Лексические задания, игры и упражнения по развитию понимания предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Картотека игр, упражнений, заданий по пониманию и развитию предложно - падежных конструкций у детй с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_4_-_igry.docx | 69.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
«Лексические задания, игры и упражнения по развитию понимания и употребления
предложно-падежных конструкций
у детей с общим недоразвитием речи
посредством системы специальных упражнений».
1.«Кто с кем?»
Животные пошли на прогулку со своими детенышами. На наборном полотне с одной стороны выставляются картинки с изображением взрослых животных, на другой — в случайном порядке их детенышей. Детям предлагается сгруппировать картинки, ответив на вопрос «кто с кем?»
Образец ответа: лиса с лисенком (лисятами).
Примерный речевой материал:
волк с волчонком (волчатами); еж с ежонком (ежатами); заяц с зайчонком (зайчатами); белка с бельчонком (бельчатами ); медведь с медвежонком (медвежатами); олень с олененком (оленятами); лось с лосенком (лосятами).
- «С чем корзинка?»
У детей корзинки, на доске картинки с изображением грибов, ягод, цветов. Детям предлагается, называя изображенное на них, наполнить корзинки и сообщить, у кого что в корзинке: У меня корзинка с грибами. У меня корзинка с ягодами. У меня корзинка с цветами.
3. «Что с чем?»
Детям предлагается продолжить предложение, начатое логопедом.
Примерный речевой материал:
Я люблю хлеб с... (маслом, сыром, вареньем, медом, колбасой).
Я ем кашу с... (молоком, маслом, булкой).
Мама испекла пирог с... (капустой, яблоками, грибами, мясом, картошкой).
Дети пили чай с... (конфетами, сахаром, лимоном, тортом, печеньем, вафлями).
Лена любит гулять с... (мамой, папой, бабушкой, подругой, сестрой, собакой).
4. «Полезные животные».
Детям поочередно демонстрируются предметные картинки с изображением домашних животных, необходимо рассказать, какую пользу получает от них человек.
Образец ответа: получают молоко... от коровы.
Примерный речевой материал:
получают: щетину... от свиньи;
яйца... от курицы;
мед... от пчел;
шерсть... от овцы;
пух... от козы.
5. «Колобок».
а. Напомнить детям сказку «Колобок» и предложить им рассказать, от кого ушел Колобок, а от кого он не смог уйти.
Колобок ушел: ...от бабушки;
...от дедушки;
...от зайца;
...от волка;
...от медведя. Колобок не ушел ...от лисы.
б. Дети рассказывают, от кого к кому ушел Колобок:
Колобок ушел: от бабушки и дедушки ... к зайцу;
... от зайца ... от волка ... от медведя
... к волку ... к медведю ... к лисе
6. «Солнечный зайчик».
Чтение детям стихотворения о солнечном зайчике. Дети должны найти солнечного зайчика и ответить на вопрос о том, где он:
« Скачет зайчик по стене
Притаился в уголке.
И подмигивает мне.
Вот он спрятался в кроватке.
Перепрыгнул на картинку,
С нами он играет в прятки.
Задержался на ботинке,
Раз, два, три, четыре, пять.
Поплясал на потолке,
Мы пойдем его искать».
7. «Запомни схему»Детям предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов, педагог произносит соответствующее словосочетание и сразу же предъявляет графическую схему данного предлога (например, картинка с изображением того, как пальто вешают в шкаф, — словосочетание «вешать в шкаф» — схема предлога).
За каждым предлогом закрепляется собственная схема. Затем логопед предлагает детям подобрать как можно больше словосочетаний к одной схеме.
вешать в шкаф подойти к машине
поставить на стол взять со стола
положить за тумбочку вытащить из-под стола
положить под кровать достать из коробки
плыть по воде висеть в шкафу
сидеть за домом стоять на столе
висеть над домом сидеть под столом
стоять перед домом расти около/у дома
(стоять рядом с домом) лежать между тумбочками
8. «Найди картинку».
Педагог попарно произносит словосочетания с одним предлогом, но имеющим различные значения (направления действия, местонахождения), и предлагает детям найти соответствующую картинку.
Примерный речевой материал:
вешать в шкаф — висеть в шкафу; поставить на стол — стоять на столе; положить за дом — лежать за домом; поставить под кровать — стоять под кроватью.
9. «Подбери к схеме картинки».
