Мастер-класс «Моделирование мыслительной деятельности как средство развития самостоятельности в речевой деятельности»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Моделирование мыслительной деятельности как средство развития самостоятельности в речевой деятельности»
Цель: Развитие у дошкольников способностей к моделированию.
Задачи:
Для детей 5-7 лет
1. Закрепить умение детей точно и полно описывать объекты окружающего мира через восприятие их разнообразных признаков и свойств, используя модель «Объект-имя признака - значение имени признака».
Оборудование: дидактическая игра «Кубики-помощники», объекты рукотворного мира, чудесный мешочек, 2 кубика на гранях схемы признаков.
Игровое оборудование к игре «Кубики – помощники»: Игра состоит из набора кубиков по количеству признаков (17 признаков) каждый кубик обозначен следующим образом: 1 грань – схематическое изображении имени признака, следующие грани – схематические изображения того, как объект может меняться по этому признаку (наличие изменений по данному признаку); объект рукотворного мира; игровое поле, разделенное на сектора, каждый сектор обозначает имя признака.
17 кубиков ( по признаку предмета)
- игровое поле
- объект рукотворного мира
Полное всестороннее восприятие объекта помогает дошкольникам лучше ориентироваться в жизни, творчески подходить к решению возникающих проблем и задач. Восприятие мира идет через восприятие разнообразных свойств и признаков объектов рукотворного и природного мира. Каждый признак объекта имеет свое имя и обозначен значком. К 6-7 годам ребенок должен уметь самостоятельно выделять в объектах рукотворного мира 17 признаков: цвет, форма, размер, место, влажность, запах, части, направление, время, действие, звук, вес, вкус, материал, количество, рельеф, температура.
игра «Кубики – помощники» помогает упражнять детей в умении точно и полно описывать объекты окружающего мира через восприятие их признаков и свойств, используя модель «Объект – имя признака – значение имени признака».
- игровое поле
- объект рукотворного мира
На каждом кубике – «признаке» на грани схематично изображен вопрос, который задает ведущий игроку для описания объекта.
Например, признак «цвет». Вопросы:
◆ Меняешь ли ты цвет?
◆ Ты яркий?
◆ Ты одноцветный или многоцветный?
или, Сколько в тебе цветов?
◆ В тебе больше холодных или теплых цветов?
◆ Ты тусклый?
◆ Какой ты по цвету?
Играть можно с детьми, начиная с трехлетнего возраста. Ребенок учится соотносить значок признака на кубике и на игровом поле. Вначале роль ведущего на себя берет взрослый. Ребенок запоминает вопрос, соответствующий изображению на грани кубика. Для поддержания интереса в игре используются разнообразные объекты окружающего мира. Освоив игру, старшие дошкольники могут самостоятельно играть со сверстниками, с детьми младшего возраста.
В результате игра «Кубики – помощники» способствует:
⚐ Пониманию детьми обозначения (схематизации) вопроса;
⚐ Самостоятельному использованию ими вопроса к объекту в соответствии с его определенным признаком;
⚐ Развитию связной речи дошкольников при описании объекта;
⚐ Развитию психических процессов: память, внимание, мышление, восприятие.
Игра активизирует поиск средств обучения, в данном случае игры, помогающим реализации актуальным для учреждения …..целям и образовательным задачам детского сада.
Игра «Отгадай объект по признакам»
Это - коробка. Не простая коробка, в ней лежит наша игра «Кубики-помощники». Сегодня вы будете играть самостоятельно. Будете описывать объекты с помощью кубиков и рассказывать о них друг другу, исправлять или дополнять. За каждый правильный ответ выбудете получать фишки . Самый лучший игрок сможет стать учителем для маленьких детей, научит их играть в нашу игру с кубиками-помощниками. Я для вас сегодня приготовила объект. Ваша задача определить, что это за объект по тем признакам, которые я вам назову. Этот объект по: ⚐ цвету - разноцветный ⚐ форме - объемный, прямоугольный ⚐ влажности - сухой ⚐ запаху - пахнет бумагой ⚐ частям - состоит из двух частей ⚐ по времени - новый ⚐ вкусу - несъедобный ⚐ рельефу - гладкий ⚐ материалу - из картона ⚐ звуку, если постучишь, глухой Что это?
|
Каждый из вас бросает любой из двух кубиков. На каждой грани кубика изображена схема признака, ваша задача назвать признак и найти его у объекта.
Карандаш:
⚐ место карандаша в руке.
⚐ цвет карандаша – красный,
⚐ материл – дерево,
⚐ части карандаша – «рубашка» и стержень,
⚐ если постучать карандашом, он издает звонкий звук
Организация | Ход игры |
Вариант игры для детей 3-4 лет | |
Дети стоят около стола (2-3 ребенка) Пароль «Что может быть вкусным?» (каждый ребенок дает 3-4 ответа) | Со мной будет играть тот, кто назовет, что может быть вкусным. |
Рефлексия | Как играли |
Перед детьми ставится коробка Дети трясут коробку Дети трогают, нюхают, пробуют Открываем коробку, дети рассматривают Дети находят место для своего кубика. Соотносят значок на кубики и на игровом поле. | Что это? Хотите узнать, что в ней? А как узнать? Что можно сделать? Потрясти. Что может так звучать? Какой помощник умной головы нам помог? Каких помощников умной головы вы знаете еще? Они нам помогут узнать, что в коробке? Давайте откроем коробку и узнаем. Что здесь? Кубики. Мы с вами будем играть в игру «Кубики-помощники» Правила игры такие - найти место для каждого кубика на игровом поле. Возьмите каждый себе по кубику. Какой значок на кубике вам знаком? Какой признак он обозначает? Это значок признака… (влажности, цвета, температуры) Найди место на игровом поле для этого кубика. Возьми кубик со значком признака… , где его место на игровом поле, куда ты его поставишь? Мы всем кубикам нашли место? |
Рефлексия | В какую игру мы играли? Как мы играли?
