Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р - рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Автоматизация звуков [р -рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Автоматизация звука [Р] в словах, фразе, связной речи по лексической теме «Зимующие птицы».
Предварительная работа: чтение произведений Бианки, Снегирева, Скребицкого, Сладкого и др., просмотр презентаций о птицах; заучивание загадок, наблюдение за птицами во время прогулок.
Цели:
Коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звуков [Р –Р’], закрепить умение определять наличие звуков В, Р в словах, определять количество слогов в слове; выделять ударный гласный звук в слове; закрепить употребление предложно-падежной конструкции; актуализация знаний детей по теме; учить составлять описательный рассказ о птице.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, связную речь, логическое мышление, память.
Воспитательные: воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к зимующим птицам.
Оборудование: магнитофон, карточки для печатания букв, листы для рисования и составления паспорта птицы; простые и цветные карандаши, картинки с изображением птиц, кормушка, пособие «ель», символы слов – желтые полоски, посылка деда Мороза с птицами (оригами).
Ход занятия
1.Орг.момент – разминка /подготовка артикуляционного аппарата к работе/
- Имитация игры в снежки – руки поочередно выбрасывать вперед и произносить слоги ВИ, ВЭ, ВА, ВО, ВЫ.
- Представить, что едем по заснеженной дороге – произносить звуки ВР-ВР-ВР …и одновременно совершать вращательные движения руками перед грудью.
2.Объявление темы
- Звуковое письмо от деда Мороза – аудиозапись /- Здравствуйте, девочки и мальчики! С нетерпением жду встречи с вами. У меня сейчас много дел. А вы продолжайте говорить красиво, получайте знания, чтобы быть успешными учениками. Посылаю вам посылку. Желаю удачи!»/
- -Продолжаем разговаривать о птицах, которым не страшна наша уральская зима.
3.Работа по теме
- Прослушать завывание вьюги /магнитофонная запись/.
- Зрительное восприятие
Разыгралась вьюга, и птицы спрятались. Найти буквы среди птичьих следов на снегу и напечатать их, соединив сплошной линией /карточки с изображением вьюги и птичьих следов/. Какие звуки в этих буквах? /[В], [Р] / Не забывайте правильно произносить звуки Р-Р’.
Беседа
У нас холодная, суровая зима.
Чего больше боятся птицы - холода или голода? Почему?
Да, действительно, голод для птиц смертелен. Сытая птица никогда не замерзнет. Как люди заботятся о птицах? /Люди делают кормушки/
Птицы живут в лесу. Какие птицы прилетят к нашей кормушке из леса? /дети читают загадки, отгадки-картинки переносят с одного полотна (лес) на другое наборное полотно около кормушки (город)/.
-Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)
-Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
-Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?..
(ворона)
-Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит ... (Сорока)
- Ударение – выделение ударного гласного звука в словах
К нашей кормушке спешат другие зимующие птицы, я назову название птицы, а вы определите, какой гласный звук звучит дольше: голубь, синица
/перенести картинки птиц c дерева ели на кормушку/.
- Развитие фонематического восприятия – определить место звука [В] в словах /воробей, сова, ворона/ ; звука [Р – Р'] /снегирь, тетерев, сорока/.
- Слогообразующая функция гласного звука – определить, сколько слогов в слове
- «Сколько секунд звучит название птицы?» К какому домику с подъездами подлетит каждая птица? /домики с одним, с двумя, с тремя подъездами обозначают количество слогов/
- Предложно-падежная форма – дед Мороз заморозил слова, поэтому невозможно составить предложения о том, где прячутся, живут зимой птицы:
Воробей …скворечник. Дятел … дупло. Синица .. . гнездо. Сова …. дупло . Снегирь … гнездо. Тетерев …снег. /пример: «Дятел прячется в дупле»/
4.Динамическая пауза – движения с речью /скользящие движения руками; хлопки по плечам, животу, коленям/
- Рей-рей-рей – посмотри на снегирей;
- Ро-ро-ро- творите для птиц добро
5.Составление описательного рассказа о птице – создание паспорта птицы
- Создание паспорта снегиря – развитие ассоциативного мышления /у каждого ребенка половина листа А-4; в центре листа рисунок снегиря/
- Ответы на вопросы и рисование опорных предметов вокруг птицы:
-Какая это птица?
-Отметим особый внешний вид.
-Где живет?
-Чем питается?
-Как люди заботятся о птице?
- Рассказ ребёнка о снегире по собственному рисунку.
5.Итог и оценка работы детей – вручение посылки от деда Мороза.
-Каждый день, выходя из дома, не забывайте захватить с собой маленький «гостинец» нашим меньшим братьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-613848-1427361184.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звуков «Р-Рь» в словах, предложениях, связной речи на материале темы «Неделя Земли»
Данный конспект разработан в соотвествии с ФГОС ДОО и представлен в виде технологической карты....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/21/picture-1061640-1540118630.jpg)
«Индивидуальное коррекционно-логопедическое занятие по автоматизации звуков [р], [р’] в предложениях и связной речи»
конспект занятия по коррекции звукопроизношения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/07/picture-1235987-1586242909.jpg)
Индивидуальное логопедического занятие по автоматизации звука [Р] в словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с воспитанником подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/01/picture-1294590-1606810197.jpg)
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты»
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты».Составила: Бишаева Оксана Сергеевна – учитель-лого...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/19/picture-1451071-1674097150.jpg)
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [с] в слогах, словах и фразовой речи
Цель: «Автоматизация звука «С» в слогах, словах и фразовой речи»...
Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука С в слогах, словах «Путешествие в сказочный лес».
Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука С в слогах, словах«Путешествие в сказочный лес»Цель: Автоматизация звука С в слогах, словахЗадачи:Закреплять артикуляцию и изолирова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-155826-1369839613.jpg)
Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука С в слогах, словах «Путешествие в сказочный лес»
Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука С в слогах, словах«Путешествие в сказочный лес»...