Мастер – класс «Моделирование эмоций средствами музыки»
статья
«Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций»
( Б.М. Теплов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sorokina_e.v.doc | 49.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Моделирование эмоций средствами музыки»
«Музыка – модель человеческих эмоций”
(В.В. Медушевский).
«Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций»
( Б.М. Теплов).
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения приемами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства на основе синтеза искусств.
Задачи:
- передача педагогом — мастером сведений относительно того, на основе каких закономерностей происходит отражение в музыке эмоций;
- познакомить участников мастер-класса с эффективными приемами развития эмоционального восприятия в музыкальной деятельности с помощью зрительных, двигательных и слуховых анализаторов;
- создание условий для развития профессионализма участников мастер-класса на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность).
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, изображение картины Леонардо да Винчи «Мадонна Витта», музыкальные произведения: Каччини «Ave Maria», С.В. Рахманинов «Баркарола», Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о Царе Салтане», П.И.Чайковский «Ноябрь. На тройке.», В.А. Моцарт «Фортепианный концерт № 4 соль мажор, часть 2»; литературные произведения: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», К.Романов «Помнишь порою ночною», Г.Розенталь «Русская тройка»; фломастеры по количеству участников, бумажные маски по количеству участников.
1 часть. Презентация педагогического опыта мастера.
Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.
Педагог-мастер: У ребёнка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Музыка является одним из средств эмоционально-образного познания ребёнком окружающей жизни, формирования его личности. Цель музыкального воспитания - воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребёнка; способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся его переживания. Сопереживание ребёнком чувств, выраженных в музыке - путь к формированию его нравственности.
Моя музыкально – педагогическая позиция основывается на том, что дети дошкольного возраста должны воспитывается на высокохудожественных классических образцах искусства. Степень воздействия классической, академической музыки на чувства детей оказывает сильное влияние. Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания ребенка, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на его эмоциональное состояние. Родители как мы знаем, тоже не всегда имеет возможность и время, а зачастую и не хотят слушать дома классическую музыку и посетить театр вместе со своим ребенком.
Обращается к присутствующим: Я сразу хочу спросить: кто дома регулярно слушает классическую музыку? (Ответы)
Классическая музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде».
Музыкальное произведение уже содержит в своей внутренней сущности нравственно - эстетический потенциал, который осознается в процессе восприятия, а именно:
- «сопереживание с другим», связанное с эмоциональной тождественностью переживаний слушателя и «героя» художественного мира музыкального произведения;
- «переживание за другого», когда переживания слушателя, находящегося на позиции «автора», не тождественны переживаниям «героя» , поскольку это переживание «за», «о», «об», «по поводу» другого («взгляд со стороны») - это уровень возникновения эмоционально-нравственных отношений, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Проблему эмоционального развития детей можно решить, организовав встречу с искусством. Я хочу сегодня вас в этом убедить.
Вашему вниманию предлагается несколько эффективных приемов развития эмоционального восприятия у детей в музыкальной деятельности с помощью зрительных, двигательных и слуховых анализаторов, для того чтобы перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.
2 часть. Имитационная игра.
Цель – продемонстрировать наиболее эффективные способы обучения детей.
Педагог-мастер: Я хочу познакомить вас с приемом интересного внесения произведений искусства «Музыкальная загадка».
На экране скрыта картина Леонардо да Винчи «Мадонна Витта».
Мастер предлагает педагогам угадать при помощи музыки, о чем эта картина.
1,20 сек. звучит мелодия –Каччини Ave Maria.
Мастер задает вопросы:
- О чем эта музыка? (Ответы – спокойствие, молитва, умиротворение, нежность)
- Подсказала ли музыка сюжет картины? (Ответы)
На экране открывается картина.
Мастер предлагает посмотреть внимательно на картину под звучание музыки.
1,20 сек. звучит мелодия – Каччини Ave Maria
(продолжение муз. фрагмента)
Педагог-мастер: Следующий прием, развивающий музыкально-образное представление у детей «Музыка предмета». Приглашаю 3 человека из зала. (Организуется работа за столами.)
Мастер раздает участникам отрывки известных литературных произведений. Педагог-мастер: ваша задача состоит в том, чтобы подобрать каждому произведению соответствующий музыкальный аккомпанемент. Для этого я вам даю список композиций музыкальных произведений. Вы должны среди них выбрать тот, который, по вашему мнению, наиболее соответствует заданному литературному произведению.
