Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с нарушением речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему
D статье рассматриваются варианты решения одной из актуальных задач в развитии речи детей старшего дошкольного возраста, а именно: формирование лексико-грамматического строя речи. Авторы предлагают организовывать процесс обучения лексико-грамматическим категориям посредством использования игровых и активно-действенных форм, что дает детям возможность самовыражения, реализации индивидуальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование лексико-грамматических категорий
у старших дошкольников с нарушением речи
Провозина Эльвира Николаевна,
воспитатель
Юдина Любовь Васильевна,
учитель-логопед
МБДОУ ДС №37 «Соловушка»
г.Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматриваются варианты решения одной из актуальных задач в развитии речи детей старшего дошкольного возраста, а именно: формирование лексико-грамматического строя речи. Авторы предлагают организовывать процесс обучения лексико-грамматическим категориям посредством использования игровых и активно-действенных форм, что дает детям возможность самовыражения, реализации индивидуальных возможностей.
Ключевые слова: нарушения лексико-грамматического строя речи, старший дошкольный возраст, языковое чутье, активно-действенные формы, пассивный и активный словарь, динамические паузы, синквейн, мнемотехника.
Корней Иванович Чуковский, великий русский поэт, писавший для детей, удивлялся: « Страшно подумать, какое множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы».
Хорошая, то есть нормированная литературная, речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Если речь ребенка богата и правильна, то ему достаточно легко высказывать свои мысли, его возможности в познании окружающей действительности намного шире. А также более содержательными и полноценными становятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и соответственно активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Формирование лексико-грамматического строя речи – одна из актуальных задач в развитии речи детей. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи. Первый этап - это стадия практического овладения лексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает включение в образовательный процесс различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
К шести годам речь ребёнка должна быть сформирована. Какие требования предъявляются к правильно сформированной речи? Во-первых, ребенок должен чётко произносить все звуки родной речи, во-вторых, правильно строить фразу, а в-третьих, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
В настоящее время довольно много встречается детей дошкольного возраста, имеющих нарушения лексико-грамматического строя речи. Таким детям трудно усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Поэтому работа по формированию лексико-грамматических конструкций у дошкольников является одной из актуальных проблем на сегодняшний день.
Обучение лексико-грамматическим категориям через использование игровых и активно-действенных форм дает детям возможность самовыражения, реализации индивидуальных возможностей. Этот метод обучения влияет на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе и, одновременно, реализует идеи «педагогики».
Необходимо помнить, какие трудности чаще всего испытывают дети:
- в названии многих прилагательных (узкий, кислый, пушистый);
- в употреблении глагольного словаря( преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (идти, бежать);
- в употреблении слов обобщенного, отвлеченного значения, слов обозначающих оценку, качество, признаки;
- в замене слов, входящих в одно родовое понятие (лось-олень, тигр-лев);
- в замене прилагательных, глаголов.
Очень часто ввиду особенностей языковой среды дети не знают:
- частей предметов и объектов (кабина, сиденье);
- глаголов, уточняющих лексическое значение действий (лакает, лижет, грызет);
- приставочных глаголов (подплыл, отплыл);
- антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный).
Также дошкольники в этом возрасте допускают распространённые ошибки:
- в употреблении предлогов: в, к, с, из-под, из-за, между, через, над и другие;
- в согласовании различных частей речи (например, глагола с существительным);
- в построении предложений.
Наблюдается и расхождение в объеме пассивного и активного словаря:
-в названии ягод (клюква, ежевика, земляника);
-в названии цветов (незабудка, фиалка, ирис);
- в названии диких животных (кабан, леопард);
-в названии птиц (аист, филин);
- в наименовании профессий людей (маляр, сварщик, швея);
- в наименовании частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть).
Таким образом, при использовании в своей работе игровых и активно-действенных категорий педагог ставит перед собой следующие методические задачи:
создать благоприятную языковую среду, дающую детям образцы грамотной речи, повышающую речевую культуру взрослых;
помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам);
формировать знания о некоторых формах образования новых слов;
использовать совместную деятельность взрослого с детьми для обучения детей трудным грамматическим формам, направленную на предупреждение ошибок;
помочь детям в овладении синтаксической стороной речи: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;
формировать грамматические навыки через речевое общение со взрослыми и детьми.
Формирование лексико-грамматической стороны речи (синтаксиса, морфологии, словообразования) у старших дошкольников с нарушением речи имеют свою специфику и для ее развития применяют различные педагогические средства.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Можно использовать следующие игры и упражнения с лексико-грамматическим содержанием:
- для работы над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: «Один-много», «Мы волшебники немного – был один, а стало много», «Лови и называй», «Слово – слова – много слов»;
- для работы над образованием уменьшительно-ласкательных существительных: «Назови ласково», «Большой - маленький», «Подумай и назови»;
- для работы над образованием существительных с помощью суффикса -ниц-: игры с карточками «Что для чего? »;
- для работы над образованием названий детенышей в единственном и множественном числе: «Кто у кого? », «Назови детёныша», «Назови детёнышей»;
- дети уточняют названия домашних животных и их детенышей, определяя папу, маму и детеныша: «Папа, мама, я», «Назови семейку»;
- для работы над образованием притяжательных прилагательных: «Чей хвост? », «Чей след?», «Чьи лапы?», «Чья голова?», «Найди свою одежду», «Невиданный зверь»;
- для работы над образованием относительных прилагательных: «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?» игра «Каша», «Назови ветку (лист) », «Вкусное варенье», «Весёлый повар», «Скажи какой?».
В качестве динамических пауз в процессе совместной деятельности по формированию лексико-грамматических компетенций с детьми можно использовать игры с мячом. Одновременно у дошкольников развивается ловкость, координация движений, происходит активизация мыслительной деятельности. Вот примеры таких игр:
- «Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом»;
- «Мы расскажем вам сейчас, что же лишнее у нас»;
- «Мяч получай, сколько каких частей тела у тебя, отвечай?»;
- «Мяч получай, с какого дерева листочек, отвечай?»;
- «Мяч получай, из чего делают игрушки, отвечай? »;
«Насекомых изучай, когда их много, отвечай!»;
«Мы волшебники немного, был один предмет, а станет много»;
«Мячик маленький поймай - растения ласково называй».
У детей, имеющих нарушения речи выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста, недостаточность объема словаря, вербальные замены. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий можно использовать компьютерные презентации.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Презентация позволяет представить изучаемый материал просто, доступно, наглядно, красочно.
Одним из эффективных методов, используя который педагог может достаточно быстро получить результат в развитии речи ребёнка, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. «Синквейн» переводиться с французского языка как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Существует ряд правил по составлению синквейна.
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Например:
1. Зонт.
2. Цветной, большой.
3. Раскрывается, защищает, закрывается.
4.Мой зонтик самый замечательный.
5. Дождь.
Следующий интересный и полезный метод работы в данном направлении – это мнемотехника. Мнемотехника – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
С помощью мнемотаблиц решаются следующие задачи:
- формирование практических навыков словоизменения и словообразование;
- закрепление грамматических категорий;
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи.
Итак, для формирования и совершенствования лексико-грамматических компетенций и активизации словаря у детей необходимо использовать больше наглядности, игровых приёмов и упражнений, развивать знания и представления об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
«Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с нарушениями речи»
Формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании....
«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера»
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Именительный падеж множественного числа существительных»
Учить правильно употреблять существительные в именительном падеже множественного числа...
Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...