Посуда . Звук С
план-конспект занятия по логопедии на тему
Знакомство с согласным звуком С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия - "Посуда . Звук С" | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов (подгрупповое занятие для детей подготовительной группы).
Тема: « Посуда. Звук С»
Цель: познакомить детей с согласным звуком С, основываясь на артикуляционных и акустических признаках, с опорой на зрительные, слуховые, кинестетические ощущения на материале лексической темы «Посуда».
Задачи:
коррекционные:
- развивать фонематический слух (выделение звука С из ряда звуков, слогов, слов)
образовательные:
- актуализировать знания детей о гласных и согласных звуках;
- упражнять в звуко-слоговом анализе слов;
- формировать навыки оценивания своей деятельности
развивающие:
- развивать фонематическое восприятие (упражнять в определении позиции звука в слове);
- развивать умения осуществлять контроль
воспитательные:
- продолжить формировать умения слушать собеседника
- воспитывать сочувствие, сопереживание
Оборудование:
Фишки, зеркала, схема для характеристики звуков, символ звука С,
предметы ( картинки) посуды (стакан, скалка, кастрюля, сковорода, поднос, миска, термос, кружка, вилка, ложка, тарелка, салатник ), шкаф со схемами позиции звука в слове, карточки для индивидуальной работы, простые карандаши.
I. Орг. момент
Цель: настроить детей на занятие.
II. Актуализация знаний детей
Игра «Звуковая дорожка»
Цель: закрепить понятия «гласный звук», «согласный твердый звук»,
«согласный мягкий звук».
К нам в гости кто-то пришел, а кто не знаю (герой закрыт).
Чтобы узнать, надо выложить звуковую дорожку к гостю. (Педагог называет звуки, дети выкладывают фишками дорожку: ( к, т, а, мь, у, и, н ).
Проверка: Поставили палец правой руки на первую фишку, Ваня называет
цвет фишек. Поднимите руку, у кого нет ошибок? У кого одна ошибка?
III. Сообщение темы
Цель: ввести в тему занятия.
Кто же к нам пришел? (Федора). А кто это – Федора? (ответы детей)
Дети знакомятся с Федорой, она просит помочь ей. Педагог предлагает помочь Федоре, обсуждает с детьми, как можно ей помочь. В итоге может быть предложен такой план:
1. Отправиться с Федорой в магазин и выбрать посуду.
2. Научить Федору правильно обращаться с посудой.
Мы с вами отправимся в магазин, Федора просит купить посуду, в названии которой есть звук, а какой, вы догадаетесь, если прочитаете звуковую телеграмму.
IV. Характеристика звука С .
Цель: упражнять детей производить характеристику звука с опорой на схему.
Работа с зеркалом.
- Что вы можете сказать об этом звуке? ( дети по схеме производят анализ звука с опорой на зрительные символы, делают вывод, что звук – согласный, твердый, глухой, свистящий, язычок внизу, губы улыбаются, холодный ручеек воздуха.)
Показ символа звука С ( насос синего цвета) (используется символ Т. А. Ткаченко).
V. Развитие фонематических процессов
а) Игра «Ушки на макушке»
Цель: развивать фонематический слух (узнавание звука на фоне звуков, слогов).
Поиграем с Федорой в игру «Ушки на макушке».
Все присели, я называю звуки, если услышите звук С – подпрыгните. - а, т, с, к, о, с, м, с, в, с, с.
А теперь слушайте слоги
- мэ, са, ты, ос, эс, кы, со, си.
б) Игра «Услышь звук»
Цель: развивать фонематический слух (узнавание звука на фоне слов).
Мы пришли с вами в магазин. Давайте выберем только ту посуду, в названии которой слышится звук С. (Дети выбирают предметы (картинки). Если в названии слышится звук С, ставим картинку к символу звука С (насос), если не слышится – к зачеркнутому символу, кто сомневается – может поставить картинку к карточке «вопрос»).
Проверка совместно с детьми.
г) Игра «Поставь посуду на полку»
Цель: упражнять в определении позиции звука в слове.
Поможем Федоре расставить посуду в кухонном шкафу. Если звук С слышится в начале слова, поставим посуду на нижнюю (первую) полку, если в середине – то на вторую, среднюю. Если в конце –то на третью, верхнюю . (На полках схемы с обозначением позиции звука в слове. Дети называют предмет посуды и расставляют картинки.
Дежурный контролирует правильность выполнения задания, при ошибке – звонит в колокольчик).
д) Звуко-слоговой анализ слова МИСКА
Цель: упражнять в звуко-слоговом анализе слова из двух слогов со стечением согласных.
Назовите предмет посуды, который стоит на второй полке и в названии которого два слога. Давайте выложим схему слова МИСКА.
Произнесите слово МИСКА.
Назовите первый звук. Каким цветом его обозначим? Почему?
Назовите второй звук и т. п.
Сколько в слове звуков? Сколько гласных звуков? Назовите его.
Сколько согласных звуков? Назовите их. Кто попробует назвать все звуки по порядку.
VI. Закрепление полученных навыков на индивидуальном материале
Работа с карточками по рядам
1 ряд – «Найди посуду»
2 ряд – «Назови последний звук»
Детям первого ряда необходимо найти и обвести предметы посуды, в названии которых слышится звук С.
Детям второго ряда необходимо определить последний звук в названии посуды и соединить с символом. Затем дети меняются карточками и проверяют правильность выполнения задания.
VII. Итог
Смогли мы помочь Федоре?
С каким звуком играли?
Какие игры понравились?
Что было трудным? Почему встретилась трудность?
С помощью «Смайликов» оцените свою работу.
Педагог выражает беспокойство, что новая посуда может убежать от Федоры, предлагает детям высказать свое мнение о том, что нужно сделать, чтобы этого не случилось. Педагог подводит детей к мысли о том, что нужно научить Федору содержать посуду в порядке: мыть, вытирать, ставить на место. Чтобы помочь Федоре, дети показывают ей, как мыть кукольную посуду, вместе с ней наблюдают за работой помощника воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие-эстафета по теме: «Посуда. Звук и буква С».
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. Нетрадиционная форма проведения занятия - эстафета. Цель - активизация устойчивого внимания и интереса к занятию детей с гиперакти...
Интегрированное занятие с детьми 5-6 лет с ОНР по теме: "Незнайка покупает посуду, звук С"
Интегрированное занятие для родителей детей с ОНР....
Посуда. Звук С.
Автоматизация звука [с] в словах по теме "Посуда"....
Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Посуда. Звук и буква Ы.
Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Посуда. Звук и буква Ы....
Методическая разработка. НОД в подготовительной к школе группе по теме: Посуда. Звук и буква П.
Цель: уточнить и расширить представление о посуде, познакомить с артикуляторно-акустическим образом звука [П] и [П’] и оптический образ буквы П....
Конспект занятия"В гости к Федоре. Посуда. Звук С"
В конспекте занятия содержатся речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи по лексической теме: Посуда и речевой материал на автоматизацию звука С....
Занятие по развитию речи. Лексика по теме «Игрушки», «Фрукты и овощи», «Посуда», Звуки «А, У, М, Л»
Лексика по теме «Игрушки», «Фрукты и овощи», «Посуда», Звуки «А, У, М, Л»...