Дополнительная общеобразовательная программа "Веселый язычок"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Центр развития ребенка – детский сад «Парус»
г. Урень Нижегородской области
Дополнительная общеобразовательная программа «Веселый язычок»
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Составитель: Смирнова М.В.
учитель-логопед
МАДОУ «Парус»
г. Урень
2016 г.
Пояснительная записка
Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольников с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальной группы детского сада, с целью устранения речевого дефекта, а также предупреждения возможных трудностей в процессе школьного обучения у детей посредством логопедического коррекционно-педагогического воздействия.
Цель программы: обеспечение коррекции речевых нарушений детей 6-7 лет.
Достижение цели обеспечивается постановкой широкой круга образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Основные задачи:
Образовательные:
- совершенствование лексико-грамматических средств языка – уточнение и расширение словарного запаса, практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения;
- совершенствовать звуковую сторону речи на материале слов сложного звукового состава.
Коррекционные:
- формирование звуковой стороны речи – произношения, восприятия, звукослогового анализа и синтеза;
- формирование навыков связной речи – составление и распространение предложений, составление разного вида рассказов и рассуждений;
- овладение элементами грамоты.
Воспитательные:
- воспитывать умение вслушиваться в речь педагога, сопровождающую действия ребенка.
- воспитывать у детей культуру диалогической и монологической речи.
Настоящая программа составлена на основе содержания программ «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой; «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А. Каше. Программа носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для детей 5 – 6 летнего возраста.
Для исследования детей, имеющих речевые нарушения, использовались методики:
- «Обследование звуковой стороны речи и понимания речи» (Чиркина Г.В. 2005г);
- «Обследование лексического запаса и грамматического строя речи» (Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. 2001г)
Диагностика проводится 2 раза в год с целью обеспечения коррекционной направленности обучения детей.
Содержание программы
Основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия:
- подгрупповые (проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по 25 минут с подгруппой детей.)
- индивидуальная работа
Работа по коррекции звукопроизношения только индивидуальна.
Виды подгрупповых занятий:
- звуковая сторона речи и обучение грамоте;
- лексико-грамматические представления;
- развитие связной речи.
Во всех периодах обучения работа по формированию правильного звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится параллельно, в комплексе.
Дети делятся на подгруппы с учётом индивидуальных речевых нарушений, а также с учётом сложности различных заданий:
Индивидуальная работа строится с учётом структуры речевых дефектов детей и логопедического заключения. Сюда входит:
- артикуляционная гимнастика;
- формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка;
- упражнение на развитие дыхания и голоса;
- массаж и самомассаж,
- мимические упражнения,
- преодоление нарушений слоговой структуры,
- постановка звуков
- автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте
Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий на всех занятиях:
- соблюдение возрастной нормы проведения занятия;
- использование физкультминуток, частой смены мизансцен;
- проведение дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, релаксационных упражнений и, по необходимости, подвижных игр.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
Познавательные:
Обучающийся научится:
- различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки;
- определять место звука в слове;
- выполнять анализ и синтез звукового состава простых слов;
- выделять ударный звук в слове;
- делить слова на слоги;
- произносить слова различной слоговой сложности;
- употреблять категории множественного числа существительного;
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
- образовывать относительные прилагательные;
- образовывать числительные с существительными;
- образовывать сложные слова;
- образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и прилагательных;
- уметь образовывать приставочные глаголы;
- подбирать слова с противоположным значением;
- уметь составлять простые предложения;
- уметь составлять предложения по демонстрации действий, объединять эти предложения в короткий текст.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- строить понятные и развернутые высказывания;
- владеть диалогической и монологической речью;
Учебный план
Разделы программы | Общее количество часов |
Лексико-грамматические представления и развитие связной речи | 36 |
Звуковая культура речи и обучение грамоте | 36 |
Итого 72 |
Система отслеживания результатов:
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда
Предварительная диагностика:
В начале учебного года с обучающимися проводится диагностика, позволяющая выявить уровень речевого развития каждого ребёнка. Для этого проводятся диагностики :
- «Обследование звуковой стороны речи и понимания речи» (Чиркина Г.В. 2005г);
- «Обследование лексического запаса и грамматического строя речи» (Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. 2001г)
Текущий контроль:
Проходит в течение всего учебного года с целью выявления прочности полученных знаний на различных этапах прохождения материала. Результаты работы определяются по активности детей при выполнении заданий и при ответах на вопросы.