|
Вариант игры для детей 4-5 лет | |
Дети стоят около стола (3-4 ребенка) Игра «Каждый знает, что бывает…» | Я хочу с вами поиграть. Я начинаю предложение, а вы продолжайте. Я называю признак, а вы объект, у которого есть такой признак: Каждый знает, что холодным бывает….. Каждый знает, что зеленым бывает…. Каждый знает, что сладким бывает… Каждый знает, что резиновым бывает… |
Рефлексия | Как мы играли? |
На столе лежит чудесный мешочек, в котором коробка с игрой. Дети обследуют мешок. Показываю коробку Открываю коробку Выкладываю кубики на стол Дети берут по одному кубику, после ответа кубик меняют Дети выбирают один объект, среди разложенных предметов на столе Ребенок выбирает 1 кубик из 17 | Что это? А вы хотите узнать, что внутри мешочка? А как мы можем это сделать? Какие помощники умной головы нам помогут? Это не простая коробка – это игра «Кубики-помощники» Скажите, что в коробке лежит? Кубики - не простые, - они будут нам помогать описывать объекты рукотворного мира. Рассмотрите кубики. Покажите грань кубика, на которой изображена знакомый вам значок. Назовите имя признака, который изображен на значке. На примере одного кубика мы будем описывать объект. Выберите объект… Будем описывать кружку. Берем кубик, находим грань со значком имени признака, называем его и по очереди рассматриваем каждую грань. Кубик с изображением значка признака цвета. Следующая схема задает вопрос ⚐ «Меняешь ли ты цвет, кружка?» (нет, не меняю) ⚐ «Кружка, ты яркая?» (да) ⚐ «Ты тусклая?» (нет) ⚐ «Ты одноцветная или многоцветная?» (многоцветная) ⚐ «В тебе больше холодных и теплых цветов?» (холодных)
А теперь выберите для себя объект и опишите его по признаку цвета с помощью нашего кубика. Выберите кубик и давайте вместе опишемваши объекты по другим признакам. Будьте внимательны и запоминайте вопросы, которые спрашивает каждая схема. |
Рефлексия | В какую игру мы играли? Как мы играли?
|
Вариант игры для детей 5- 7 лет | |
Дети сидят за столом (4-5 детей) Игра «Назови имя и найди признак у объекта». | Ребята, поиграем в игру «Назови имя признака и найди этот признак у объекта» Каждый из вас бросает любой из двух кубиков. На каждой грани кубика изображена схема признака, ваша задача назвать признак и найти его у объекта. Карандаш: ⚐ место карандаша в руке. ⚐ цвет карандаша – красный, ⚐ материл – дерево, ⚐ части карандаша – «рубашка» и стержень, ⚐ если постучать карандашом, он издает звонкий звук |
Рефлексия | В какую игру играли? Как играли? |
Игра «Отгадай объект по признакам» Игра «Кубики-помощники» | Я для вас сегодня приготовила объект. Ваша задача определить, что это за объект по тем признакам, которые я вам назову. Этот объект по: ⚐ цвету - разноцветный ⚐ форме - объемный, прямоугольный ⚐ влажности - сухой ⚐ запаху - пахнет бумагой ⚐ частям - состоит из двух частей ⚐ по времени - новый ⚐ вкусу - несъедобный ⚐ рельефу - гладкий ⚐ материалу - из картона ⚐ звуку, если постучишь, глухой Что это?
|
Достаю игру «Кубики-помощники» Игра «Кубики-помощники» Каждый ребенок выбирает объект, выбирает кубик и описывает объект с использованием схем на гранях кубика. Дети играют в игру. Выбирается лучший игрок по количеству набранных фишек. | Это - коробка. Не простая коробка, в ней лежит наша игра «Кубики-помощники». Сегодня вы будете играть самостоятельно. Будете описывать объекты с помощью кубиков и рассказывать о них друг другу,исправлять или дополнять. За каждый правильный ответ выбудете получать фишки . Самый лучший игрок сможет стать учителем для маленьких детей, научит их играть в нашу игру с кубиками-помощниками. «Я буду описывать ручку по признаку цвета. Она не меняет цвет, блестящая, яркая, не тусклая, она холодного цвета, многоцветная» |
Рефлексия | Кто у нас сегодня лучший игрок? Кто пойдет играть после сон-часа с малышами? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"
В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...
Экспериментальная деятельность как средство развития мыслительных операций дошкольников.
Цели:Создавать условия для систематического постепенно усложняющего освоения детьми элементарных приемов во время игр с песком, водой, экспериментов с природным материалом, бросовым материалом, мелким...
Мастер-класс Моделирование как одно из средств формирования связной речи.
Актуальность.Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он и...
Мастер-класс "Моделирование в организации познавательно– исследовательской деятельности детей"
Мастер класс знакомит с использование метода моделирования для активизации познавательно-исследовательских способностей дошкольников...
Мастер – класс «Моделирование эмоций средствами музыки»
laquo;Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций» ( Б.М. Теплов)....
Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности дошкольников.
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современной системы образования. Жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека ч...
Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов и родителей...