Конспект НОД по формированию лексико -грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР "ОБУВЬ".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Материал занятия включает лексические и грамматические упражнения по теме "Обувь"(использование союзов, образование относительных прилагательных), а также опорную схему, которая научит дошкольников рассказывать об обуви по наглядному плану(опорной схеме).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuv.docx | 336.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1482
Дошкольное отделение
Конспект НОД по теме «Обувь» в старшей группе.
(Познавательно – речевое развитие)
Подготовила учитель – логопед
Баронова В.В.
Москва
Цели. Коррекционно – образовательные: Актуализировать словарь по теме «Обувь». Учить образованию относительных прилагательных. Закреплять образование падежных конструкций, употребление союзов чтобы, потому что.
Коррекционно – развивающие: Закреплять навык составления описательного рассказа по опорной схеме.
Оборудование и материалы: предметные картинки обуви, картинки обуви, у которой не хватает каких – либо деталей, опорная схема для составления описательного рассказа об обуви, демонстрационная картинка «Найди пару».
Ход образовательной деятельности.
1.Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о предметах. Каких? Сейчас вы сами догадаетесь, когда найдете четвертый лишний предмет.
На наборном полотне картинки: валенки, сапоги, кофта, туфли. Дети определяют, что лишняя кофта. Объясняют, почему она.
Логопед. Вы уже догадались. О чем мы сегодня поговорим? (об обуви) Как называют магазин, в котором она продается? (обувной)
2.Основная часть.
Закрепление понятия «обувь». Беседа, зачем она нужна, почему не можем без нее обойтись. Дети поясняют, используя союзы чтобы, потому что.
На наборное полотно выставляют предметы обуви. Это и будет магазин.
3.Рассматривание обуви на полках «магазина».
Логопед. Рассмотрите модели обуви. Расскажите, какие детали у нее, какого цвета.
Дети рассматривают и рассказывают.
Логопед. Кто же ее изготавливает?(сапожник) Какие инструменты он использует?(предположения детей)
Образование относительных прилагательных.
Логопед. А из каких материалов изготавливают обувь? Давайте подумаем.
Если из кожи, то она -…(кожаная), из резины -…(резиновая), из тряпки, ткани -…(тряпичные), детали из меха -…(меховые), из шерсти -…(шерстяные) и т.д..
4. Образование падежных конструкций (Родительный падеж единственного и множественного числа).
Демонстрируются картинки обуви, у которой не хватает отдельных элементов и деталей.
Логопед. Представьте, что обувь испортилась и у нее не хватает каких – либо деталей. Ее также сможет починить сапожник. Ведь он не только шьет. Но и занимается ремонтом. Чего не хватает? Без чего обувь?
Дети. Туфли без бантика, сапог без каблука, не хватает шнурков и т.д..
5. Физкультминутка «Сапожник».
Логопед. Сейчас мы будем сапожниками и починим обувь.
Дети, повторяя за логопедом, имитируют движения сапожника.
6. Образование относительных прилагательных. Дифференциация видов обуви. Образование предложного падежа с предлогом В.
Логопед. Ребята, но ведь обувь носят все – от мала до велика. Женщины, мужчины, дети. Как же она будет называться в зависимости от того, кто ее носит.
Дети. Для женщин – женская, для мужчин – мужская, для детей – детская.
Логопед. В чем ходят женщины? мужчины? дети?
Дети. Женщины ходят в туфлях, в сапожках… Мужчины ходят в ботинках, … Дети ходят в валенках, в сандаликах…
Логопед. Обувь носят во все времена года. Как же она называется? Ту, что носят летом – какая?
Дети. Летняя! Зимой -…(зимняя), осенью - …(осенняя), весной - …(весенняя).
Логопед. Правильно! Давайте ее распределим по полкам.
Детям раздают картинки сезонной обуви, и они распределяют по полкам: на верхнюю –зимнюю, на среднюю –летнюю. А на нижнюю демисезонную (весеннюю, осеннюю).
7. Образование сравнительной степени прилагательных.
Логопед. Посмотрите на наши полки, сравните обувь и продолжите по образцу: высокий каблук, а бывает выше. Низкий каблук, а бывает …(ниже). Широкий носок, а бывает …(шире). Мягкая обувь, а бывает ….(мягче). Твердая подошва, а бывает …(тверже). Голенище высокое, а бывает …(выше). Гибкая подошва, а бывает…(гибче).
8. Развитие внимания.
Логопед. Найдите на картинке пару к сапогу.
(На большой картинке резиновые сапоги. Необходимо найти пару каждому)
9. Составление рассказа об обуви по наглядной схеме.
Логопед. Мы так много узнали об обуви, что можем составить рассказ об обуви.
Логопед с детьми рассматривают схему. Размышляют, что означают каждый из знаков. Составляют рассказ об обуви.
10. Подведение итогов.
Логопед. О чем мы сегодня говорили? В каком магазине побывали? Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРпо теме: "Осень"Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Весна.Признаки весны».
Цель: Уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Признаки весны»....
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ТНР (опыт работы)
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «Животные северных стран»
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе «Животные северных стран»...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Ранняя весна». Предлог «БЕЗ».
Материал полезен коллегам, которые работают в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с тжелыми нарушеними речи....
Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с нарушением речи
D статье рассматриваются варианты решения одной из актуальных задач в развитии речи детей старшего дошкольного возраста, а именно: формирование лексико-грамматического строя речи. Авторы предлаг...
Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.
Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...