Итоговый контроль:
Проводится с целью подведения итога работы за год и перспективы на будущее. По окончанию каждого учебного года проводится диагностика речевого развития детей, где определяется уровень освоения данной программы (низкий, средний, высокий).
Формы подведения итогов:
- итоговое занятие
- открытое занятие
- накопление фотоматериала
Средства обучения
- столы по количеству детей, подставки для карандашей и ручек;
- доска, расположенная на высоте, соответствующей росту дошкольника;
- шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;
- настенное зеркало 50*100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением;
- зеркала 9*12 см для коррекции звукопроизношения по количеству детей;
- стол возле настенного зеркала с местным освещением для индивидуальной работы с детьми, несколько стульев – для детей и логопеда;
- набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт;
- фланелеграф, наборное полотно, набор картин;
- настенная касса букв;
- настенная слоговая таблица;
- индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ребенка, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов;
- наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам;
- наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам;
- учебные пособия в виде карточек – символов, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением;
- различные речевые игры, лото;
- наборы цветных, шариковых ручек для каждого ребенка;
- методическая и учебная литература;
- полотенце, мыло, бумажные салфетки.
Календарный учебный график
Дополнительной общеобразовательной программы «Веселый язычок»
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Всего учебных недель\часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7-11 | 14-18 | 21 – 25 | 28 – 2.10 | 5 – 9 | 12 – 16 | 19 – 23 | 26 – 30 | 2 – 6 | 9 – 13 | 16 – 20 | 23 – 27 | 30 – 4 | 7 – 11 | 14 – 18 | 21 - 25 | 28 - 31 | 11 – 15 | 18 - 22 | 25 – 29 | 1 – 5 | 8 – 12 | 15 – 19 | 22 – 26 | 29 – 4 | 7 – 11 | 14 – 18 | 21 – 25 | 28 – 1.04 | 4 – 8 | 11 – 15 | 18 – 22 | 25 – 29 | 10 – 13 | 16 – 20 | 23 – 27 | ||||||||||
неделя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 36 недель | ||||||||
1 год | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 72 часа |
Занятия проходят 2 раза в неделю. За учебный год – 72 часа.
месяц | № орг.обр.деят-ти | Тема орг.обр.деят-ти | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и близких по звуковому составу слов) | развитие фонематических процессов; дифференциация речевых и неречевых звуков |
2 | Развитие общего внимания и понимания речи | развитие фонематических процессов; -развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей, -развитие дыхания, голоса | |
3 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и близких по звуковому составу слов) | развитие фонематических процессов; -развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей, -развитие дыхания, голоса | |
4 | Закрепление понятия о действии (вопросы: кто? что? что делает?) | подбирать названия предметов к обозначенным действиям. | |
5 | Звук А | Знакомство с понятиями «слово», «звук»; выделение заданного гласного из потока звуков; выделение и определение в словах первого гласного звука | |
6 | Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения | Развитие у детей умения самостоятельно образовывать уменьшительно-ласкательные формы от предложенных имен и названий предметов. | |
7 | Звук А | Знакомство с понятиями «слово», «звук»; выделение заданного гласного из потока звуков; выделение и определение в словах первого гласного звука | |
8 | Падежные конструкции. Винительный падеж имен существительных в единственном числе | - закрепление умения употреблять существительные ед. ч. в В.п.; -совершенствование навыков языкового анализа и синтеза; -развитие понимания сложных лексико- грамматических конструкций | |
Октябрь | 9 | Звук У | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(АУ,УА) |
10 | Согласование в числе имени существительного и глагола | - Знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов. - Формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе. | |
11 | Звук У | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(АУ,УА) | |
12 | Составление трехсловных предложений. Понятие «действие», «предложение», «слово» (для сильной группы) | - Уточнение знаний детей о том, что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; - формировать умение определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; - Развитие фонематическое восприятие при работе над деформированным предложением и работе над предложением; | |