На наборном полотне попарно располагаются схемы предлогов, но с различными значениями. Перед каждым ребенком помещают картинки с изображением пространственного расположения предметов. Педагог предлагает детям разложить картинки в соответствии со схемами предлогов.
Картинки:
пальто вешают в шкаф; стакан ставят на стол; книгу кладут на полку; тапки ставят под кровать; стекло ставят за тумбочку; карандаши кладут в пенал; пальто висит в шкафу; стакан стоит на столе; книга лежит на полке; тапки стоят под кроватью; стекло стоит за тумбочкой; котенок сидит под столом; карандаши лежат в пенале; ложка лежит за стаканом.
10. «Найди схему».
Педагог произносит словосочетания и предлагает детям соотнести их с нужными предлогами, выбрав соответствующую графическую схему.
11.. «Составь предложение».
а. Педагог демонстрирует сюжетные картинки с пространственным расположением предметов и предлагает детям составить предложения, используя различные предлоги.
Сюжетные картинки с изображением птицы и клетки: птица влетает в клетку (сидит в клетке; сидит на клетке; садится на клетку; сидит за клеткой; садится за клетку; пролетает под клеткой; сидит под столом).
б. На наборном полотне выставляется картинка с изображением двух предметов — ручки и тетради — и схемы предлогов. Детям предлагается составить предложения, используя названия картинок, в соответствии с графическими схемами:
1-й вариант — схемы предлогов со значением направления действия (в, на, за, под, к, из, с/со, из-под);
2-й вариант — схемы предлогов со значением местонахождения (в, на, по, около/у, за, над, под, перед, между, рядом).
в. Детям демонстрируются две предметные картинки, по которым предлагается составить предложение, используя соответствующий предлог. При затруднении предъявляются схемы предлогов.
Картинки:
корзинка — грибы; кот — диван;
ваза — стол; лодка — река;
мяч — скамейка; девочка — зонтик;
стул — стол; самолет — небо.
12. «Командир».
Ребенку предъявляются схемы предлогов и предлагается дать команду другому ребенку, опираясь на графические схемы, например:
«Положи книгу на стол».
13. «Регулировщик».
Детям демонстрируется макет дороги, по которой «поедет» машина (с одной стороны дороги расположен гараж, с другой — магазин; вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горок, сквера и моста). Логопед предлагает детям:
1-й вариант — «регулировать» движение машины в соответствии с инструкцией;
2-й вариант — один ребенок (регулировщик) регулирует движение машины, а другие дети определяют и сообщают, где находится (едет) машина.
14. «Скажи наоборот».
На наборном полотне выставляются сюжетные картинки с изображением противоположных действий. Логопед предлагает детям:
1-й вариант — указать на картинку, соответствующую названному логопедом предложению;
2-й вариант — составить предложения по картинкам.
Примерный речевой материал:
Дедушка подходит к забору.— Дедушка отходит от забора. Мальчик входит в дом. — Мальчик выходит из дома. Кот залезает на стул. — Кот вылезает из-под стула. Машина подъезжает к дому. — Машина отъезжает от дома.
15.«Потерянное слово».
Педагог предлагает детям найти потерявшееся слово и произнести предложение целиком.
Примерный речевой материал:
Дети катались ... лодке. Картина висит ... стене. Цветы растут ... клумбе. Кот спит ... диване. Лягушки живут ... пруду. Продукты покупают ... магазине. Одежду вешают ... шкаф. Белье лежит ... шкафу. Грибы растут ... лесу, а клюква ... болоте. Дети пошли ... реку и купались ... реке.
16. «Что где хранится?»
Педагог демонстрирует детям картинки с изображением предметов и просит ответить на вопрос: что где хранится?
Образец ответа: пальто — пальто висит в шкафу. Картинки: книги, посуда, скатерть, мыло, ваза.
17. «Что где растет?»
а. Педагог демонстрирует картинки с изображением овощей и просит детей сказать, где растет каждый овощ (в земле или на земле).
Образец ответа: огурец растет на земле; свекла растет в земле.
Картинки: огурец, помидор, морковь, горох, картофель, репа, свекла, кабачок, редис, капуста, редька.
б. Педагог демонстрирует картинки с изображением овощей попарно и предлагает детям составить предложение.
Образец ответа: Капуста растет на земле, а морковь в земле.
в. Педагог демонстрирует детям картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, цветов и предлагает им отобрать и назвать картинки с изображением тех растений, которые растут: в саду; в огороде; в поле; в лесу; на лугу; на реке; на болоте.
