«На солнечной полянке» интегрированное занятие для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Цель – коррекция нарушений речи при обобщении и систематизации знаний по теме «Насекомые».
Коррекционно - образовательные:
1.Закреплять и расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых.
2.Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения).
4.Формировать умение обозначать звуки буквами, составлять слова из букв.
5.Закреплять умение производить звуко – буквенный анализ и синтез слова, развивать фонематический слух.
6.Формировать умение читать слова.
7.Закреплять умение составлять предложения с предлогами.
8. Закреплять умения и навыки, полученные в образовательной деятельности по художественному творчеству
9.Развивать певческие способности на музыкальном материале о насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное обобщающее логопедическое занятие "На солнечной поляне" | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
«На солнечной полянке»
интегрированное занятие для детей с нарушениями речи
Воспитатели.
Учитель-логопед: Потапова М.А.
Музыкальный руководитель: Макарова Ю.И.
Интеграция раздела ООП - коррекционная работа с образовательными областями: познание, музыка, художественное творчество, коммуникация.
Цель – коррекция нарушений речи при обобщении и систематизации знаний по теме «Насекомые».
Задачи.
Коррекционно - образовательные:
1.Закреплять и расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых.
2.Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения).
4.Формировать умение обозначать звуки буквами, составлять слова из букв.
5.Закреплять умение производить звуко – буквенный анализ и синтез слова, развивать фонематический слух.
6.Формировать умение читать слова.
7.Закреплять умение составлять предложения с предлогами.
8.Закреплять умения и навыки, полученные в образовательной деятельности по художественному творчеству.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
Коррекционно - развивающие:
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Оборудование:
1 часть: игрушки: бабочка и стрекоза, два конверта, картинки с изображением различных насекомых, схема описания насекомых, доска, стулья.
2 часть:
- буквы на карточках.
- схема для звуко – буквенного разбора, символы звуков.
- слова – названия насекомых на карточках.
- игрушка – кузнечик, цветок и схемы предлогов.
3 часть: краски, фломастеры, карандаши, альбомные листы, баночки под воду, салфетки, плакат с изображением луга(полянки).
1 часть занятия – Познание, коммуникация, музыка.
1.Игра «Гусеница»- орг. момент
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на волшебную лесную поляну, а поедем мы на гусенице. Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящего и двигаются по группе под музыку.
2.-Как вы думаете о ком мы будем говорить сегодня? - О насекомых.
3.Отгадывание загадок.
-Посмотрите, к нам на полянку прилетела бабочка, а на ее крыльях конверт.
(Раскрывает конверт, читает загадки)
Отгадывают и берут с доски картинки с изображением насекомых.
У нее четыре крыла
Тело тонкое словно стрела
И большие – большие глаза
Называют ее… -Стрекоза
-Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. -Пчела
-Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. -Комар
-Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ,
Он и в спорте чемпион
Ловко прыгать может он-Кузнечик
-Он работник настоящий,
Очень-очень работящий
Под сосной в лесу густом,
Из хвоинок строит дом-Муравей
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней
А на ней кружочки,
Черненькие точки. -Божья коровка
-Над нами вверх ногами
Ходят – не страшатся,
Никого не боятся. -Мухи
-Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. -Паук
-Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок.
И любит пить цветочный сок.
4.Упражнение «А знаете ли вы…?»-Бабочка
-Насекомые – древнейшие и самые многочисленные жители нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 млн.лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Называют их насекомыми, т.к.у многих из них ,словно глубокими насечками тело разделено на несколько частей.
А знаете ли вы, что…
Дети рассказывают о насекомых.
-Стрекоза- хищное насекомое, она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков и поедает их прямо на лету.
-Пчелы дают людям не только ароматный и вкусный мед, но и воск, из которого делают свечи.
-Кусается только самка комара, а у самца – комара хоботок слабый и не может прокусить кожу человека.
-Кузнечики – хищники. Они могут съесть бабочку, муху или вкусную личинку.
-Муравей – самый сильный на Земле. Он переносит тяжести в 10 раз больше, чем его вес.
-Божья коровка поедает других насекомых,
- вредных для огорода и, тем самым, сохраняет урожай.
-У мухи очень большие глаза,поэтому у нее отличное зрение.
-По поведению паука можно судить о погоде. Если он плетет паутину – быть теплу, если нет –быть непогоде.
-Бабочка появляется из гусеницы, которая становится куколкой, а затем превращается в бабочку.
-Вот сколько нового и интересного узнали дети и гости о насекомых.
5.Музыкальная динамическая пауза «Изобрази насекомое»
Под музыку дети танцуют, выполняют знакомые движения. Когда музыка останавливается изображают различных насекомых:
-комариков –сссссссссс
-мух – ззззззззззззз
-жуков – жжжжжж
-шмелей – шшшшшш
6.Игра «Размышляйка»
Прилетает стрекоза с новым конвертом. В конверте задания для детей.
-Кто из лесных обитателей может полакомиться муравьями? -Медведь и дятел
-Как назывется дом, который люди строят для пчел? -Улей
-О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки. -о том, что она несъедобна
-Почему возле водоемов много комаров? -они откладывают личинки в воду
-Где у комара уши? -В усах
-Что лишнее: кузнечик, майский жук, воробей, божья коровка? (воробей)
-Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка-пчела
7.Обобщение материала с использованием схемы:
-где живут насекомые
-чем питаются
-какую пользу или вред приносят.
2 часть – обучение грамоте, коммуникация, музыка.
Логопед.
- Ребята, мы с вами целый год готовились к школе.
- Вспомните, чему мы учились на занятиях по обучению грамоте?
(Мы учились правильно и красиво говорить, произносить звуки, выучили все буквы).
Логопед. А я вам предлагаю поиграть в игру с буквами.
Проводится музыкальная игра с буквами.
Логопед.
- Обозначьте, пожалуйста, буквой первый звук в слове комар? (К)
- Последний звук в слове бабочка? (А)
- Третий звук в слове в слове паук? (У)
Дети поднимают соответствующие карточки.
Логопед.
- А теперь давайте, посоревнуемся.
Посмотрим, которая команда быстрее составит слово паук.
Дети составляют слова из букв синего и зеленого цвета.
- Карточки соберет тот, у кого первая буква в слове.
- Логопед.
- Буквы можно использовать разного цвета, а у нас есть условные символы для обозначения звуков. Я предлагаю вам сесть за столы и составить схему слова паук.
- Какой первый звук в слове паук? /П - согласный, твердый, глухой.
Обозначаем фишкой синего цвета без звоночка/.
- Второй звук в слове? /А - гласный. Обозначаем фишкой красного цвета/.
- Третий звук в слове?/У- гласный. Обозначаем фишкой красного цвета/.
- Четвертый звук в слове? /К- согласный, твердый, глухой.
Обозначаем фишкой синего цвета без звоночка/.
- Сколько согласных звуков? /2/
- Сколько гласных звуков? /2/
- Если 2 гласных, то, сколько слогов? /2/
- Давайте посчитаем хлопками. /па-ук/
- Сколько всего звуков в слове?/4 звука/.
- Почему нет фишки со звоночком? /Нет звонких согласных/
- Почему нет фишки зеленого цвета? /Нет мягких согласных/
- Логопед.
- Что вы видите в верхней части доски? (Слова – названия насекомых).
- Для чего они здесь расположены? (Их надо прочитать).
- Я приглашаю к доске девочек, но подлетите ко мне как стрекозы - со звуком Ц, а во второй ряд к доске подлетят мальчики как жуки - со звуком Ж.
- Я предлагаю вам самое сложное задание – прочитайте слова по цепочке:
Паук, комар, клещ, улитка, таракан, кузнечик, стрекоза, бабочка, червяк, мотылек, божья коровка.
- Какое обобщающее слово подберем? (Насекомые).
- Какое слово прочитали 2 раза. (Стрекоза).
- Логопед.
- Смотрите, кто это появился на нашей солнечной полянке? (Стрекоза).
- Где сидит стрекоза? (в цветке, на цветке).
- По чему прыгает стрекоза? (по цветку).
- Над чем летает стрекоза? (над цветком).
- Где спряталась стрекоза? (под лепестками).
- Где находится стрекоза? (за цветком).
- Откуда выглядывает кузнечик? (из – за цветка).
Дети находят схему предлога – маленького слова и прикрепляют на магнитную доску.
- Логопед.
- Расскажите стрекозе, что вам понравилось на занятии?
- Мы с вами, учились произносить звуки, красиво и правильно говорить, изучали буквы – готовились к школе. Давайте споем песню о наших друзьях – буквах, а гости вас послушают.
Дети исполняют песню о буквах.
3 часть. Художественное творчество, музыка.
1вариант:
После песни «Азбука», воспитатель обращает внимание детей на доску, где размещен рисунок с изображением луга.
- Дети, что изображено на доске? (полянка - ответы детей).
- Кого не хватает на нашем лугу? (насекомых).
Я предлагаю вам занять свои места и нарисовать разных насекомых, каких вы знаете (дети садятся на свои места).
- Сначала я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Пчела».
-- Подумайте, каких насекомых вы будете рисовать.
- Я предлагаю вам нарисовать насекомых способом монотипии.
- Давайте, вспомним, как мы будем рисовать этим способом:
1.Сгибаем лист пополам.
2.На одной стороне от сгиба мы рисуем половину насекомого красками, затем чистой стороной листа накрываем изображение и прижимаем – делаем отпечаток.
3.Разворачиваем лист. Получился рисунок.
Но, вы можете, рисовать и другими способами, какими вы умеете. Так же использовать в работе краски, карандаши, фломастеры. Когда ваши работы подсохнут, мы их вырежем и наклеим на нашу полянку.
Дети выполняют работу.
- Скажите, что вам понравилось сегодня на занятии?
- Чему вы сегодня научились?
- Свои работы отложите на край стола, чтобы они подсохли и прибираем своё рабочее место.
2вариант:
После песни «Азбука», воспитатель обращает внимание детей на доску, где размещен рисунок с изображением луга.
- Дети, что изображено на доске? (полянка).
- Кого не хватает на нашем лугу? (насекомых).
- Я предлагаю поселить ваших насекомых на этом лугу и рассказать, где они расселились.
Дети садятся за столы.
- У вас на столе уже приготовлены фигурки насекомых. Вы берёте насекомых и наносите на них клей и приклеивайте на луг, составляя предложение.
Дети по очереди выполняют задание.
- Сколько разных насекомых поселилось на лугу. Как стало весело!
Дети подготовили стихи про насекомых и сейчас их прочитают.
Дети читают стихи.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке
Внимательно вглядись вокруг
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны, на толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела
- Скажите, что вам понравилось сегодня на занятии?
- Чему вы сегодня научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие с детьми с нарушениями речи "Едет Золушка на бал".
В этом занятии интегрирована работа логопеда и продуктивная деятельность (работа с бросовым материалом), что очень эффективно сказывается на деятельности детей....
Интегрированные занятия с детьми с нарушениями речи
Залогом успешного обучения и воспитания детей с нарушениями речи является комплексный подход в организации коррекционно-образовательной работы. Примером такого комплексного подхода могут служить интег...
Интегрированное занятие для детей с нарушение зрения"Путешествие Капельки"
Занятие для детей с нарушением зрения было проведено мной в рамках работы над проектом "Есть ли жизнь без воды"....
Интегрированное занятие для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе «Береги природу»
Интегрированное занятие....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ "В гости к Панде"
Конспект является итоговым этапом по ознакомлению дошкольников с нарушением зрения с культурой Древнего КИТАЯ....
Интегрированное занятие для детей с нарушением интеллекта 6-7 лет "Весна"
Интегрированное занятие для детей с нарушением интеллекта, возраст 6-7 лет по теме «Весна» проводится с участием олигофренопедагога, логопеда, инструктора по физическому воспитанию.Интегра...
Конспект интегрированного занятия для детей с нарушениями зрения «Золотые купола» (старшая группа)
Цель: обогащать знания детей о родном городе.Задачи: Продолжать закреплять знания детей о достопримечательностях г. Мончегорска.Формировать интерес к малой родине.Развивать память, внимание, связную р...