Дополнительная общеобразовательная программа «ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
возраст детей 2 - 3 года
срок реализации: сентябрь – май 2020-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdo.docx | 82.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30 комбинированного вида»
Дополнительная общеобразовательная программа
«ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК»
возраст детей 2 - 3 года
срок реализации: сентябрь – май 2020-2021 учебный год
Автор:
воспитатель – Есина Е.Ю.
г. Троицк, 2020 г.
Содержание
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи реализации Программы 4
1.3. Возраст детей, участвующих в реализации Программы 4
1.4. Сроки реализации 5
1.5. Ожидаемые результаты освоения Программы 5
II Содержательный раздел
2.1. Описание форм и методов реализации программы 6
2.2. Основное содержание программы 6
2.3. Учебно-тематическое планирование 11
2.4. Содержание работы по взаимодействию с семьей 20
III Организационный раздел
3.1. Условия реализации Программы 21
3.2. Регламент образовательной деятельности 22
3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы 23
3.4. Учебно-методическое обеспечение реализации Программы 24
I Целевой раздел
- Пояснительная записка
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Я выбрала кружковую работу по теме «Пальчик, ручка, язычок» в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель программы:
- Укреплять и развивать руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
- Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.
- Развивать пространственные отношения, речевого сопровождения.
Задачи:
- Привить детям любовь к художественному слову.
- Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
- Развивать фантазию и творческое воображение.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
- Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.
- Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
- Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.
- Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
- Возраст детей, участвующих в реализации Программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 2-3 года.
- Сроки реализации Программы
Продолжительность реализации программы – 8 месяцев.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
1.5. Ожидаемые результаты освоения Программы
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
II Содержательный раздел
- Описание форм и методов реализации программы
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 2 до 3 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Возраст – 2-3 года
Количество детей в группе – 8 человек.
Время занятия – 10 минут.
Построение программы ориентировано на выявление уровня развития мелкой моторики рук.
Форма работы - групповые занятия
- Основное содержание программы
№ занятия | Тема | Цель |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Зайка» 3.«Помоги зайчику добраться до домика». 4.Артикуляционное упражнение «Улыбка» | Развивать мелкую моторику рук, общую координацию движения, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. |
2 | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика «Друзья» 3.«Помоги ёжику собрать все грибы на полянке». 4.Артикуляционная гимнастика «Хоботок». | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках. Учить вытягивать губы вперёд |
3 | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Капуста» 3.Шнуровка «Овощи». 4.Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка». | Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, умение чередовать выученные упражнения. Развивать сенсомоторную координацию. |
4 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика «Лимон». 3.Шнуровка «Фрукты». 4.Артикуляционная гимнастика «Бегемотик зевает». | Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений, широко и спокойно открывать и закрывать рот. Обогащение словарного запаса. Развивать сенсомоторную координацию. |
НОЯБРЬ | ||
1 | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Обувь» 3.Разбери пуговицы по цвету. 4.Артикуляционное упражнение «Лопата» | Развитие мелкой моторики рук; гибкости, силы, подвижности пальцев. Продолжать знакомить с цветом. Выработка подвижности и точности языка |
2 | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастка «Осень» 3.Собери бусы. 4.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко» | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром. |
3 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Овощи» 3.Обведи по контуру овощи. 4.Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки» | Развивать моторику обеих рук, развивать речь, логику, пространственное восприятие, соотнесения действий с текстом |
4 | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» 2.Пальчиковая гимнастика «Наш огород» 3.Разбираем счётные палочки по цвету. 4.Артикуляционное упражнение «Почистим за нижними зубами» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, различение цвета. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Одежда» 3.Шнуровка «Пришей пуговицу» 4.Артикуляционное упражнение «Иголочка» | Развивать координацию пальцев рук, развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию. |
2 | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика 3.Рисуем пальчиком по манке. 4.Артикуляционное упражнение «Расчёска». | Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности. Развивать моторику обеих рук. |
3 | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Цыплятки» 3.«Поможем Золушке разобрать крупу». 4.Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка» | Учить детей сгибать пальчики поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. |
4 | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Мамы и малыши» 3.Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыплёнок». 4.Артикуляционное упражнение «Качели». | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки |
ЯНВАРЬ | ||
1 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастка «Зима» 3.Игра «Застегни и расстегни». 4.Артикуляционное упражнение «Шарик». | Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом |
2 | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн». 2.Пальчиковая гимнастика. «Что зимой мы любим делать?» 3.Шнуровка «Яблоня». 4.Артикуляционное упражнение «Лошадка». | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию. |
3 | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Дедушка Мороз!» 3. «Собери бусы». 4.Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки». | Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук в соответствии с текстом. Учить контролировать струю потока воздуха, умения действия со шнуром |
4 | 1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики» 2.Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю» 3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли» 4.Артикуляционное упражнение «Заборчик» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика. «Лесные звери». 3.MAXI – пазлы 4.Артикуляционное упражнение «Поймаем мышку» | Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. Развитие навыка игры с большими пазлами |
2 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Зима» 3.Игры с пробками. 4.Артикуляционное упражнение «Качели» | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках, координировать действия рук с текстом. |
3 | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» 2.Пальчиковая гимнастика «Богатырь» 3.Сматывание нитки в клубок. 4.Артикуляционное упражнение «Пятачок». | Совершенствовать навык контроля сжимания и разжимания пальцев рук Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение сматывать нитки в клубок |
4 | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Наш дом» 3.«Выложи по контуру» 4.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко». | Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. |
МАРТ | ||
1 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика «Грибы» 3.Шнуровка «Ёжик». 4.Артикуляционное упражнение «Иголочка». | Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию рук, умение действовать согласно тексту. |
2 | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн». 2.Пальчиковая гимнастика «Мамочка « 3.Штриховка «Цветы для мамы». 4.Артикуляционное упражнение «Блинчик». | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию |
3 | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Весна». 3.«Развесь бельё на верёвочку». 4.Артикуляционное упражнение «Маляр» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки |
4 | 1.Массаж пальчиков колечком 2.Пальчиковая гимнастика «Кошечка» 3.Перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу. 4.Артикуляционное упражнение «Орешки» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. |
АПРЕЛЬ | ||
1 | 1.Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков. 2.Пальчиковая гимнастика «Дятел» 3.Составление контуров предметов из счётных палочек. 4.Артикуляционное упражнение «Пароход гудит». | Развивать умение детей сжимать и разжимать кулачки поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления. |
2 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Ягодки» 3.Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр. 4.Артикуляционное упражнение «Улыбка» | Развивать моторику рук, учить вкладывать один предмет в другой, развивать сообразительность. |
3 | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика 3.Штриховка «Домик» 4.Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». | Активизировать движение пальцев рук методом штриховки |
4 | 1.Массаж пальчиков надевание и снимание колечка. 2.Пальчиковая гимнастика «Машины» 3.Панно «Неунывайка». 4.Артикуляционное упражнение «Заборчик» | Развивать мелкую моторику рук( застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок). |
МАЙ | ||
1 | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика 3. «Бусы для мамы». 4.Артикуляционное упражнение «Часики» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь, творческое мышление |
2 | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Насекомые» 3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли». 4.Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота». | Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.. |
3 | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «День - ночь» 3. Найди алмазы. 4.Артикуляционное упражнение «Киска сердится». | Развивать мелкую моторику рук, навык сгибать пальчики поочередно, продолжать знакомить с цветом. |
4 | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн». 2.Пальчиковая гимнастика «Цветы» 3.Игра «Самый ловкий». 4.Артикуляционное упражнение «Барабанщик». | Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев. |
- Учебно-тематическое планирование
№ занятия | Содержание | Примечания |
ОКТЯБРЬ | ||
1 |
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».) Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».) Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.) Шёл по травке без дорожек, А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) Рыжехвостая лиса.
| Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. Пальчиком провести дорожку к домику зайчика. Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза |
2 |
Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.) Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.) Быстро бежали – поди, догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)
| Катаем орех между ладошками по всей длине пальчиков. Закручивать и откручивать пробочки на бутылочках. Учить вытягивать губы вперёд и держать в таком положении 3-5 сек. |
3 |
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.) Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.) И останусь только я!