Образец ответа: Клюква растет на болоте. Грибы растут в лесу.
Картинки: яблоки, сливы, груши, виноград, абрикосы, персики, гранаты, огурцы, горох, бобы, капуста, кабачки, брюква, свекла, трава, рожь, пшеница, кукуруза, овес, грибы, ягоды, орехи, цветы, кувшинки, лилии клюква.
18. «Любопытная Варвара».
Педагог показывает детям куклу, которую зовут Варвара, и сообщает о том, что она никогда не молчит, а все время задает вопросы. Детям предлагается ответить на вопросы любопытной Варвары.
Примерный речевой материал:
Откуда вернулись дети? Откуда выпал птенец?
Откуда выехала машина? Откуда достали одежду?
Откуда принесли грибы? Откуда пришла мама?
Откуда появляется творог? Откуда появляются цыплята?
Откуда вышли пассажиры? Из чего связаны варежки?
Из чего стреляет охотник? Из чего варят уху?
Из чего пьют чай? Из чего можно лепить?
19. «Исправь ошибки».
Педагог предлагает детям прослушать предложения и определить всё ли в них правильно; если нет исправить ошибки.
Примерный речевой материал: Дым валит с трубы. Шубу сняли из вешалки.
Кастрюлю сняли из плиты. Мама пришла с магазина, Папа достал книги из полки. Птенец выпал с гнезда. Бабушка приехала с деревни. Дети вернулись из дачи.
20. «Репка».
Педагог читает детям сказку «Репка», а затем предлагает рассказать, кто за кого держался.
21. «Что под чем (под кем)?»
Педагог называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что под чем (под кем)? Примерный речевой материал:
голова — шляпа; зеркало — полка; крот — земля; батарея — окно; люстра — стол; мыши — пол; тапки — стул; шкаф — коробка; куст — заяц; метро — земля; стол — ноги; гусеница — листик.
22. «Что (кто) над чем?»
Педагог называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что (кто) над чем? Примерный речевой материал:
самолет — город; чайки — море; голова — воздушный змей; гуси — озеро; голуби — крыша; картина — диван; солнце — лес; люстра — стол; пчела — цветок.
23. «Прятки».
Педагог рассказывает детям о том, что звери решили поиграть в прятки. Но они были непоседами, не могли долго неподвижно сидеть на одном месте и стали выглядывать из своих укрытий. Дети должны найти спрятавшихся зверей, ответив на вопрос: откуда они выглядывают?
Образец ответа: Попугай спрятался за занавеску — он выглядывает из-за занавески.
Примерный речевой материал:
Корова спряталась за сарай — ... Лошадь спряталась за дом — ... Собака спряталась за конуру — ... Кошка спряталась за диван — ... Свинья спряталась за забор — ... Коза спряталась за дерево — ...
24. «Сорока-воровка».
Педагог сообщает детям о том, что на ферму прилетела из леса сорока. Она обычно все тащит к себе в гнездо, и за это домашние животные прозвали ее сорока-воровка. Они стали прятать от нее свои лакомства, но сорока была очень хитрая: она все равно их утащила. Детям предлагается сказать, откуда сорока утащила лакомства домашних животных.
Образец ответа: Собака спрятала кость под крыльцо, а сорока утащила ее из-под крыльца.
Примерный речевой материал:
Свинья спрятала желуди под деревом, а сорока...
Кошка спрятала колбасу под скамейкой, а сорока... Лошадь спрятала сено под навесом, а сорока... Корова спрятала траву под телегой, а сорока... Курица спрятала зернышко под листочком, а сорока...
25. «Скажи наоборот».
Педагог бросает детям мяч, одновременно произнося предложение с предлогом «под» или «из-под». Ребенок, возвращая мяч, должен сказать свое предложение, изменив предлог.
Образец ответа: Кошка спала под столом — кошка вылезла из-под стола.
Примерный речевой материал:
Шофер вылез из-под машины — ... Лодка плыла под мостом - ... Коробку вытащили из-под шкафа — ... Клубок закатился под шкаф — ... Заяц выскочил из-под куста — ... Котенок залез под кровать — ...
26. «Придумай предложение».
Педагог предлагает детям послушать словосочетания и придумать с ними предложения.
Слова: в кино, в шкафу, к дому, с бабушкой, на столе, на машине, под кроватью, из чашки, с полки, с вареньем, за сараем, из-за угла, из-под стула, около школы, между деревьями.
27. «Исправь ошибки».
Педагог произносит предложения и предлагает детям найти и исправить допущенные ошибки. Примерный речевой материал:
Красивая ваза стояла по столе. У небе светит солнце. Машина остановилась в дома. По коробке лежат конфеты. Ира пришла с магазина. Из дерева опадают листья. Кошка вылезает под шкафа. На городом кружился снег. Собака сидит на крыльцо. Лодка плыла от береги. Дети вернулись из лес. Малыш подбежал к сестры. Кресло стоит у диваны. Дети катались на лыжи. Посуду достали из буфету. Ребята ехали в автобусы. Яблоки лежат в корзинка. Котенок сидел за коробках. Катю послали за конфеты. Собака побежала за дети. Над чайник поднимается пар. На трубы вьется дым.
28. «Где обедал воробей?»
Педагог читает детям стихотворение «Где обедал воробей?», демонстрируя в процессе чтения картинки с изображением персонажей этого стихотворения. Затем педагог последовательно задает вопросы: где, у кого обедал воробей? Если ребенок отвечает правильно, на наборное полотно выставляется соответствующая картинка.
Где обедал воробей?
— Где обедал воробей?
— В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
(С. Маршак)
29. «Куда села муха?»
Закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.
Педагог держит в руке игрушку-муху или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос «Куда села муха?»
Например: на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.
30. «Посмотри и назови».
Уточнение пространственных отношений, выраженных предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); составление предложений по наглядной ситуации.
Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем , кассету, ножницы и т. п. ) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом» НА (под, за) .
31. «Придумай предложение».
Составление предложений с заданным предлогом по двум опорным картинкам:
Взрослые предлагают ребенку внимательно посмотреть на картинки соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с предлогом: например: НА. При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:
Птица села на ветку,
Птица свила гнездо на ветке,
Птица уселась набольшую ветку.
Птица сидит на ветке и поет и т.п.
Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова , а также предлог .
32. «Послушай, запомни, назови».
Обучение умению выделять в тексте предлоги.
Взрослый четко, внятно читает стихи, не акцентируя голосом предлог. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово НА, то есть произнести его утрированно .
На полянке возле речки загорали огуречки,
Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.
Воробей сидел на ветке у окна,
Ну а я - на табуретке у окна.
Посидели, посмотрели, покачались, полетели:
Воробей на крышу с ветки.
А я на пол - с табуретки.
Белые снежинки на веточках висели ,
Белые снежинки от ветра полетели :
На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку ,
На высокие дома…
Значит, к нам пришла зима!
Аналогично проводится работа над другими предлогами.
33. «Кто где живёт?»
Закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В
Дети подбирают пары картинок, отвечая на вопрос: «Кто где живёт?»
- Медведь живёт в берлоге.
- Белка живет в дупле.
- Волк живет в логове.
- Лиса живёт в норе.
- Собака живет в конуре.
33. «Что в чём?» - на тему посуда.
Закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В.
На доске выставляются картинки с изображением посуды.
Педагог задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
- В чём варят суп?
- Суп варят в кастрюле.
- В чем носят воду из колодца?
- Воду носят в ведре.
- В чем кипятят воду?
- В чем хранят сахар?
- Сахар хранят в сахарнице.
Аналогичным образом проводится упражнение «Где что лежит?»
- Где лежит хлеб?
- Хлеб лежит в хлебнице.
- Где (на чём) жарится рыба?
- Рыба жарится на сковороде.
34. Предлог «В».
Закрепление умения детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В.
Педагог просит детей отвечать целым предложением, каждый раз выделяя голосом «маленькое слово В».
- Куда пойдет мама, если: нужен врач? нужно починить обувь? нужно сжить платье? нужно купить платье? нужно купить овощи? нужно купить лекарство? болит зуб?
- Во что можно завернуть игрушку? (в газету, бумагу, материю, марлю, салфетку, и т.д.)
- Где можно мыться, купаться? (в ванне, бассейне, реке, море, озере, пруду, ручье, бане ...).
35. «Где что растет?»
Закрепление навыка употребления существительных с предлогом.
На доске слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы и другие. Педагог говорит:
- Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места туда, где они растут. Где растут овощи? (Овощи растут на огороде). Картинка с овощами располагается около изображения огорода. И т.д.
Аналогичным образом проводятся игры «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).
36. Предлог «ПОД».
Уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД ; учить выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом .
Взрослые рассказывают малышу о том, что в одном загородном доме ( в деревне) жил котенок Тишка.. Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал . Взрослые просят малыша посмотреть вокруг, подумать, представить и рассказать: под что мог залезть котенок Тишка? При этом необходимо «нажимать» на «маленькое слово ПОД». Когда после самостоятельного подбора нескольких слов малышу потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже, с тем, чтобы ребенок сам образовывал предложно-падежные конструкции . Например:
- а если это был забор? (Ответ ребенка: Тишка залезал под забор)
-в доме было крыльцо. (Ответ: Тишка залезал под крыльцо. ) и т. п.
37. «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?»
Закрепление предложных конструкций.
Педагог предлагает детям изображение новогодней ёлки и просит ответить на вопрос. «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?»
Например: - На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин ...)
- Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз...)
38. «Игра в поезд».
Закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД.
На доске выставляется макет поезда. Педагог говорит:
-Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.
Педагог показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле» помещается во второй вагон, а картинка «Туфли стоят под стулом» - в третий вагон.
39. Предлоги «На и ПОД».
Обучение детей умению вставлять в предложение пропущенный предлог.
Взрослый просит ребенка вспомнить, какие «маленькие слова» он уже знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении ; затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово» :
Пчела села … цветок.
Папа лежит … диване.
… грядке поспели помидоры.
Мама убирает комнату .
… подоконнике стоят красивые цветы .
Дети играли… поляне .
…окном растет куст сирени.
Ласточки свили гнездо…крышей.
Мама хранила стиральный порошок… мойкой .
Пластмассовый таз стоял…ванной .
Алеша увидел …креслом большого паука.
Катя держит букет. и т.п.
Включение в упражнение «провокационных» заданий мобилизует внимание ребенка и увеличивает его интерес. Аналогично отрабатываются другие предлоги.
40.
Определить, применительно к каким предметам используются слова.
Закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.
Предлагаются вопросы « у кого? у чего?»
Ручка - у человека, у двери, у чемодана, у сумки;
Язычок - у человека, у ботинка;
Ножка - у стула, у ребенка, у гриба.
41. «Отгадай загадки».
Закрепление конструкций родительного падежа существительных с предлогом У.
Детям необходимо ответить на вопросы полным предложением. Вопросы можно задавать в зависимости от лексической темы. Например:
- У кого рога?
- У кого мягкие лапки?
- У кого вымя?
- У чего ножки?
- У чего колёса?
42. «Кто у кого?»
Закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.
На фланелеграфе картинки с изображением животных и их детёнышей. Логопед предлагает детям найти и назвать детёнышей животных и их мам, ответить на вопрос: «кто у кого?»
- «Что с чем?»
Закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом
1 вариант: Детям предлагаются картинки, например: корова с теленком, чашка с блюдцем, кружка с клубникой, корзина с яблоками, ваза с цветами, стакан с молоком. Назвать, что с чем изображено на картинке.
2 вариант: Детям предлагается ответить на вопросы полным предложением, выделяя голосом предлог С.
- С чем ведро, если в нём ...(вода, молоко, бельё, бумага, снег...)?
- С чем кастрюля, если в ней ...(суп, борщ, картошка...)?
- С чем банка, если в ней ...(капуста, варенье, мёд, мука...)?
- «С чем корзинка, с чем ящик?»
Закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С.
У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи фруктов и овощей, дети отвечают.
- Куда мы положили фрукты?
- В корзинку.
- А куда мы положили овощи?
- В ящик.
- Саша, с чем у тебя ящик?
- У меня ящик с капустой.
- Оля, а у тебя с чем корзина?
- У меня корзина с яблоками.
Аналогичное задание по картинкам, например: блюдце с пирожками, пенал с карандашами и т.д.
Закреплять умение составлять предложение из предложенных разрозненных слов.
Составить предложение из заданных слов.
Например:
Картошка, расти, огород, в.
Клубника, тарелка, лежать, на.
Яблоко, лежать, яблоня, под.
.
46. «Приглашение к чаю».
Закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С.
- Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни-Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?
Дети отвечают:
- Мишка любит чай с мёдом.
- Винни-Пух - с вареньем
- Зайчик - с булочкой.
- Лисичка - с печеньем.
Затем педагог спрашивает: « А с чем вы любите пить чай?»
47.
Обучение детей правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом ЗА.
