Значение скороговорок в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
материал по логопедии на тему
Статья на тему "Значение скороговорок (чистоговорок) в коррекции нарушений детей дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воронина Светлана Валерьевна
учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР – д\с «Калинка» г. Абакан
ЗНАЧЕНИЕ СКОРОГОВОРОК В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скороговорка (чистоговорка) – это специально подобранные фразы с чередованием часто повторяющихся, трудно произносимых звуков речи. Они полезны для преодоления вялости артикуляционного аппарата.
Скороговорки придумали, чтобы развивать дикцию всех кто желает говорить внятно и отчётливо. Этот метод является самым простым и эффективным способом, улучшающим произношение звуков.
Скороговорка (чистоговорка) – это малый жанр народного фольклора.
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, чистоговорки, смешилки, которые считают простой игрой, забавой.
Работу с чистоговорками можно применять в коррекционной работе, как игровой приём. Не каждому из нас удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибок, но весёлая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чётко проговаривать звуки, труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством родного языка. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребёнка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков в речи.
Методика разучивания скороговорки (чистоговорки)
У Ани, Сани и Тани есть сом с большими усами.
- Прохлопать ритм скороговорки.
- Произнести скороговорку хором, по одному.
- Прослушать какие звуки голосом выделил логопед.
- Повторить эти звуки, чётко артикулируя.
- Произнести часто повторяющийся звук.
- Назвать слова со звуком [с].
- Произнести скороговорку тихо, громко, весело, грустно.
- Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.
Можно использовать разные способы заучивания скороговорок: игра с мячом, хлопки в ладошки. Скороговорки также можно изобразить в рисунках, что влияет на более точное и быстрое их запоминание, так как каждую нарисованную деталь (слово) дети ещё раз проговаривают.
Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.
Список литературы
1. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Издательство: Гном, 2016.
2. Лекомцев А. Скороговорки – повторялки. Осваиваем произношение звуков. Издательство: Феникс, 2016.
3. Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи детей. Издательство: Литера, 2015.
4. Смирнова М. В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...
Проект«Театрально-игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста»
Проект проводился в старшей группе компенсирующей направленности....
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:игры в куколь...
Музыкально- ритмические движения - средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Цель данной работы - изучить точку зрения педагогов – теоретиков в вопросе воздействия музыкально - ритмических движений на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.Задача данной работы:...
Консультация "Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста"
Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопр...
Песочная терапия как коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста
Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможно...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете...