Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок»
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Шестерова Кристина Александровна

 Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок» Второй год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vesyolyy_yazychok_srednyaya.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новозыбкова

Принята на педагогическом совете                        Утверждаю:

Протокол №____ от _________                              Заведующий МБДОУ №13:

                                                                                    _______/С.М.Мельникова/

                                                                                    Приказ №___от __________

Дополнительная общеобразовательная программа

«Весёлый язычок»

Второй год обучения

Возраст детей: 3- 4 года

Срок реализации: 1 год

Составители:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Селиверова К.А.

г. Новозыбков, 2018


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

  • Актуальность и целесообразность 
  • Отличительные особенности дополнительной программы
  • Цели и задачи программы
  • Сроки реализации дополнительной программы
  • Ожидаемые результаты
  • Формы подведения итогов реализации дополнительной программы

2. Учебно-тематический план дополнительной программы

3.Содержание дополнительной программы

4. Методическое обеспечение дополнительной программы

5. Список литературы








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития дошкольников, их умения пользоваться устной речью.

    Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций.

    Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе.

 

Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.   

   Данная программа, направленная на развитие умения детей свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки, приспосабливает ребенка к разным условиям, в которых он может говорить, действовать, а, следовательно, способствует формированию социально адаптированной активной личности.

Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.

    Образовательная программа «Весёлый язычок» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит как развитие личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к родному языку, расширяет представление об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.

Цель программы: развитие речевой деятельности и познавательных способностей детей.

 Основные задачи при реализации данной программы:

- учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям

-развивать познавательную речевую активность

- развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих

- развивать фонематический слух, звуковую культуру речи

- обогащать активный и пассивный словарь

- воспитывать интерес к литературе

   Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 4 лет. Продолжительность реализации программы – 9 месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 4 занятия в месяц по 20 минут каждое. Занятия проходят 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты реализации программы.

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, 
  • умеет задавать вопросы, делать умозаключения,
  • знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; 
  • осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
  • рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;
  • ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у него сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий. Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Весёлый язычок» – открытое занятие для родителей.

Содержание дополнительной образовательной программы

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

    Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

 Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе накопления и обогащения словаря на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных и глаголов.

    Различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: кто это? что это? видеть их особенности, выделяя характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что можно с ним делать?)

    Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

При названии действий объекта развивать умение видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом»).

    На наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий - низкий).

    Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (одежда, посуда, мебель, овощи, животные и т. п.).

Грамматический строй речи. Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе.

    Активизация в речи ребенка пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит его к употреблению падежных форм.

    Обучение разным способам словообразования: названия животных и их детенышей, наименования предметов посуды образуются с помощью самых разнообразных суффиксов (заяц-зайчонок-зайчата; сахарница, хлебница).

    Ознакомление с образованием звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик-чирикает, утенок кря-кря-крякает). Формировать умение образования глаголов и закреплять эту информацию в играх «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?»

    Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Пересказывать литературные произведения, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем и без них.

    При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию и, подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со взрослым затем самостоятельно.

    При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, ее качеств и действий, назначения предметов, и подводятся к составлению рассказа.

    Обучая детей составлять рассказы повествовательного типа, надо развивать умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) побуждать к употреблению соответствующей глагольной лексики.

    Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Структурные компоненты образовательной ситуации

    При организации занятия используются разнообразные игровые приемы: сказочные персонажи, загадки, ребусы, просмотр мультфильмов, стихотворения, которые мотивируют детей на деятельность и совместную постановку цели занятия

    В ходе работы дошкольники самостоятельно планируют решение поставленной цели, предлагают варианты решения проблемы.

    Следующим структурным компонентом является действия педагога и действия детей в решении цели

    Заключительным этапом занятия является оценка результатов деятельности и рефлексия        

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка детей, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Содержание работы с семьей

Советы родителям: в играх с детьми обращайте особое внимание на признаки предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и т. д.), на названия детенышей животных, на времена года, названия профессий.

Чаще читайте своему ребёнку, это очень важно для развития памяти и внимания. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем и правильно писать.

Методическое обеспечение дополнительной программы

При разработке данной программы использовались элементы следующих программ и пособий:

В.В.Гербова «Учусь говорить»

О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников

А.Г.Арушанова «Развитие диалогического общения»

Папки: «Цикл упражнений для формирования связной речи»

«Наглядный материал по грамматическому строю речи»

«Индивидуальные упражнения по подготовке детей 3-4 лет к обучению грамоте»

«Составление описательных рассказов по серии картинок»

«Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни»

«Грамматический строй речи» (наглядный и раздаточный м-л)

«Звуковая культура речи»

«Формирование словаря» (наглядный и словесный м-л)

Форма занятий - совместная игровая образовательная ситуация взрослого и детей, которая включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированную наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, дидактические игры, фонематические упражнения.

 Основной метод, используемый при проведении занятия - игровой. Содержание и методы работы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребѐнка и являются дополнением к основной программе обучения и воспитания детей в детском саду, а не дублируют еѐ.

Каждое занятие включает себя работу по: 

• развитию общих речевых навыков;

• развитию слухового внимания и фонематического слуха;

• формированию лексико-грамматического строя речи;

 • коррекции звуко-слоговой структуры слов;

• развитию общей и мелкой моторики.

• развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

Список литературы

  1. Беляковская Н.Н., Л.Н.Засорина, Н.Ш.Макарова «Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии», методические материалы
  2. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.
  3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.
  4. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.
  5. Максаков А. И., Г.А. Туманова «Учите, играя»
  6. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.
  8. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
  9. Журналы «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения»
  10. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет
  11. Шарикова Е. Пальчиковые игры. – М.: Стрекоза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Веселый язычок"

представлена программа кружка "Веселый язычок"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ» для детей от 2 до 3 лет

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет....

дополнительная общеобразовательная программа "Весёлые ступеньки"

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной напраленности, направлена на развитие физических качеств дошкольников средствами  степ-аэробики....

Дополнительная образовательная программа "Весёлый язычок"

Дополнительная общеобразовательная программасоциально-педагогической направленности«Весёлый язычок»Возраст детей 4-5 летСрок реализации: 1 год (октябрь –апрель)Объем _____ академичес...

Дополнительная общеобразовательная программа "Весёлые ладошки"

Дополнительная общеобразовательная программа " Весёлые ладошки".Направленность: художественнаяВозраст обучающихся 3-4 годаСрок реализации 1 год...