Взрослый показывает детям картинки и рассказывает, что в одном детском саду есть прекрасный живой уголок. Педагог напоминает детям, что за всеми животными нужно ухаживать, и рассказывает, как это делается. Затем спрашивает детей:
- За кем ухаживали ребята в живом уголке?
Ребенок составляет предложение о каждом животном в отдельности, четко выделяя окончания существительных в творительном падеже, а также предлог ЗА.
48. «Найди такое дерево».
Обучение детей пользоваться в речи предлогами С, У. 1 1вариант : детям показывают листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны . Дети говорят : «С березы», «с клена» и т. д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево по картинке.
2 вариант ( для проведения на улице): детям раздают разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как у них в руке, и назвать его : «Такие же листья у березы, у клена» и т. д.
49.. « Игра в неделю».
Закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА. В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Дети встают друг за другом так, как идут дни недели. Затем им задают, например такие вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?
Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года.
50. «Какое это блюдо?»
Закрепление предложных конструкций с предлогом ИЗ, закрепление образования относительных прилагательных).
Дети отвечают на вопросы полным предложением, выделяя голосом предлог ИЗ.
- Какая каша из ... (манки, пшена...)? - Из манки каша манная.
- Какой суп из ...(фасоли, гороха, свеклы, грибов, овощей)? - Из фасоли суп фасолевый.
- Какое варенье из ...(малины, вишни, яблок ...)
- Какой сок из ...(моркови, груши, апельсина)?
Возможен и такой вариант вопросов: «Из чего делают ...(например: апельсиновый сок)?
51. «Что без чего».
Закрепление конструкции родительного падежа существительных с предлогом БЕЗ).
На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.
Вопрос: Стул без чего?
- Стул без ножки.
- Стул без спинки.
- Кастрюля без ручки.
- Платье без рукава.
- Кофта без пуговиц.
- Ботинки без шнурков.
- Машина без колеса.
- Шуба без воротника.
- Чайник без носика.
- Расческа без зубчиков.
- Грузовик без фары.
52.
Употребление формы предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку фермерского хозяйства , перечислить предметы и животных и рассказать, о ком и о чем заботятся люди на ферме. Упражнение считается выполненным, когда дети составят предложения обо всех объектах на картинке без ошибок
53. «Где мы были, что видели?»
Закрепление употребления предлогов (В, НА, ПОД, У и др.)
В процессе игры используются сюжетные картинки «Огород. Сад. Лес. Зоопарк» педагог обращается к детям с вопросами: «Где ты был? Что видел?»
Примерные ответы:
- Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков ...
- Я был в зоопарке. Видел тигра, волка, обезьян ...
54. «Сделай, не ошибись».
Закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий.
Педагог предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.)
- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?
- Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку?
- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?
- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?
- Положи эту вещь между двумя другими предметами. Где она?
- Положи эту вещь выше (ниже) другого предмета. Где она?
55. «Добавь слова».
Закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.
Педагог начинает предложение и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
- Стол стоит... .
- Полочка с цветами висит ... .
- Мишка сидит ... .
- Кукла лежит ... .
56. «Умей найти своё место».
Закрепление предложно-падежных конструкций.
Дети быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т.д.) Затем педагог просит каждого ребенка ответить на вопрос, «За кем ты стоишь (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого)?»
57. «Расположи красиво мебель в нашей комнате».
Закрепление предложно-падежных конструкций.
1 вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Педагог задает вопросы о расположении в ней различных предметов (мебели) и просит детей в ответах использовать слова СПРАВА, СЛЕВА, СПЕРЕДИ, ПОЗАДИ, НА, ОКОЛО и др. Затем дети расставляют игрушечную мебель также, как на картинке. при этом они комментируют свои действия: «Поставим стул слева от стола « и т.д.
2 вариант. Дети самостоятельно располагают игрушечную мебель в комнате. При этом педагог задает вопросы типа: «Где находится шкаф по отношению к столу?», «Где расположена кровать по отношению к шкафу?».
58. «Села птичка на окошко».
Учить детей пользоваться предлогами.
Дети сидят на стульях. Логопед держит вырезанную из картона птичку у окна и произносит всем знакомое четверостишье:
«Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко
Посиди, не улетай,
Улетела птичка...Ай!»
Дети внимательно следят за птицей. Педагог спрашивает: «Где птичка?». Дети отвечают полным предложением: «Птичка летает под потолком. Птичка села на полку».
59. «Скажи, куда мы положили?»
Закрепление употребления в речи предлогов .
Один ребенок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушки (мелкие предметы). По сигналу ребенок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где тот находился. Играющие договариваются, что будут в начале подсказывать, куда положили предмет, например: «мяч под... , мяч за ... и т. д.
60. «Угадай, что изменилось?»
Учить детей пользоваться в речи предлогами.
Логопед назначает ребенка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещенных на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки; кубик был на столе, а теперь - под столом; домик стоял посреди стола, а теперь - под столом и пр. Число, состав, положение предметов следует разнообразить. Можно играть без предметов. Дети будут менять свои места в комнате.
61.
Упражнение в падежном и предложном согласовании.
Изменить заданное слово в контексте предложения.
Например: В доме большое ... .
Я подошел к чему?... (к большому окну).
Я мечтаю о чем?... (о большом окне).
У меня растут цветы под чем?... (под большим окном).
62. «Исправь ошибки».
Закрепление предложно-падежных конструкций.
Педагог говорит:
«Жил человек “рассеянный на улице Бассейной …». Кто написал про этого рассеянного человека?
Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова.
Помогите ему правильно прочитать и понять предложения. Вот как он прочитал:
- Дед в печи, дрова на печи”. Исправьте его.
- На столе сапожки, под столом лепёшки. А как надо сказать?
- Овечки в речке, караси у речки”. А как правильно?
- Под столом портрет, над столом табурет.
63. «Подскажи словечко».
Закрепление понимания и употребления предлогов.
Дети встают в круг. Логопед, бросая мяч, называет предмет и слово-помощник. Ребенок, возвращая мяч, называет предложение. Например:
- Девочка, на ----------- Девочка сидит на стуле.
- Веник, под -----------
- Коврик, под -----------
- Посуда, на -----------
64. «Дополни».
Учить детей пользоваться в речи предлогами В, НА, С, ИЗ, ПОД, и различать их.
Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка , кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра) .
Дети сначала называют предметы. Педагог расставляет их на столе: посередине избушка , перед ней - садик , в садике дерево , под деревом скамейка . Он рассказывает коротенькую историю , а дети при этом договаривают предложения , начатые педагогом , с помощью вопросов : «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку ( под чем?) под деревом . На дереве сидела птичка . Птичка пела . Услышала ее кошка , прыгнула ( за кем?) за птичкой ( куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки . Кошка полетела за ней , но птичка улетела . Вышла ( откуда?) из избушки бабушка , и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась ( на кого?) на кошку , прогнала ее ( куда?) на чердак ловить мышей . Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли (куда?) в избушку обедать»
65. «Составь предложение».
Цель: закрепление конструкций с различными предлогами.
Логопед произносит набор слов в начальной форме и просит детей составить предложение. Например:
- Картошка, расти, огород, в.
- Клубника, тарелка, лежать, на.
- Яблоко, лежать, яблоня, под.
66.
Цель: учить детей выделять в предложении предлоги (например: В, НА, ПОД)
Логопед объясняет детям, что сейчас будет говорить предложения с предлогами В, НА, ПОД. Затем просит посмотреть на схемы предлогов и вспомнить, какое «маленькое слово» обозначается каждой схемой. После уточнения пространственных отношений , выраженных каждым предлогом, взрослый просит детей смотреть на схемы, внимательно слушать предложения и искать в них предлоги.
67. «Запомнить все предлоги».
Пассажиры сели в автобус. Аист поселился на крыше дома. На сосне много шишек. Под елкой жил ежик. Пете в глаз попала соринка.На поляне росла земляника . Садовник оставил тряпку под кустом сирени . Малыши играли в песочнице. Щенок залез под диван. В парке много аттракционов.
Когда все предлоги будут правильно названы, логопед предлагает детям повторить те предложения, которые он запомнил.
68.
Составить предложения из слов и пересказать получившийся рассказ. Нарисовать картинку к рассказу.
В, жарко, лес, тихо, и.
Высоко, стрижи, над, летать, земля.
Ягоды, на, кусты, висеть, малина, крупные.
Рыжие, на, ветка, с, белки, ветка, прыгать.
Под, сидеть, береза, еж.
В, лес, хорошо!
69.
Упражнение в составлении предложения с заданным словом, употребляя заданный предлог.
Дети должны составить предложения, например, со словом «стол», используя «маленькие» слова ЗА, НА, ПОД, У, ЗА, ИЗ, К, МЕЖДУ.
