Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Щекалева Наталья Николаевна

Успех в работе над формирование лексико-грамматических категорий заключается в  индивидуальном подходе к ребенку с ОНР а также в системной ( от простого к сложному) ,последовательной и поэтапной коррекции  заметных, грубо выраженных лексико-грамматических нарушений, с постепенным увеличением ситуаций самостоятельной речи ребенка. Также в  значительной степени в четкой взаимосвязи в работе логопеда , воспитателей и родителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР

Слайд 2

К лексико-грамматической стороне языка относят словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Грамматический строй языка - это закономерности, по которым слова данного языка образуются , изменяются и объединяются в словосочетания и предложения. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Слайд 3

Порядок усвоения грамматических категорий по А.Н.Гвоздеву 1. Число существительных 2.Повелительная форма глаголов 3.Падежи (сначала изменения в ед.числе , затем во множественном) 4.Времена и лица глаголов 5. Согласование прилагательных 6.Предлоги 7.Условное наклонение 8.Категория рода 9.Сравнительная степень прилагательных

Слайд 4

Особенности грамматического строя речи у детей с ОНР Уровень речевого развития ребенка 1-й уровень Грамматика не сформирована ,фразы нет, ребенок пользуется корневыми словами, лишенными флексий. 2-й уровень Начальный уровень формирования грамматики. Имеются многочисленные аграмматизмы : неправильное изменение слов по лицам и числам, смешение падежей, ошибки согласования, неправильное употребление предлогов . 3-й уровень 4-й уровень Простые грамматические формы употребляются без ошибок. Аграмматизмы возникают при согласовании слов, использовании предлогов и падежных окончаний, расстановке ударений . Сохраняются остаточные ошибки при словообразовании с помощью суффиксов, склонении существительных множественного числа, употреблении сложных предлогов.

Слайд 5

Основные коррекционно-развивающие задачи при работе с лексико – грамматической стороной речи: 1 . Наращивание и активизация словаря (особенно слов действий, признаков ,обобщений) 2 . Устранение аграмматизмов 3 . Усвоение на практике навыков: - словообразования , - словоизменения , - правильного построения различных типов предложений, - - употребления предлогов и союзов - развитие «чувства языка»

Слайд 6

Подходы к формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников ЛЕКСИЧЕСКИЙ (грамматические категории изучаются в рамках лексической темы, онтогенетический принцип не соблюдается). ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ( грамматические категории отрабатываются в онтогенетической последовательности, не замыкаются на одной лексической теме, требуют широкой лексической базы).

Слайд 7

Т.А.Ткаченко : Ведущая роль по наращиванию, активизации и актуализации словаря принадлежит воспитателю . Основные особенности словаря у детей с ОНР: Пассивный словарь (обиходно-бытовой) близок к норме,а актуализация словаря у детей с ОНР страдает Словарь существительных преобладает над предикативным словарем( глаголы и прилагательные) существительные у детей в норме 60%, у детей с ОНР 3ур. 80% глаголы у детей в норме 35%, у детей с ОНР 3ур 15-17% прилагательные у детей в норме 5-7%, у детей с ОНР 3 ур . 2-3% Количество глаголов и прилагательных в речи меньше нормы на 40% Страдает скорость подбора слов (медленнее в 2 раза) Каждое новое слово входит в актив после точного понимания и использования ребенком в контексте не менее 8-10 раз ( в норме 2-3 раза)

Слайд 8

Главная цель работы логопеда над грамматикой - УСТРАНЕНИЕ АГРАММАТИЗМА Аграмматизм - нарушение понимания и неправильное использование грамматических средств языка ( неверное согласование,образование,изменение,сочетание слов) Аграмматизмы образуются при : 1.Нарушении принципов словообразования (набежал (забежал), перынько (перышко) 2.Неправильном употреблении родовых ,числовых и падежных окончаний,т.е . нарушении согласования слов (много игрушки,накрыл пакетой ) 3. Пропуске , искажении,замены предлогов (Я пошла гости,взяла из стола,из полки,яблоки сумке) 4.Нарушении количества и порядка слов во фразе (Собака курица несла ) Многоуровневый подход в работе с грамматической категорией ( Е.М.Косинова ) 1 уровень. Развиваем понимание. 2 уровень . Отрабатываем грамматическую конструкцию на уровне слова или словосочетания. 3 уровень. Отрабатываем грамматическую конструкцию на уровне предложения. 4 уровень . Самостоятельное проговаривание предложения без подсказок в виде вопроса или картинки. 5 уровень . Самостоятельное проговаривания предложения параллельно с заданиями на слуховое внимание и фонематическое восприятие. 6 уровень . Дифференциация форм слов , дифференциация предлогов. 7 уровень . Отработка грамматических категорий на уровне текста . Пересказы близко к тексту. 8 уровень. «Выход в реальную жизнь » . Активизация грамматических категорий в бытовых и режимных моментах .

Слайд 9

В иды игр на развитие лексико-грамматических категорий: игры с предметами, настольно-печатные игры, дидактические словесные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые, компьютерные игры.

Слайд 10

И гры на формирование грамматического строя речи « Жадина» «Сыщик» «Назови ласково» «Один-много (Хвастунишка )» « Чего не стало» «Чей предмет» «Веселый счет» «Что из чего сделано» «Скажи наоборот» «Путаница» «Доскажи словечко » и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР на материале темы: «Домашние животные»

Цели: -Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое восприятие», «Общеречевые навыки», «Мелкая и общая моторика».-Интеграция образовательных облас...

Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр"...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

Советы родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников....