Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, змоционально-волевая сфера, творческая активность. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка- это образность языка, она развивает речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, змоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка- это образность языка, она развивает речь. Сказка – психологическая защищённость, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И, наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Раз увиденная сказка надолго оставляет душе ребёнка ощущения чуда, волшебства, праздника. Сказка , в которой добро побеждает зло, больной становится здоровым, бедный- богатым, а слабый- сильным, даёт детям чувство защищённости.
Все дети с нарушениями речи быстро утомляются, отвлекаются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
В логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно - образовательные: развитие речи(все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического sjcghbznbz$ работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои).
Коррекционно-воспитательные: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, внимания, ответственности, патриотизма.
Коррекционо-развивающие: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, пальчиковом театре.
Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно нужно учитывать следующие особенности:
- речевой статус детей;
- недостаточнее развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти, недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым, быстрая истощаемость произвольного внимания, низкая работоспособность);
- специфика возраста (высокая эмоциональность, повышенная возбудимость).
Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в деятельность учителя-логопеда. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки:
- используются простые, хорошо знакомые сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок» и т.д.;
- сюжет сказки должен быть интересным, вызывать у детей эмоциональный отклик;
- возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются. Становятся более открытыми к восприятию действительности. Проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия как средство коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и п...
Проект«Театрально-игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста»
Проект проводился в старшей группе компенсирующей направленности....
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:игры в куколь...
Музыкально- ритмические движения - средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Цель данной работы - изучить точку зрения педагогов – теоретиков в вопросе воздействия музыкально - ритмических движений на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.Задача данной работы:...
Консультация "Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста"
Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопр...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете...
КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Куклотерапия - это метод психологической помощи детям, заключающийся в коррекции поведения и эмоционального состояния. Разработан детскимипсихологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой...