Дополнительная общеобразовательная программа "Веселый язычок"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

представлена программа кружка "Веселый язычок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребенка – детский сад «Парус»

г. Урень Нижегородской области

Дополнительная общеобразовательная программа «Веселый язычок»

Возраст детей 6-7 лет

Срок реализации 1 год

                                                                                   Составитель:                                                                                   Смирнова М.В.

учитель-логопед

МАДОУ «Парус»                                                                                    

г. Урень

 2016 г.

Пояснительная записка

Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольников с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальной группы детского сада, с целью устранения речевого дефекта, а также предупреждения возможных трудностей в процессе школьного обучения у детей посредством логопедического коррекционно-педагогического воздействия.

Цель программы: обеспечение коррекции речевых нарушений детей 6-7 лет.

Достижение цели обеспечивается постановкой широкой круга образовательных, воспитательных и коррекционных  задач.

Основные задачи:

Образовательные:

 - совершенствование лексико-грамматических средств языка – уточнение и расширение словарного запаса, практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения;

   - совершенствовать звуковую сторону речи на материале слов сложного звукового состава.

      Коррекционные:

 - формирование звуковой стороны речи – произношения, восприятия, звукослогового анализа и синтеза;

 - формирование навыков связной речи – составление и распространение предложений, составление разного вида рассказов и рассуждений;

- овладение элементами грамоты. 

 Воспитательные:

 - воспитывать умение вслушиваться в речь педагога, сопровождающую действия ребенка.

      - воспитывать у детей культуру диалогической и монологической речи.

   Настоящая программа составлена на основе содержания программ «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой; «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А. Каше. Программа носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для детей 5 – 6 летнего возраста.

Для  исследования детей, имеющих речевые нарушения, использовались методики:

- «Обследование звуковой стороны речи и понимания речи» (Чиркина Г.В. 2005г);

- «Обследование лексического запаса и грамматического строя речи» (Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. 2001г)

Диагностика проводится 2 раза в год с целью обеспечения коррекционной направленности обучения детей.

Содержание программы

Основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия:

- подгрупповые (проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по 25 минут с подгруппой детей.)

- индивидуальная работа

Работа по коррекции звукопроизношения только индивидуальна.

Виды подгрупповых занятий:

- звуковая сторона речи и обучение грамоте;

- лексико-грамматические представления;

- развитие связной речи.

Во всех периодах обучения работа по формированию правильного звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится параллельно, в комплексе.  

Дети делятся на подгруппы с учётом индивидуальных речевых нарушений, а также с учётом сложности различных заданий:

Индивидуальная работа строится с учётом структуры речевых дефектов детей и логопедического заключения. Сюда входит:

- артикуляционная гимнастика;

- формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка;

- упражнение на развитие дыхания и голоса;

- массаж и самомассаж,

- мимические упражнения,

- преодоление нарушений слоговой структуры,

- постановка звуков

- автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте

 Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий на всех занятиях:

- соблюдение возрастной нормы проведения занятия;

- использование физкультминуток, частой смены мизансцен;

- проведение дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, релаксационных упражнений и, по необходимости, подвижных игр.

Ожидаемые результаты:

    Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    Регулятивные:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

Познавательные:

Обучающийся научится:

- различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки;

- определять место звука в слове;

- выполнять анализ и синтез звукового состава простых слов;

- выделять ударный звук в слове;

- делить слова на слоги;

- произносить слова различной слоговой сложности;

- употреблять категории множественного числа существительного;

- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;

- образовывать относительные прилагательные;

- образовывать числительные с существительными;

- образовывать сложные слова;

- образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и прилагательных;

- уметь образовывать приставочные глаголы;

- подбирать слова с противоположным значением;

- уметь составлять простые предложения;

- уметь составлять предложения по демонстрации действий, объединять эти предложения в короткий текст.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- строить понятные и развернутые высказывания;

- владеть диалогической и монологической речью;

                                 Учебный план

Разделы программы

Общее количество часов

Лексико-грамматические представления и развитие связной речи

36

Звуковая культура речи и обучение грамоте

36

Итого

72

Система отслеживания результатов:

     Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда

    Предварительная диагностика:

В начале учебного года с обучающимися проводится диагностика, позволяющая выявить уровень речевого развития каждого ребёнка. Для этого проводятся диагностики :

- «Обследование звуковой стороны речи и понимания речи» (Чиркина Г.В. 2005г);

- «Обследование лексического запаса и грамматического строя речи» (Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. 2001г)

    Текущий контроль:

Проходит в течение всего учебного года с целью  выявления прочности полученных знаний на различных этапах прохождения материала. Результаты работы  определяются по активности детей при выполнении заданий и при ответах на вопросы.

Итоговый контроль:

Проводится с целью  подведения итога работы за год и перспективы на будущее. По окончанию каждого учебного года проводится диагностика речевого развития детей, где определяется уровень освоения данной программы (низкий, средний, высокий).

    Формы подведения итогов:

- итоговое занятие

- открытое занятие

- накопление фотоматериала

Средства обучения

  1. столы по количеству детей, подставки для карандашей и ручек;
  1. доска, расположенная на высоте, соответствующей росту дошкольника;
  1. шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;
  1. настенное зеркало 50*100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением;
  1. зеркала 9*12 см для коррекции звукопроизношения по количеству детей;
  1. стол возле настенного зеркала с местным освещением для индивидуальной работы с детьми, несколько стульев – для детей и логопеда;
  1. набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт;
  1. фланелеграф, наборное полотно, набор картин;
  1. настенная касса букв;
  1. настенная слоговая таблица;
  1. индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ребенка, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов;
  1. наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам;
  1. наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам;
  1. учебные пособия в виде карточек – символов, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением;
  1. различные речевые игры, лото;
  1. наборы цветных, шариковых ручек для каждого ребенка;
  1. методическая и учебная литература;
  1. полотенце, мыло, бумажные салфетки.


Календарный учебный график

Дополнительной общеобразовательной программы «Веселый язычок»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего учебных недель\часов

7-11

14-18

21 – 25

28 – 2.10

5 – 9

12 – 16

19 – 23

26 – 30

2 – 6

9 – 13

16 – 20

23 – 27

30 – 4

7 – 11

14 – 18

21 - 25

28 - 31

11 – 15

18  - 22  

25 – 29

1 – 5

8 – 12

15 – 19

22 – 26

29 – 4

7 – 11

14 – 18

21 – 25

28 – 1.04

4 – 8

11 – 15

18 – 22

25 – 29

10 – 13

16 – 20

23 – 27  

неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

36 недель

1 год

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

72 часа

Занятия проходят 2 раза в неделю. За учебный год – 72 часа.


месяц

орг.обр.деят-ти

Тема

орг.обр.деят-ти

Программное содержание

Сентябрь

1

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и близких по звуковому составу слов)

развитие фонематических процессов;

дифференциация речевых и неречевых звуков

2

Развитие общего внимания и понимания речи

развитие фонематических процессов;

-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей,

-развитие дыхания, голоса

3

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и близких по звуковому составу слов)

развитие фонематических процессов;

-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей,

-развитие дыхания, голоса

4

Закрепление понятия о действии (вопросы: кто? что? что делает?)

подбирать названия предметов к обозначенным действиям.

5

Звук А

Знакомство с понятиями «слово», «звук»; выделение заданного гласного из потока звуков; выделение и определение в словах первого гласного звука

6

Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

Развитие у детей умения самостоятельно образовывать уменьшительно-ласкательные формы от предложенных имен и названий предметов.

7

Звук А

Знакомство с понятиями «слово», «звук»; выделение заданного гласного из потока звуков; выделение и определение в словах первого гласного звука

8

Падежные конструкции. Винительный падеж имен существительных в единственном числе

- закрепление умения употреблять существительные ед. ч. в В.п.;

-совершенствование навыков языкового анализа и синтеза;

-развитие понимания сложных лексико- грамматических конструкций

Октябрь

9

Звук У

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(АУ,УА)

10

Согласование в числе имени существительного и глагола

- Знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов.

- Формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе.

11

Звук У

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(АУ,УА)

12

Составление трехсловных предложений. Понятие «действие», «предложение», «слово» (для сильной группы)

- Уточнение знаний детей о том, что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу;

- формировать умение определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов;

- Развитие фонематическое восприятие при работе над деформированным предложением и работе над предложением;

13

Звуки А-У

Определение наличия или отсутствия гласного звука в словах; подбор слов с заданным гласным звуком

14

Согласование числительных один, одна с именами существительными

- Развитие умения согласовывать существительные с числительными ОДИН, ОДНА;

- закрепление умения согласовывать существительные с числительными в родительном падеже.

15

Звук И

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(АИ, ИА,ИУ,УИ)

16

Падежные конструкции. Родительный падеж имен существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У

-Закрепление понимания и употребления предлога «у»;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- создание положительного эмоционального настроя в ходе занятия.

Ноябрь

17

Звуки А-У-И

Определение в словах последнего гласного звука; анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков (АУИ, УИА, ИУА)

18

Падежные конструкции. Родительный падеж имен существительных в единственном числе

- формирование умения детей употреблять существительные в предложном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом

19

Звук О

Закрепление полученных навыков

20

Пересказ текста с использованием фланелеграфа (магнитной доски)

- Формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки

21

Звуки У-О

Закрепление полученных навыков

22

Пересказ текста с использованием фланелеграфа (магнитной доски)

- Формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки

23

Звуки А-О-У-И

Определение в словах первого и последнего гласных звуков анализ и  синтез сочетаний из трёх гласных звуков АУО ИУО УОИ

24

Предлог НА

25

Звук Ы

Определение в словах первого и последнего гласных звуков анализ и  синтез сочетаний из трёх гласных звуков АУО ИУО УОИ

26

Падежные конструкции. Дательный падеж имен существительных в единственном числе

- Закрепление навык изменения имен существительных единственного числа по падежам

Декабрь

27

Звуки Ы-И

Определение в словах первого и последнего гласных звуков анализ и  синтез сочетаний из трёх гласных звуков АУО ИУО УОИ

28

Согласование местоимений мой, моя с именами существительными

- Обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде;

- закрепление практических навыков согласования местоимений с существительными

29

Звук М

Определение в словах первого согласного звука; анализ и синтез слов, состоящих из двух звуков (УМ, АМ, МЫ, МУ)

30

Предлог ПОД

31

Звук В

Определение наличия или отсутствия согласного звука в словах; подбор слов с заданным согласным звуком; анализ и синтез слова ВЫ

32

Падежные конструкции. Предложный падеж имен существительных с предлогом

- Закрепление навык изменения имен существительных единственного числа по падежам

33

Звук Н

Анализ и синтез слова ОН

34

Падежные конструкции. Изменение имен существительных в единственном числе по падежам

- Закрепление изменения существительных в единственном числе по падежам,

Январь

35

Звук Ф

Определение согласных звуков в словах ВАГОН ВАФЛИ ВУАЛЬ ФАНТИК

36

Предлог В

37

Звуки Ф-В

Определение согласных звуков в словах ВАГОН ВАФЛИ ВУАЛЬ ФАНТИК

38

Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? какой по форме?)

39

Звуки М-Н

Определение согласных звуков в словах (МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА)

40

Подбор определений (вопрос: какой по величине?)

Февраль

41

Звук Б

Определение согласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БУК)

42

Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?)

- Образование относительных прилагательных (какой

по материалу).

43

Звук П

Анализ и синтез обратного слога (АП, ОП, УП); определение конечного согласного звука в словах (ГНОМ, ТЮЛЬПАН, БАТОН, ФИЛИПП)

44

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

45

Звуки П-Б

Полный анализ и синтез слов (БЫК, БАК, БОК)

46

Подбор нескольких определений к предметам и объектам

- Обучение детей подбирать к предмету или объекту точное определение, а также составлять 4-словные предложения с введением этого определения, продолжать формировать знания детей о  количестве слов в предложении.

47

Звук Д

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина)

48

Предлоги В, НА, ПОД

Март

49

Звук Т

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец)

50

Согласование в роде имен прилагательных с именами существительными

- Развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;

- закрепление умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

51

Звуки Т-Д

Полный анализ и синтез слов (ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ТАМ)

52

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

- Формирование умения детей составлять рассказ с опорой на картинки

53

Звук Г

Закрепление полученных навыков

54

Распространение предложений путем введения однородных определений

- Закрепление умение подбирать прилагательные к существительному.

- закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные.

55

Звук К

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов (БЫК, БАК, БОК)

56

Предлог К

57

Звук Х

58

Предлоги К, ОТ

Апрель

59

Контрольное занятие

60

Глаголы – антонимы

61

Звуки К-Г

Закрепление полученных навыков

62

Уточнение пройденных обобщений

63

Звуки К-Х

Закрепление полученных навыков

64

Предлоги К, ОТ

65

Звук С

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов (СУП, СОК, СЫН, СОМ); определение первого согласного и последующего гласного звуков в словах (САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА, СОБОЛЬ)

66

Согласование в роде имен прилагательных с именами существительными

- Закрепление умения согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе, падеже

Май

67

Звук З

Полный анализ и синтез слов (ЗУБЫ, КОЗЫ)

68

Описание предметов и объектов с использованием схем

- Формирование умения детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы

69

Звуки С-З

Преобразование слов путём замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК)

70

Распространение предложений путем введения однородных определений

- Формирование умений распространять предложения путем введения однородных определений.

71

Звук Ц

Закрепление полученных навыков

72

Контрольное занятие

Уровни усвоения программы:

Высокий уровень.

Ребенок имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Владеет всеми средствами звукового анализа слов. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Средний уровень.

При выполнении заданий ребенок допускает ошибки, но исправляет их, использует помощь взрослого. Грамматические ошибки допускает редко, речь чистая, правильная. Испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Выполняет звуковой анализ слов типа ЛИСА. Недостаточно активен в речевом общении.

Низкий уровень.

Ребенок затрудняется в выполнении задания, не может использовать подсказку, помощь взрослого. Допускает ошибки при звуковом анализе слов, грамматические ошибки, словарный запас беден.

Список используемой литературы

 «Нормативно-правовые документы»:

1.Конвенция ООН «О правах ребенка» (от 20 ноября 1989г.)

2.Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. (с изменениями)

3.Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации»

4.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А. Программы дошкольных         образовательных учреждений компенсирующего вида для детей  с нарушениями речи. М.: Просвещение,2008. 272 с.

«Литература для учителя»:

  1. Белобрыкина М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 680 с.
  1. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Ювента, 2001, 80с.
  1. Корнев Н.А., Старосельская Н.А. Как научить ребёнка говорить, читать, думать. СПб.: издательский дом МиМ, Паритет, 1999. 48 с.
  1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачёв В.Ю., 2005. 157с.
  1. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СП.б.: Союз,1999. 160 с.
  1. Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях.: Просвещение, 1991.160 с.
  1. Репина З.А., БуйкоВ.И. Уроки логопедии. Екатеренбург: Издательство Литур, 2004, 208 с.
  1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.СПб.: Акцидент, 1998.112с.
  1. Преодоление общего недоразвития у дошкрольников. Учебно- методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. М.: Секачев, 2007.224 с.

«Литература для детей»:

1.Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – М. :Эксмо, 2013.-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок»

Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок» Второй год обучения...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по логоритмике «Веселый язычок»

Познавательно – речевая, развивающая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживаю...

Дополнительная общеобразовательная программа «ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК»

возраст детей  2 - 3 годасрок реализации: сентябрь – май 2020-2021 учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»

Аннотация к дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»  (социально-гуманитарная направленность) В настоящее время наб...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»

Аннотация к дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа по логопедической коррекции «Умный язычок»  (социально-гуманитарная направленность) В настоящее время наб...