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Чередовать выученные упражнения по 3-4 раза |
4 |
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
| Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем 3-5 раз. |
НОЯБРЬ | ||
1 |
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.) Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.) Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.) В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.) И на ножки надевают Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.) Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
| Сжимаем пальчиками с силой резиновый мяч. Широко открываем рот. Кладём мягкий, спокойный язычок на нижнюю губу на 3-5 сек. Повторяем 3-4 раза. |
2 |
Вышла осень погулять, «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Стала листья собирать. Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.
| Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
3 |
Я – зелёная капуста, Руки перед собой образуют круг. Без меня в кастрюле пусто. Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю». Листья снимете с меня, Разводим руки в стороны. И останусь только я!
| Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается. |
4 |
В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы. Тут и репа, и салат, Загибают пальцы поочерёдно. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Хлопают в ладоши. Нас прокормит целый год.
| Перебираем пальчиками фасоль. Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 |
Я надену сапоги, Показываем на ноги, туловище, голову. Курточку и шапку. И на руку каждую Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток. Натяну перчатку. Смена рук.
| Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 |
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы. А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят». Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх. Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! Гладят животы.
| Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз). |
3 |
Зёрна курочка клюёт, Обе ладошки вместе отклоняем от себя. И цыплятки тут как тут. Щепотки «клюют» по очереди. В воду уточка нырнёт, Ладошки вместе «ныряют» вперёд. А цыплятки не нырнут. Погрозили пальчиком.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Разобрать крупы фасоль и горох. Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз). |
4 |
Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца. У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши – Перебирают пальцы по очереди. Все красивы, хороши.
| Сжимаем с силой резиновый мячик. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). |
ЯНВАРЬ | ||
1 |
Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
| Надуть щёки, сдуть щёки. |
2 |
Что зимой мы любим делать? Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться.
| Перебираем пальчиками фасоль. Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз). |
3 |
Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх. - Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка. |
4 |
Я с игрушками играю: Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук. Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч». Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. Грузовик везде катаю. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».
| Катаем карандаш по всей ладони. Ищем мелкие игрушки в ёмкости с фасолью. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 |
Это зайчонок, это бельчонок, Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца. Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Вращают большим пальцем. Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок.
| Губы в улыбке, приоткрыть рот, |
2 |
Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
| Движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). |
3 |
Илья Муромец – Приосаниться. Добрый молодец. Показать бицепсы. Зорко в даль глядит Рука козырьком. Да врагов разит. «Бросить копьё»
| С силой сжимаем пальчиками резиновый мяч. Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз). |
4 |
Этот дом – одноэтажный. Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
МАРТ | ||
1 |
Красный-красный мухомор- Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба. Белых крапинок узор. Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки». Ты красивый, но не рвём! Погрозили пальчиком. И в корзинку не берём! Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.
| Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 |
Мамочка хорошая, Воздушный поцелуй над ладонью. Мамочка любимая! Поцелуй над другой ладонью. Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй. Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони.
| Перебираем пальчиками фасоль. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. |
3 |
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Закрепляем платочки прищепками на верёвке. Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. |
4 |
Вот, убрав царапки, «Моем руки». Кошка моет лапки. Мордочку и ушки Круговые движения ладонью по лицу. На своей макушке. Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.
| Надеваем и снимаем колечко с пальчика. Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки". |
АПРЕЛЬ | ||
1 |
Дятел дерево долбит: Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё. Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит Смена рук. Стук-стук-стук.
| Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..." |
2 |
С ветки ягодки снимаю, Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. Будет полное лукошко, Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. Я поем ещё чуть-чуть, Лёгким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
| Катание ладошкой карандашей по столу. Растянуть губы в стороны, не показывая зубов(удерживать до 10). |
3 |
На кроватке мы поспали, Руки под щёку. Вещи в шкаф уже убрали. Свободно двигаем руками – «убираем вещи». Мы на стуле посидели Ладонью одной руки накрываем кулак другой. И за столиком поели. Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.
| Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. |
4 |
По шоссе идут машины, Крутим воображаемый руль. По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. По дороге не беги, Погрозили пальцем. Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
| Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
МАЙ | ||
1 |
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
| Нанизывание крупных бусин на шнурок. Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). |
2 |
Мы пошли гулять на луг, «Идём» указательными и средними пальцами обеих рук. А по лугу ползал жук! Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.
| Катание карандаша ладошками. Поиск в фасоли мелких игрушек. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами. |
3 |
Утро – солнце всходит. Поднимаем растопыренную ладошку. Ночь – луна приходит. Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».
| С силой сжимать резиновый мячик. Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку. |
4 |
Ромашки белые цветки – Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному. Считать ромашки лепестки.
| Перебираем пальчиками фасоль. Доставание бусинок из стакана ложкой. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..." |
- Содержание работы по взаимодействию с семьей
- консультативная работа (информационные материалы, буклеты);
- совместные занятия и мероприятия;
- презентация проведенной работы.
III Организационный раздел
- Условия реализации Программы
При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д. Дети охотно осваивают навыковое содержание (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Система работы велась по следующим направлениям:
В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми.
В образовательной деятельности в режимных моментах: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек, сказок, самомассаж кистей рук ,игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев , пальчиковый театр , игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.
Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев
Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Кружок, который способствует развитию мелкой моторики, проводится один раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы
- Регламент образовательной деятельности
Продолжительность занятий – 10 минут 1 раз в неделю.
- Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Оснащение занятий:
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);
-набор прищепок;
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с узелками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр,
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-наборы геометрических фигур,
-шишки, грецкие орехи, мячи «Ежики», массажеры «Су-Джоку»
-раскраски – штриховки,
-сухой бассейн (фасоль, горох, рис),
-разной величины горлышки от бутылочек для закручивания и откручивания пробок,
-игры со шнуром,
-бусины
- Учебно-методическое обеспечение реализации Программы
1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
2.«Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
3.«Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
Приложение 1
Диагностика развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством массажа, пальчиковой и артикуляционной гимнастик
НАЧАЛО ГОДА
№ п/п | ФИ ребенка | Критерии | ||||||||||||||
Развитие точности движений | Развитие ритмичности движений | Развитие ловкости пальцев | Развитие силы кисти и выносливости пальцев | Развитие зрительного контроля движений | ||||||||||||
С | СН | Н | С | СН | Н | С | СН | Н | С | СН | Н | С | СН | Н | ||
Алтаева Аяна | + | + | + | + | + | |||||||||||
Адамович Виталий | + | + | + | + | + | |||||||||||
Андреев Никита | + | + | + | + | + | |||||||||||
Александров Кирилл | + | + | + | + | + | |||||||||||
Беспалов Тимофей | + | + | + | + | + | |||||||||||
Давыдов Давид | + | + | + | + | + | |||||||||||
Захаров Кирилл | + | + | + | + | + | |||||||||||
Калашникова Виктория | + | + | + | + | + | |||||||||||
Кадомцева Кира | + | + | + | + | + | |||||||||||
Кощегулова Асель | + | + | + | + | + |
С – сформирован в достаточной мере;
СН – сформирован в недостаточной мере;
Н – не сформирован.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальное занятие по разделу "Предметно - практическая деятельность" (по дополнительной общеобразовательной программе для детей и подростков с ТМНР "Умелые ручки") на тему: «Ловкие пальчики»
Конспект занятия подготовил педагог высшей категории (воспитатель СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» Петродворцового район...
Программа дополнительного образования "Пальчик, ручка, язычок"
Программа дополнительного образования "Пальчик, ручка, язычок"Содержание рабочей программы: Пояснительная записка…………………&he...
Отчет по дополнительной общеобразовательной программе «Умелые ручки» для детей 3-4 лет.
Во второй младшей группе с детьми была организована кружковая работа "Умелые ручки". Посещало кружок 25 детей.Форма работы. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во втор...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для развития мелкой моторики и артикуляции «пальчик, ручка, язычок»
Кружковая работа по развитию речи с детьми от двух до четырёх лет....
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...