Вырос на лесной дорожке. | Встают на носочки, поднимают руки вверх. |
Ждет прихода грибников. | Подносят руку ко лбу ладонью вниз и смотрят вдаль, поворачиваясь слева на право. |
Кто сорвать его готов? | Вопросительно пожимают - плечами, слегка разводя руки в стороны. |
Знают грибники прекрасно, | Назидательно грозят пальчиком. |
Мухоморы есть | Гладят животики. |
Опасно! | Вытягивают руки вперед - ладонями от себя (отталкивающее движение). |
Определение места звука в слове. Дети работают с индивидуальными схемами. Логопед демонстрирует работу на доске.
— Выбирает корова среди травы что повкуснее — разные цветочки: «мак» (дети обозначают место звука [м] в слове), «ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».
Звуковой анализ и синтез обратных слогов.
Коровушка домой идет,
Молочко нам несет.
Надо кашку варить,
Машу кашкой кормить.
— Сварила мама кашу. Кормит Машу. Говорит ей: «Ам!» Какой первый звук она произнесла? Обозначим его фишкой. Какой второй звук она произнесла? Какой фишкой его обозначим? Почему?
Чтение составленной схемы.
Преобразование схем обратных слогов: ам — ом — ум — им — ым — эм.
Дети преобразуют схему и прочитывают.
— Какой звук вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м]?
Найдите слова со звуком [м] в двустишии:
Всем дает здоровье
Молоко коровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте с ЧХЛ с использованием интерактивной доски «Сказочное путешествие»
В занятии отражаена взаимосвязь воспитателя, учителя-логопеда и родителей с использованием интерактивной доски....
Конспект НОД по формированию фонетико - фонематической компетенции "Поварята" в старшей логопедической группе. Различение звуков П и ПЬ.
Развить фонематическое восприятие и закрепить навык различения звуков П и ПЬ старшим дошкольникам помогут задания и упражнения в образовательной деятельности "ПОВАРЯТА". А пособия, используемые в деят...
Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «О».
Конспект занятия для детей 1-2 года обучения во второй половине II младшей группе, когда у детей уже сформированы определённые навыки....
Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «А».
Занятие для детей II младшей группы 1-2 года обучения с ТНР по формированию артикуляционного праксиса и фонематического гнозиса...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"
Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:— познакомить детей со звуком и буквой С;— научить характеризовать его по акустическим и ар...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной группе для детей с ОНР
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: "Звуки [р]- [р'], буква Р"....
Конспект НОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей 5-6 с ТНР "Звук Ч. Буква Ч".
Фронтальное занятие "Звук Ч. Буква Ч". Старшая группа компесирующей направленности для детей с ТНР....