Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.
Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.
Упражнять в образовании категории родительного падежа, конструкции с предлогом С.
Усвоение глагольного словаря по изучаемой теме, глагола «надеть».
Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.
Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие лексико - грамматического строя речи | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Одежда, обувь и головные уборы»
Назарова О.Ю.
Учитель – логопед
МАДОУ Детского сада №7
пгт Серышево
2012г
Цель: развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.
- Упражнять в образовании категории родительного падежа, конструкции с предлогом С.
- Усвоение глагольного словаря по изучаемой теме, глагола «надеть».
- Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.
- Упражнять в составлении описательного рассказа.
- Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая.
Оборудование: предметные картинки с изображением головных уборов, одежды, обуви.
План:
1.Пальчиковая гимнастика «Снежок».
2.Беседа «Что такое одежда, обувь и головные уборы».
3. Лексико – грамматические игры и упражнения:
- Игра «Что наденем на прогулку?»
- Игра «Какая одежда?»
- Упражнение «Скажи наоборот»
- Упражнение «Чего не хватает»
- Упражнение «Детали одежды»
- Игра «Что с чем?»
4.Физминутка «Кузнечики».
5.Составление описательного рассказа.
6.Итог.
Ход образовательной деятельности:
Логопед: Здравствуйте, дети. Приготовьте свои пальчики, немного поиграем с ними.
Раз, два, три, четыре.
Мы с тобой снежок слепили,
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем – совсем не сладкий.
Раз подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
(Т. А. Кислинская Гениальность на кончиках пальцев)
Логопед: Молодцы! А сейчас послушайте загадки, которые я для вас приготовила.
«Дали братьям теплый дом, «В них упрячешь две ноги –
Чтобы жили впятером. И в мороз гулять беги.»
Брат большой не согласился (ВАЛЕНКИ)
И отдельно поселился» (ВАРЕЖКИ)
«Утром я встал,
На две дороги попал» (БРЮКИ)
Логопед: Правильно, дети вы, наверно, догадались, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии.
Дети: Да, мы сегодня будем говорить об одежде, обуви и головных уборах.
Логопед: Правильно, ребята. Я вам буду бросать мяч, а вы называйте одежду, которую знаете.
Дети: Платье, костюм, брюки, кофта, водолазка, шорты, футболка, майка, сарафан.
Логопед: Молодцы, ребята, а сейчас назовите мне обувь, которую знаете.
Дети: Ботинки, туфли, валенки, калоши, сапоги, сандалии, унты, кроссовки, чешки.
Логопед: Хорошо, и, наконец, назовите, головные уборы.
Дети: Шапка, панама, косынка, шляпа, ушанка, берет.
Логопед: Молодцы, дети. Вот видите, сколько вы знаете обуви, головных уборов, одежды.
Логопед: Скажите, пожалуйста, если мы носим одежду зимой, то она какая?
Дети: Эта одежда зимняя.
Логопед: Правильно, а если осенью?
Дети: Эта одежда называется осенняя.
Дети: А ещё бывает весенняя одежда и летняя.
Логопед: Молодцы, правильно.
Логопед: Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Что наденем на прогулку?». Посмотрите, у вас картинки, я буду задавать вопрос, а вы должны ответить.
Логопед: Что наденешь ты, а что Таня?
Ребёнок: Я надену рубашку, а Таня - платье.
Логопед: Что ты наденешь, а что Вова?
Ребёнок: Я надену кофту, а Вова брюки.
Ребёнок: Я надену платье, а девочка сарафан.
Ребёнок: Я надену туфли, а мальчик футболку.
Логопед: Молодцы, ребята. Давайте поиграем, подберите прилагательные к слову одежда; какая одежда?
Дети: Одежда бывает верхняя, детская, взрослая, мужская, женская, чистая, спортивная, сезонная, осенняя, летняя, весенняя, зимняя, грязная, теплая, нарядная.
Логопед: Хорошо, сейчас сыграем в игру «Скажи наоборот», я говорю слово, а вы наоборот.
Логопед: Надевать
Дети: Снимать
Логопед: Обувать
Дети: Разувать
Логопед: Покупать
Дети: Продавать
Логопед: Завязывать
Дети: Развязывать.
(застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, обуваться – разуваться).
Логопед: Дети, скажите, пожалуйста, что можно делать с одеждой.
Дети: Одежду можно надевать, носить, снимать, продать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать.
Логопед: Молодцы! Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, обуви, головных уборов.
Дети: Деталь одежды – это карман (воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина, подошва, каблук, лямка, поля.
Логопед: Хорошо, много вы знаете деталей одежды, обуви и головных уборов. Посмотрите на свои картинки и назовите предметы обуви и одежды, а также перечислите детали названных вещей.
Ребёнок: У меня рубашка с воротником.
Ребёнок: У меня юбка с поясом.
Ребёнок: У меня шарф с кисточками.
Ребёнок: У меня туфли с каблуками.
Логопед: Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием.
Логопед: Давайте немного отдохнём.
Будем прыгать как «кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок,
Стоп! Сели! Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко.
(Дети выполняют движения, названные в стихотворении). О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников»
Логопед: Немного отдохнули, сели красиво на свои места, спинки держим прямо.
Логопед: А сейчас, ребята, мы будем составлять рассказ – описание.
Послушайте какой рассказ получился у меня, а затем попробуете вы составить свой рассказ.
«Платье – это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками»
«Рубашка – это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».
«Сапоги – это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги нося зимой, весной и осенью».
Логопед: Давайте теперь вы попробуете составить рассказ – описание.
(Дети составляют рассказ).
Логопед: Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами на занятии говорили?
Дети: Мы говорили об обуви, одежде и головных уборах.
Логопед: Правильно, что ещё делали на занятии?
Дети: Называли детали одежды, проводили физ. минутку, играли в игру «Какая одежда», «Скажи наоборот».
Логопед: Молодцы, сегодня на занятии все хорошо работали и поэтому заслужили сладкий сюрприз. Занятие окончено. До свидания.
Список используемой литературы
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду».
- Ельцова О.М. «Риторика для дошкольников»
- Т. А. Кислинская Гениальность на кончиках пальцев. Развивающие игры-потешки для детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ОНР "Небесные прятки" на тему: Перелетные птицы
Конспект логопедического занятия в старшей группе " Небесные прятки" по теме : Перелетные птицы...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...
Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Одежда. Обувь. Головные уборы.
Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и п...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"
Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему "Овощи"
Конспект подгруппового логопедического занятия...
Конспект ООД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему «Транспорт»
развитие лексико-грамматического строя речи, расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"
Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....