70.
Цель: учить детей составлять предложения с предлогами по трем опорным словам.
Логопед предлагает смотреть на схему предлогов (см.приложение) и слушать отдельные слова , например: «Лена - идти – школа». Затем просит составить по этим словам предложения и обязательно включить в него «маленькое слово». Аналогично происходит составление предложений с включением предлогов по следующим опорным словам:
Лиса - лезть - нора. Коля - сидеть - стул. Дедушка - спать - диван. Жук - спрятаться - лист. Лебеди - плавать – пруд. Студентка - идти - зонт . Котенок - играть - ковер . Гриб - расти - елка . Пловцы - соревноваться - бассейн .
Все незнакомые детям слова уточняются и проговариваются несколько раз. После составления каждого предложения дети обязательно называют то «маленькое слово», которое они использовали.
71. «Исправь ошибку».
Цель: учить детей понимать смысл предложения.
Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения.Но в этих предложениях допущены ошибки , вы должны их исправить . Слушайте внимательно».
Мяч играет с Сашей.
Дорога идет по машине.
Оля с картинкой рисует папу.
Маша несет сумку в капусте.
За каждую исправленную ошибку дети получают фишки.
Побеждает тот, кто набрал больше фишек.
71. Лото.
Цель: закрепление и дифференциация предлогов.
У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов. На карточках лото изображено по два предмета: один внутри другого, или один под другим предметом. Логопед называет пары предметов (например, стакан и стол). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают её соответствующей схемой предлога, называя расположение стакана ( стакан на столе). И т.д.
72. «Сделай правильно».
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога. Затем дети составляют с этими парами слов предложения.
73. «Различай предлоги».
На доске схемы предлогов В, НА, ПОД, НАД и др. (и их буквенные обозначения для детей подготовительной группы). У детей картинки, на каждой из которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением. Дети называют расположение предметов и помещают свою картинку под соответствующей схемой предлога.
74. «Скажи наоборот»
Закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В - ИЗ, НА - С, К - ОТ).
Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.
- Мальчик положил мяч в ящик - Мальчик вынул мяч из ящика
- Девочка налила воду в графин -
- Мама положила яблоки на стол -
- Брат поставил лампу на тумбочку -
- Машина подъехала к дому -
- Дедушка подошел к забору -
И т.д.
75.
На фланелеграфе выстраивается несколько схем предложений, а дети должны оречевить их и найти данную ситуацию в группе
76. Составление рассказа по графической схеме.
На доске выставляется ряд различных схем предлогов. Логопед предлагает детям по данному ряду составить рассказ на тему, например: «Как Вова гулял», «Прогулка на велосипеде», «Куда ездила машина».
Например:
77. «Часы».
Цель: закрепление понимания и использования различных предлогов.
Для проведения игры необходим диск – часы с картинками. Логопед объясняет детям: «Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены схемы «маленьких» слов (предлогов). Одна стрелка указывает на схему, а вторая - на пустой кружок внизу. На этот кружок надо поместить картинку, называя которую, мы используем «маленькое» слово, на которое показывает верхняя стрелка».Ребенок подбирает нужную картинку и придумывает предложение.
78. «Домино».
Цель: закрепление понимания и употребления в речи предлогов.
Детям раздаются карточки домино поровну. Карточки разделены на две части: слева изображена схема какого-либо предлога, справа - картинка, отражающая пространственное расположение предмета. Первый играющий кладет на стол одну из своих карточек. Второй играющий должен приложить к ней, справа или слева, свою карточку в зависимости от предлога или изображенной картинки карточки первого игрока. Если у играющего такой карточки нет, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.
79. « Бросайка».
Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.
Педагог предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.
80. «Что лишнее».
Дифференциация предлогов.
Логопед предъявляет детям карточку с четырьмя картинками, отражающими пространственное расположение предметов (например: яблоко на дереве, чашка на столе, бабочка на цветке, котенок под стулом). Дети должны посмотреть и ответить на вопрос:
« какая картинка лишняя?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...
Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования ...
Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...
Тема «Формирование падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи»
Логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука "С" и закреплению падежных конструкций....
Перспективный план по развитию понимания и употребления предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи посредством системы специальных упражнений.
Планирование работы по развитию предложно - падежных конструкций, подготовительная к школе группа....
«Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»
В данной методической разработке описана система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для формирования предложно-падежных констру...
Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ
В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда по формированию предложно – падежных конструкций у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...