13 | Звуки А-У | Определение наличия или отсутствия гласного звука в словах; подбор слов с заданным гласным звуком | |
14 | Согласование числительных один, одна с именами существительными | - Развитие умения согласовывать существительные с числительными ОДИН, ОДНА; - закрепление умения согласовывать существительные с числительными в родительном падеже. | |
15 | Звук И | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(АИ, ИА,ИУ,УИ) | |
16 | Падежные конструкции. Родительный падеж имен существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У | -Закрепление понимания и употребления предлога «у»; - развитие внимания, памяти, мышления; - создание положительного эмоционального настроя в ходе занятия. | |
Ноябрь | 17 | Звуки А-У-И | Определение в словах последнего гласного звука; анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков (АУИ, УИА, ИУА) |
18 | Падежные конструкции. Родительный падеж имен существительных в единственном числе | - формирование умения детей употреблять существительные в предложном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом | |
19 | Звук О | Закрепление полученных навыков | |
20 | Пересказ текста с использованием фланелеграфа (магнитной доски) | - Формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки | |
21 | Звуки У-О | Закрепление полученных навыков | |
22 | Пересказ текста с использованием фланелеграфа (магнитной доски) | - Формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки | |
23 | Звуки А-О-У-И | Определение в словах первого и последнего гласных звуков анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков АУО ИУО УОИ | |
24 | Предлог НА | ||
25 | Звук Ы | Определение в словах первого и последнего гласных звуков анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков АУО ИУО УОИ | |
26 | Падежные конструкции. Дательный падеж имен существительных в единственном числе | - Закрепление навык изменения имен существительных единственного числа по падежам | |
Декабрь | 27 | Звуки Ы-И | Определение в словах первого и последнего гласных звуков анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков АУО ИУО УОИ |
28 | Согласование местоимений мой, моя с именами существительными | - Обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде; - закрепление практических навыков согласования местоимений с существительными | |
29 | Звук М | Определение в словах первого согласного звука; анализ и синтез слов, состоящих из двух звуков (УМ, АМ, МЫ, МУ) | |
30 | Предлог ПОД | ||
31 | Звук В | Определение наличия или отсутствия согласного звука в словах; подбор слов с заданным согласным звуком; анализ и синтез слова ВЫ | |
32 | Падежные конструкции. Предложный падеж имен существительных с предлогом | - Закрепление навык изменения имен существительных единственного числа по падежам | |
33 | Звук Н | Анализ и синтез слова ОН | |
34 | Падежные конструкции. Изменение имен существительных в единственном числе по падежам | - Закрепление изменения существительных в единственном числе по падежам, | |
Январь | 35 | Звук Ф | Определение согласных звуков в словах ВАГОН ВАФЛИ ВУАЛЬ ФАНТИК |
36 | Предлог В | ||
37 | Звуки Ф-В | Определение согласных звуков в словах ВАГОН ВАФЛИ ВУАЛЬ ФАНТИК | |
38 | Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? какой по форме?) | ||
39 | Звуки М-Н | Определение согласных звуков в словах (МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА) | |
40 | Подбор определений (вопрос: какой по величине?) | ||
Февраль | 41 | Звук Б | Определение согласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БУК) |
42 | Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?) | - Образование относительных прилагательных (какой по материалу). | |
43 | Звук П | Анализ и синтез обратного слога (АП, ОП, УП); определение конечного согласного звука в словах (ГНОМ, ТЮЛЬПАН, БАТОН, ФИЛИПП) | |
44 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | ||
45 | Звуки П-Б | Полный анализ и синтез слов (БЫК, БАК, БОК) | |
46 | Подбор нескольких определений к предметам и объектам | - Обучение детей подбирать к предмету или объекту точное определение, а также составлять 4-словные предложения с введением этого определения, продолжать формировать знания детей о количестве слов в предложении. | |
47 | Звук Д | Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина) | |
48 | Предлоги В, НА, ПОД | ||
Март | 49 | Звук Т | Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец) |
50 | Согласование в роде имен прилагательных с именами существительными | - Развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения; - закрепление умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе | |
51 | Звуки Т-Д | Полный анализ и синтез слов (ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ТАМ) | |
52 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | - Формирование умения детей составлять рассказ с опорой на картинки | |
53 | Звук Г | Закрепление полученных навыков | |
54 | Распространение предложений путем введения однородных определений | - Закрепление умение подбирать прилагательные к существительному. - закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные. | |
55 | Звук К | Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов (БЫК, БАК, БОК) | |
56 | Предлог К | ||
57 | Звук Х | ||
58 | Предлоги К, ОТ | ||
Апрель | 59 | Контрольное занятие | |
60 | Глаголы – антонимы | ||
61 | Звуки К-Г | Закрепление полученных навыков | |
62 | Уточнение пройденных обобщений | ||
63 | Звуки К-Х | Закрепление полученных навыков | |
64 | Предлоги К, ОТ | ||
65 | Звук С | Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов (СУП, СОК, СЫН, СОМ); определение первого согласного и последующего гласного звуков в словах (САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА, СОБОЛЬ) | |
66 | Согласование в роде имен прилагательных с именами существительными | - Закрепление умения согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе, падеже | |
Май | 67 | Звук З | Полный анализ и синтез слов (ЗУБЫ, КОЗЫ) |
68 | Описание предметов и объектов с использованием схем | - Формирование умения детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы | |
69 | Звуки С-З | Преобразование слов путём замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК) | |
70 | Распространение предложений путем введения однородных определений | - Формирование умений распространять предложения путем введения однородных определений. | |
71 | Звук Ц | Закрепление полученных навыков | |
72 | Контрольное занятие |
Уровни усвоения программы:
Высокий уровень.
Ребенок имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Владеет всеми средствами звукового анализа слов. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
Средний уровень.
При выполнении заданий ребенок допускает ошибки, но исправляет их, использует помощь взрослого. Грамматические ошибки допускает редко, речь чистая, правильная. Испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Выполняет звуковой анализ слов типа ЛИСА. Недостаточно активен в речевом общении.
Низкий уровень.
Ребенок затрудняется в выполнении задания, не может использовать подсказку, помощь взрослого. Допускает ошибки при звуковом анализе слов, грамматические ошибки, словарный запас беден.
Список используемой литературы
«Нормативно-правовые документы»:
1.Конвенция ООН «О правах ребенка» (от 20 ноября 1989г.)
2.Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. (с изменениями)
3.Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации»
4.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение,2008. 272 с.
«Литература для учителя»:
- Белобрыкина М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 680 с.
- Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Ювента, 2001, 80с.
- Корнев Н.А., Старосельская Н.А. Как научить ребёнка говорить, читать, думать. СПб.: издательский дом МиМ, Паритет, 1999. 48 с.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачёв В.Ю., 2005. 157с.
- Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СП.б.: Союз,1999. 160 с.
- Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях.: Просвещение, 1991.160 с.
- Репина З.А., БуйкоВ.И. Уроки логопедии. Екатеренбург: Издательство Литур, 2004, 208 с.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.СПб.: Акцидент, 1998.112с.
- Преодоление общего недоразвития у дошкрольников. Учебно- методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. М.: Секачев, 2007.224 с.
«Литература для детей»:
1.Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – М. :Эксмо, 2013.-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок»
Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок» Второй год обучения...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по логоритмике «Веселый язычок»
Познавательно – речевая, развивающая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживаю...
Дополнительная общеобразовательная программа «ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК»
возраст детей 2 - 3 годасрок реализации: сентябрь – май 2020-2021 учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»
Аннотация к дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок» (социально-гуманитарная направленность) В настоящее время наб...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»
Аннотация к дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок» (социально-гуманитарная направленность) В настоящее время наб...