Интегрированные занятия с детьми с нарушениями речи
статья по логопедии на тему

Володина Елена Николаевна

Залогом успешного обучения и воспитания детей с нарушениями речи является комплексный подход в организации коррекционно-образовательной работы. Примером такого комплексного подхода могут служить интегрированные занятия. Данный вид деятельность весьма актуален при коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Интегрированные занятия с детьми с нарушениями речи

Залогом успешного обучения и воспитания детей с нарушениями речи является комплексный подход в организации коррекционно-образовательной работы. Чтобы его осуществить в коррекционном процессе участвует большое количество специалистов (логопед, дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, педагог по физическому воспитанию и др.). Такое количество педагогов, работающих с детьми, неизбежно приводит к увеличению объемов нагрузки на каждого ребенка. Чтобы избежать перегрузок детей, сократить количество занятий, освободить время для самостоятельной и игровой деятельности детей, на помощь приходить система интегрированного обучения.

Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном занятии обобщенных знаний той или иной области. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной педагогики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким. Такие занятия способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения детей на разнообразные виды деятельности. Реализация задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры.

Занятия интегрированного характера дают ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивают коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, вследствие чего занятия дают высокую результативность. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, что способствует формированию коллективных взаимоотношений.

Интегрированные занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Наконец, интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности детей и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Предлагаем авторский конспект интегрированного занятия для детей второй младшей группы «Путешествие на цветочную поляну».  

Задачи:

Обучающие:

- закрепление знаний основных цветов и двух оттенков (голубой, розовый);

- закрепление навыка различать предметы по длине (длинный - короткий);

- дальнейшее освоение знаний геометрических фигур и форм предметов, обучение их различению и правильному называнию;

- закрепление навыка группировки предметов по цвету, форме;

- развитие понимания и употребления предложных конструкций с простыми предлогами на, в, под, за;

- обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами (зайчик, лисичка, медвежонок);

- обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (зайчику, ежику).

Коррекционно-развивающие:

- уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение;

- развитие координации движений при ходьбе;

- воспитание чувства ритма и выразительности движений;

- воспитание музыкально-ритмических навыков, умения выполнять движения в общем для всех темпе;

- развитие умения выполнять серию танцевальных движений, согласовывая их с музыкой;

Воспитательные:

- формирование положительного отношения к совместной деятельности;

- обогащение музыкальных впечатлений детей, создание радостного настроения;

- воспитание культуры поведения.

Оборудование: 2 дорожки разной длины; цветные воротнички (красного, синего, зеленого, желтого, розового, голубого цвета); большой цветок с 6 разноцветными лепестками;  игрушки (белочка, зайчик, ежик, медвежонок, лисичка, волчонок); искусственные цветы; платочки круглой, квадратной, треугольной формы.; дерево, гриб, корзина.

Ход занятия:

  1. Введение в тему занятия

Дефектолог с детьми заходит в музыкальный зал

Утром нам пришло письмо,

В гости нас зовет оно.

В лесу далеком и густом

Есть поляна с волшебством!

  1. Дидактическая игра «Дорожки»

По дорожкам вы идите

И поляну отыщите.

Две дорожки впереди

Смело ты по ним иди.

- Вот лежат две дорожки. Какая это дорожка? (Длинная) А это какая дорожка? (Короткая).

- Перед длинной дорожкой встаньте мальчики. Перед короткой дорожкой встаньте девочки.

Дети под музыку шагают по своим дорожкам.

  1. Упражнение «Цветы»

- Вот пришли мы на цветочную поляну. Она волшебная. Каждый, кто приходит сюда, превращается в цветок. И вы сейчас превратитесь в маленькие цветочки.

Дефектолог надевает разноцветные воротнички и спрашивает у каждого ребенка, в цветок какого цвета он превратился.

  1. Дидактическая игра «Волшебный цветок»

- Дети, посмотрите, на поляне растет большой волшебный цветок. Подойдите к нему. Какой он? (Большой, красивый, разноцветный)

- Ребята, найдите лепестки такого же цвета, как и ваш цветок. Встаньте около своего лепестка и запомните его цвет. Мы сейчас поиграем.

  1. Музыкально-дидактическая игра «Найди свой лепесток»

Муз.руководитель: «Пока звучит песня, вы идете вокруг цветка и танцуете, а на счет «раз, два, три» вы встаете на свой лепесток».

Игра повторяется 2 раза.

  1. Дидактическая игра «Ищем зверей»

На поляне появляется фея (логопед)

Дефектолог: «Здравствуй фея, почему ты такая грустная?»

Логопед: «Мои друзья, лесные звери, разбежались. Поэтому мне очень печально. Вы поможете мне найти их?»

Логопед: «Алина, найди белочку. Где ты нашла белочку? (На дереве). Посади белочку на красный лепесток».

По заданию феи-логопеда дети находят лесных зверей на дереве, под деревом, за корзиной, в корзине, на грибке, под грибком и сажают каждого на лепесток.

  1. Дидактическая игра «Подарки для зверей»

Логопед: «Спасибо вам ребята за помощь. Теперь все мои друзья-зверушки со мной. Давайте им подарим по цветку. Никита, кому ты подаришь свой цветок? (Я подарю цветок мишке) И т.д.

Логопед: «Молодцы, ребята. Теперь у каждого зверя есть по одному цветочку».

  1. Танец с платочками

Муз.руководитель: «Как стало красиво на нашей поляне! Нам радостно и весело, давайте потанцуем с платочками».

Дефектолог раздает платочки разной формы детям, спрашивает, какой формы у них платочки.

Танец с платочками.

  1. Дидактическая игра «Правильно разложи»

Дефектолог: «Как красиво вы танцевали! А теперь уберем платочки в коробочки для других детей. Вот три коробки. Что нарисовано на этой коробке? (Квадрат) Сюда мы положим квадратные платочки. Что здесь нарисовано? (Круг). Сюда мы положим круглые платочки. Что нарисовано здесь? (Треугольник). Какие платочки мы положим в эту коробку? (Треугольные). Положите свои платочки в коробки».

      X.      Итог занятия

Логопед: «Большое спасибо вам ребята, за то, что пришли ко мне на поляну, мне было с вами  весело и интересно. А теперь нам пора прощаться».

Дефектолог: «Обратно мы пойдем по знакомым дорожкам. Мальчики теперь пойдут по короткой дорожке, а девочки по длинной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На солнечной полянке» интегрированное занятие для детей с нарушениями речи

Цель  – коррекция нарушений  речи при обобщении и систематизации знаний по теме «Насекомые».Коррекционно - образовательные:1.Закреплять и расширять знания и представления детей об особ...

Интегрированное занятие с детьми с нарушениями речи "Едет Золушка на бал".

В этом занятии интегрирована работа логопеда и продуктивная деятельность (работа с бросовым материалом), что очень эффективно сказывается на деятельности детей....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

«Использование инновационных логопедических технологий на занятиях с детьми с нарушениями речи»

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании на...

Конспект интегрированного занятия с детьми с нарушениями в развитии на тему: «Лёгкое - тяжёлое» с элементами экспериментирования.

Конспект интегрированного занятия с детьми с нарушениями в развитии на тему: «Лёгкое - тяжёлое»  с элементами экспериментирования....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА ТЕМУ: «ЛЁГКОЕ - ТЯЖЁЛОЕ» С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Формирование элементарной познавательно – исследовательскую деятельности и экспериментирование...