Мастер оценивает, насколько удачен аккомпанемент. Оценки даются в ходе проведения той части задания, которая заключается в прочтении отрывка литературного произведения под выбранную мелодию. (Список музыкальных и литературных произведений в приложении.)
Пока работают участники, мастер-педагог обращается к слушателям.
Педагог-мастер: С детьми можно изобразить музыку любого объекта пластической импровизации: пусть дети представят себя этим персонажем. Предложить им подвигаться под музыку так, как им захочется; представить себя на коне и поскакать, как всадник, так, как хочется. Изобразить качающиеся деревья, плавающих лебедей и т.д. Здесь также необходимо использовать музыкальный фрагмент, ярко отражающий характер изображенного предмета. Прием позволяет развивать с помощью слуховых и двигательных анализаторов музыкальный слух и танцевальное творчество детей.
Можно построить работу с детьми, предложив им различные вариативные формы, например:
- на прогулке изготовить ледяные скульптуры и подобрать к фигурам музыку, и затем двигательной импровизацией оживить их;
- рассмотреть картины изобразительного искусства и выбрать подходящую к сюжету картины мелодию;
- изобразить различной мимикой лица настроение музыки и т.д..
Обращается к присутствующим: Какие варианты работы с детьми можете предложить вы? (Ответы.)
3 часть. Пантомимическое моделирование.
Цель – организовать самостоятельную работу слушателей для усвоения ими эффективных способов обучения детей.
Мастер приглашает 3-х участников.
Звучит музыка В.А. Моцарта
(Фортепианный концерт № 4 соль мажор, часть 2).
Педагог-мастер: Давайте послушаем музыку, а когда она закончится представим, что мы жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Мы знаем, что передавать информацию и общаться, возможно, не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Например, можно «разговаривать» и «петь» руками. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями — лёгкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой — осторожное, затаившееся движение и так далее. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений. Я предлагаю вам попробовать по-разному обыграть этот музыкальный материал:
- с помощью мимики лица;
Звучит музыка. Участники «передают музыку» только с помощью мимики лица.
- с помощью движений рук;
Звучит музыка. Участники «передают музыку» только с помощью движений рук.
- с помощью движений всего корпуса.
Звучит музыка. Участники «передают музыку» только с помощью движений всего корпуса.
Педагог-мастер: А теперь я предлагаю всем слушателям передать музыкальное произведения с помощью жестов. (Музыка звучит еще раз. Слушатели вместе с педагогом-мастером передают музыкальное произведение с помощью жестов.) Молодцы!
Педагог-мастер: На начальном этапе работы с детьми, воспитатель может сам предложить свою модель передачи музыкального характера через пантомиму. Когда дети освоятся в этих этюдах, они будут действовать уже раскрепощено и свободно. Интеграция музыки и пантомимы позволяет глубже и эмоциональнее воспринять произведения искусства. Музыка развивает образно-ассоциативное мышление детей, творческое воображение.
4 часть. Рефлексия.
Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.
Педагог-мастер: На столах имеются фломастеры и безликие маски. Предлагаю вам дорисовать маску так, чтобы она отражала ваше впечатление от того, что вы узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски можно выразить свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.
И в заключении, как говорил Платон: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения...», для того, чтобы вы находились всегда в хорошем настроении, оставались творческими и интересными личностями, я предлагаю вам адрес сайта, где собрана красивая душевная музыка: http://fotodushi.ru/.
Приложение.
Список музыкальных и литературных произведений.
Литературные произведения:
1. Отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
2. К. Романов «Помнишь порою ночною» ,1882, «Красное село»:
Искрились волны лагуны...
Где-то в дали голубой
Плакали нежные струны, -
Пел гондольер молодой;
Пел он про месяц и море,
Про голубую волну,
Пел про блаженство и горе.
Пел про любовь и весну.
3. Г. Розенталь, «Русская тройка»:
Снег сверкает на полях.
Мчится тройка по дороге
В белых шапках тополя,
В белой шубе дуб высокий.
Мчится тройка, пар клубит
От гнедых коней горячих.
Снег летит из-под копыт.
На ветру возница плачет.
Музыкальные произведения:
1. С.В. Рахманинов «Баркарола».
2. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
3. П.И. Чайковский «Ноябрь. На тройке.».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"
В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...
Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...
Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...
Развитие детских эмоций средствами музыки
Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг,истерики, «надут...
Мастер-класс «Моделирование мыслительной деятельности как средство развития самостоятельности в речевой деятельности»
Методические разработки...
Мастер-класс Моделирование как одно из средств формирования связной речи.
Актуальность.Ещё К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он и...
Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов и родителей...