Песочная терапия как коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 1.7 МБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu_pesochnaya_terapiya.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.
« Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
Задачи: - научить детей играть с песком; - разнообразить приемы и методы работы с детьми при автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии; - улучшить процесс автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии; - развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии; - повысить интерес у детей к логопедическим занятиям; - вызвать у детей интерес к речевому материалу и работе с ним; - активизировать познавательную деятельность каждого ребенка; - развивать пространственные представления у детей дошкольного возраста; - улучшить психологическую обстановку на логопедическом занятии.
С песком интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Поэтому, игры с песком я использовала в индивидуальной и подгрупповой работе.
Принципы: - Создание естественной стимулирующей среды. В которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность. - Учет индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка. - Уважение к детскому творчеству, фантазии
Методы и приёмы песочной терапии: - Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций - Словесные методы : мини-беседа; диалог и рассказ педагога; использование фольклорного жанра ( потешки , прибаутки, сказки, стихи) - Наглядные методы : показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование - Игровые приемы: пальчиковые игры, физминутки , игры с предметами, игры на внимание и т. д.
Игры , с использованием песочной терапии, делятся на три направления: - Обучающие игры - Познавательные игры - Проективные игры
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Артикуляционные упражнения: «Лошадка» «Индюки» «Качели » «Часики » « Накажи непослушный язычок»
Развитие дыхания: « Дорога к другу» « Ямка» «Помоги зайцу » «Секрет » «Буря » «Что под песком ?» «Выровняй дорогу »
Автоматизация звуков : «Слабый моторчик » «Горочка » « Дорожка» «Совпадение» «Сильный мотор »
Совершенствование грамматического строя речи: «Кто знает больше слов?» « Пересчитай» «Один-много» «Расставь игрушки»
Развитие фонематического слуха: «Весёлые прятки » «Песочный дождик» «Новоселье»
Формирование слоговой структуры слова : «Следы на песке » «Весёлый поезд » «Исправь ошибку» « Следы на песке »
Развитие связной речи: «Найди и опиши игрушку» «Нарисуй и расскажи » «Две игрушки » «Дорисуй картинку и составь предложение»
Общие рекомендации по проведению песочных игр: - До занятия и после занятия моются руки . - Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки . - При работе с песком соблюдать определённые правила: - песок не должен высыпаться из песочницы ; - нельзя брать песок в рот и кидаться песком; - отряхивать руки и играть можно только над песочницей; - после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.
Результаты работы: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; - успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки; - пополняется и активизируется словарь; - корректируется грамматический строй речи, связная речь; - формируются навыки чтения и письма; - развивается мелкая моторика.
Список используемой литературы : 1 . Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008. 2 . Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко , Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с . 3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко , Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Песочная терапия как коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста.
Дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи требуют особого к себе внимания. В работе с детьми с нарушением речи выявляется быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствием ограничения речевой практики выступает задержка формирования навыков и развитие эмоционально-волевой сферы, слабое развитие мелкой моторики, нарушение координации движений, неразвитость чувства ритма, низкий уровень развития памяти, словесно-логического мышления и внимания Следовательно, дошкольникам необходима целенаправленная логопедическая коррекционная работа. Изучив много технологий , я поняла, что песочная терапия даёт положительные результаты в работе над коррекцией речи.
Слайд 2. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.
Слайд 3. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
На своих занятиях я решила остановиться на одном из нетрадиционных методов: песочная терапия.
И сегодня я хочу поделиться со своим опытом работы.
Слайд 4. Цель моей работы является создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».
Слайд 5.Для осуществлении цели мною были поставлены следующие задачи:
- научить детей играть с песком;
- разнообразить приемы и методы работы с детьми при автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии;
- улучшить процесс автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии;
- развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии;
- повысить интерес у детей к логопедическим занятиям;
- вызвать у детей интерес к речевому материалу и работе с ним;
- активизировать познавательную деятельность каждого ребенка;
- развивать пространственные представления у детей дошкольного возраста;
- улучшить психологическую обстановку на логопедическом занятии.
Метод песочной терапии является особой формой взаимодействия в ребенка и логопеда, что позволяет обеспечить вариативность ситуаций речевого взаимодействия детей, стимулировать их активность. А ведь одним из важных условий успешного формирования речевой деятельности, является эмоциональный фон ребенка, его настроение, уровень включенности в процесс занятия.
Слайд 6. С песком интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Поэтому, игры с песком я использовала в индивидуальной и подгрупповой работе.
Слайд 7. При организации игр руководствовалась следующими принципами:
- Создание естественной стимулирующей среды. В которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность.
- Учет индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка.
- Уважение к детскому творчеству, фантазии
Слайд 8. На своих занятиях использовала следующие методы и приёмы
песочной терапии:
- Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций
- Словесные методы: мини-беседа; диалог и рассказ педагога; использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки, сказки, стихи)
- Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование
- Игровые приемы: пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т. д.
Слайд 9.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
1. Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.
2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Следуя из этого подобрала картотеки дидактических игр по работе с песком, а так же цикл занятий по автоматизации звуков в речи.
Игры с песком я брала разнообразные.
Слайд 10. Некоторые из них предоставляю вашему вниманию.
Артикуляционная гимнастика. Предлагаю детям выполнить упражнение «лошадка» щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку»; «качели» языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении; « накажем непослушный язычок» губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Слайд 11. На развитие диафрагмального дыхания практикую следующие варианты упражнений: «Дорога к другу»- на песке расставляю две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой; «Выровняй дорогу» - от детской машинки провожу неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Слайд 12. Использую игры с песком для более быстрой автоматизации звука в речи. «Слабый моторчик»- Предлагаю ребёнку произнести звук «Р» (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку; «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук «С», насыпая горку, «Дорожка» - произнести заданный слог, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлёпывая по песку ладошками. Можно и использовать и такой вариант игры - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку с определённым звуком и, набрав песок произнести этот звук.
Слайд 13 Для коррекции лексико-грамматического строя речи применяю такие упражнения «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»). Предлагаю ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.); «Один-много» - ребёнок присыпает песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка- много чашек, одно блюдце- много блюдец и т.д.)
Слайд 14 Для развития фонематического слуха: «Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук, при произнесении других звуков – руки держать над песочницей; «Песочный дождик» - учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку. В этом упражнение происходит развитие мелкой моторики пальцев рук: ребенок кладёт ладони на песок, старается почувствовать полное расслабление пальцев; погружает пальцы в песок, сжимает и разжимает кулачки.
город.
Слайд15Формирование слоговой структуры слова
«Следы на песке» Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.
Слайд16. Развитие связной речи
«Найди и опиши игрушку» Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
«Две игрушки» Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Слайд 15. Общие рекомендации по проведению песочных игр
- До занятия и после занятия моются руки.
- Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки.
- При работе с песком соблюдать определённые правила:
- песок не должен высыпаться из песочницы;
- нельзя брать песок в рот и кидаться песком;
- отряхивать руки и играть можно только над песочницей;
- после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.
Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно - развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
Слайд18. Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки;
- пополняется и активизируется словарь;
- корректируется грамматический строй речи, связная речь;
- формируются навыки чтения и письма;
- развивается мелкая моторика.
Слайд 19 . Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
Слайд 20 . Спасибо за внимание!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙСАД №1»
303140 г. Болхов Орловской области, ул. Ленина, д. 77; тел. 8 (486 40) 2-43-32
Отчет по самообразовательной работе.
Тема: « Песочная терапия как коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста ».
Подготовила:
Учитель-логопед
Ромашова Т.В
Болхов, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...
Значение скороговорок в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Статья на тему "Значение скороговорок (чистоговорок) в коррекции нарушений детей дошкольного возраста"...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...
Проект«Театрально-игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста»
Проект проводился в старшей группе компенсирующей направленности....
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия - одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший вос...
" Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста".
Данный материал предназначен для воспитателей и родителей детского сада. Игры и рисование на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно игры с песком позволяют ребенку выражать свои ...
- Мне нравится (2)