Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда   по формированию предложно – падежных конструкций  у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx85.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование предложно – падежных конструкций  у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста  с применением ИКТ»

Актуальность методической разработки

С учётом ФГОС ДО   формирование первичных представлений о пространстве и развитие грамматически правильной речи должно обязательно включаться в содержание образовательной программы (п. 2.6), следовательно,  с нашей стороны, этим  направлениям должно быть уделено особое   внимание. Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражающими пространственные отношения, являются предложно – падежные конструкции.

Опираясь на результаты диагностик прошлых лет, понимание и употребление предлогов представляет для  старших дошкольников с общим недоразвитием речи значительные трудности.  Трудности возникают и в мотивации познания предложно – падежных конструкций, что ребёнку сложно, то и неинтересно.  Таким образом, чтобы создать дополнительную мотивацию к процессу формирования предложно – падежных конструкций на помощь приходят информационно – компьютерные технологии. В современном мире  компьютер занимает прочные позиции в жизни  ребёнка, наша задача – превратить общение  дошкольника с компьютером в созидательную деятельность.

Цели и задачи методической разработки

Цель: формирование предложно – падежных конструкций  у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста  с применением ИКТ

Задачи:

  1. Проанализировать научно - методическую литературу и передовой опыт практиков  в данном направлении.
  2. Изучить особенности предложно – падежных конструкций  у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста на основе специально подобранных методик специальной педагогической науки.
  3. Создать и апробировать комплекс коррекционно - образовательных мероприятий, направленный на формирование предложно – падежных конструкций  у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста  с применением ИКТ
  4. Проанализировать полученные данные по итогам формирующей работы и выявить динамику формирования предложно – падежных конструкций  у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея  методической разработки

Создание комплекса коррекционно - образовательных  мероприятий, который включает в себя применение ИКТ,  направленного на   формирование предложно – падежных конструкций  у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста.

                               ЭТАПЫ   РАБОТЫ

Подготовительный

Подбор и анализ методического и практического материала к разработке комплекса мероприятий

Диагностический

Изучение особенностей  предложно – падежных конструкций  у детей старшего дошкольного возраста

Проектировочный

Создание  комплекса коррекционно - образовательных мероприятий, направленного на формирование предложно – падежных конструкций  у детей с использованием ИКТ

Организационно-исполнительский

Реализация цикла занятий по формированию предложно – падежных конструкций с применением ИКТ.

Создание  соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

Привлечение педагогов группы компенсирующей направленности к развитию пространственных представлений у детей

Привлечение родителей к совместным играм и упражнениям с детьми в домашних условиях.

Рефлексивный

Мониторинг результативности    

Подготовительный этап. Результаты работы с литературой

  • Для детей с ОНР представляет особые трудности система выражения пространственных отношений в грамматическом строе, наиболее продуктивным компонентом которого являются предложно-падежные конструкции.
  • Эффективность логопедической работы по формированию лексического и грамматического значения предложно-падежных конструкций повышается при условии упреждающей коррекции оптико-пространственных функций.
  •   Использование средств ИКТ в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития ребенка.

Диагностический этап

Диагностика уровня сформированности предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровня речевого развития,  авторов Н.П. Рудаковой (серия №1),  Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой (серии № 2 и № 3)

Сентябрь первого года обучения (2017 год)

Серия №1 «Обследование понимания пространственных предлогов детьми» автор методики Н.П. Рудакова

Цель: Определить правильность понимания ребенком смыслового значения предлогов

I

Уровень понимания пространственных предлогов (без речи):

Материал

1

общность достигательного значения:

- Положи первый карандаш на коробку

- Положи второй карандаш под коробку

- Положи третий карандаш в коробку

- Положи четвёртый карандаш за коробку

- Положи пятый карандаш около коробки

- Шестой удержи над коробкой

Коробка и 6 карандашей

2

общность отделительного значения:

при том же  расположении предметов просим взять карандаши:

- Возьми карандаш с коробки

- Возьми карандаш из - под коробки

- Возьми карандаш из коробки

- Возьми карандаш из - за коробки

- Возьми карандаш от коробки

3

Покажи картинку, соответствующую названным предлогам

на – под

Картинки, изображающие два варианта ситуации

в – из

над – под

через – сквозь

из-за – из-под

около – в

за – перед

на – с

от – к

Серия № 1

50%  детей (8 чел) - частично понимают условия,  выполнение с большим количеством ошибок

50%  детей (8 чел) - понимают задания, ориентируются в нём, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки

Ошибки по первой серии заданий

Не понимают значения предлогов «за»: кладут сбоку; кладут на;  «под» - кладут на; «в» - кладут на; «около» - кладут на; «на»: кладут в; «из – за» - 0; «над» - ставит рядом; «от» коробки – 0; с коробки; «из – под» (с коробки);  «из» - с коробки;  «из – за» - ( с коробки)

Путают картинки «в» и «из» ; над - 0

Серия №2 «Изучение владения предложно-падежными формами во фразовой речи» авторы Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова

(Проверяется в случае успешного выполнения предыдущего задания, так как если отсутствует даже понимание значения предлогов, то продолжать обследование бессмысленно).

Цель: Выявить умение составлять предложения по картинкам, используя предложно-падежную конструкцию, а также умение ребенка правильно подбирать предлог по смыслу, в соответствии с падежным окончанием и умение ребенка самостоятельно изменять окончания имени существительного, связанного с предлогом, при составлении предложения.

II

Предлагается языковая задача

Материал

1

Используя картинный материал составить предложения с предлогами в падежах.

сюжетные картинки

НА  (П.П.)

ПОД (Т.П.)

В (П.П.)

ЗА (Т.П.)

К (Д.П.)

ОТ (Р.П.)

ПО (Д.П.)

ИЗ (Р.П.)

С/СО (Р.П.)

НАД (Т.П.)

ИЗ – ПОД (Р.П.)

ИЗ – ЗА (Р.П.)

МЕЖДУ (Т.П.)

ЧЕРЕЗ (В.П.)

2

Вставить в предложение подходящий по смыслу предлог.

Книга лежит       ….столе.

Муравей сидит …          .. грибом. И т.д.

3

Соотнести пространственный предлог с подходящим словом в нужной падежной форме

Игрушки лежат под….

Карандаши лежат в…

Корабль отплыл от ….. И т.д.

4

Составить предложения из слов, где глагол предлагается в правильной форме, существительное – в начальной, предлог отсутствовал.

Вставить по смыслу предлог, изменить окончание

Пальто висит …… (шкаф)……………………….

Птенец выпал ……...(гнездо)……………………И т.д.

5

Найти связь между группами слов

ведро – лейка ……………………………………….

конверт – письмо……………………………………..И т.д.

Серия № 2

Задание № 1

100 % детей (16 чел) – не смогли составить предложения по сюжетным картинкам с предлогом, требовались вопросы – подсказки, встречались многочисленные  ошибки: дети заменяли предлоги  на другие  предлоги: «в» - под, «с/со»  - под, «за» - под, «из – за» - из, «над» - в, на, под, «от»  - около,  «по» - в, «из – под»  - из, под, от , «из – за» - из, под, от, «между» - на,  около; либо пропускали предлоги: «от», «через», «из», «около», «под»; неправильно согласовали предлоги с существительными (ударение): « из шкафа».                                     

Задание №  2

100 % детей         (16 чел) – меньшая часть детей не поняла  условие задания  и соответственно отказалась выполнять: молчали,  большая часть детей не смогли вставить в предложение подходящий по смыслу предлог, требовались вопросы – подсказки, встречались многочисленные  ошибки: заменяют на другие  предлоги, либо пропускают предлог, самостоятельно изменяют окончание существительного ( грибом – «на грибе», гаражом – в гараже и т.д.)

Задание №  3

50 % детей         (8 чел) – допускают многочисленные  ошибки: не понимают значения предлагаемого предлога и заменяют на свой предлог: «корабль отплыл от …по морю», «самолёт летит по …. около облаках», «ваза упала со …на пол», «машина выехала из –за  ….из гаража», «самолёт летит по …под небом»; не правильно согласуют предлог с существительным: «стол стоит между стуа»; допускают  смысловые ошибки: «девочка прыгнула через – машину», «корабль отплыл от ..коробки», «самолёт летит по ….коробке», «корабль отплыл от …реки», «самолёт пролетел над  … небом», «самолёт летит по …домам»

50 % детей         (8 чел) – понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки

Задание № 4

100 % детей         (16 чел) – большая часть детей не поняла  условие задания  и соответственно отказалась выполнять: молчали;  меньшая часть детей часть задания тоже промолчала, а в другой части задания допускала многочисленные ошибки: не смогли правильно вставить в предложение подходящий по смыслу предлог и изменить окончание существительного. Требовались  постоянные вопросы – подсказки. Примеры ошибок: «Ваза стоит в печенье», «Самолёт летит лес» (повторяют предложение не изменив его)

Задание № 5

100 % детей         (16 чел) –  не поняли  условие задания  и соответственно отказалась выполнять: молчали, либо допускали ошибки: «сад над деревом», «ведро над лейкой», «дерево на саду».

Серия №3 «Диагностика умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи » авторы Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова

Цель: Выявить умение употреблять по смыслу предложно-падежные конструкции в повествовательном тексте.

Инструкция: Слушай внимательно текст, повтори его, вставляя нужные «маленькие слова».

Текст читается дважды, перед повторным чтением говорится об обязательном использовании предлогов в пересказе. В случае возникновения затруднений в запоминании текста логопед читает повторно каждое предложение отдельно.

Лето. Петя и Маша приехали ... каникулы ... деревню ... бабушке. ... деревни протекает река, а ... ней густой лес. Перешел ... речку — и ты ... лесу. Часто ходят дети ... лес ... грибами и ягодами. Мелькают ... деревьями их белые панамки. Удивленно смотрит ... ветки белка, выглядывает ... сосны заяц: «Кто так шумит?». Хорошо ... лесу. Вон шляпка гриба торчит ... коряги. Но корзины уже полны. Пора домой. Не забыли Петя и Маша принести ... леса подарок ... бабушки. Они сделали букет ...цветов.

100 % детей         (16 чел) –  не поняли  условие задания  и соответственно отказалась выполнять: молчали, либо повторяли предложения не добавив предлога.

Организационно-исполнительский этап

Структура  работы по формированию предложно - падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 

I Этап  (подготовительный)

Формирование

пространственных представлений

(сентябрь – декабрь I года обучения)

II Этап   (основной)

Формирование  предложно - падежных конструкций

(декабрь – май / сентябрь – март) I – II  года обучения

Ориентировка

в схеме  собственного тела:

Формирование смыслового значения предлогов

на себе

у собеседника

на картинке

Ориентировка

в окружающем пространстве:

Формирование синтаксической роли предлогов

Пространственное расположение предметов по отношению к самому ребёнку

Ориентировка самого ребёнка  в окружающем пространстве.

Работу на подготовительном этапе  учитель – логопед проводил совместно с воспитателями группы. Учитель – логопед знакомил детей с играми и упражнениями по формированию пространственных представлений, а воспитатели закрепляли материал и на занятиях по физическому развитию, и во время прогулок, и на физминутках, и в индивидуальной работе (интерактивные игры в серии Дошколка). Работа проводилась с сентября по декабрь I года обучения.    

Ориентировка в схеме собственного тела

Цель – отрабатывать умение определять правую и левую сторону на себе, у собеседника, на картинке.

Исходя из практики у детей  страдает ориентировка в горизонтальных направлениях, чем в вертикальных.

При формировании умения различать правую и левую стороны «на себе» использовалась  система меток на выбор: аппликационные изображения,  часы, браслеты, резинки. Опираясь на  методику С. Д. Забрамной  и А. В. Семенович  маркировку лучше делать  левой руки, так как левую сторону тела соотносят с расположением сердца. Детям  предлагалось поднести левую руку к груди, найти сердце и послушать, как оно бьется. Дети быстро запомнили, что слева - это «там, где браслет», что от браслета следует начинать рассматривание серии картинок с последовательными действиями, начинать перечисление или счет предметов и т.п. Постепенно, с усвоением речевых обозначений правой и левой руки, внешнюю опору  убирали.

 Для формирования дифференциации правых и левых частей тела  использовались  упражнения и игры: «Покажи и назови», «Движения в одном направлении», «Приключение Незнайки», а также интерактивные игры в серии Дошколка «Расположение предметов».

Для определения левой и правой стороны у собеседника детям объясняли с помощью игр и упражнений «Волшебная кукла», «Фокус», «Покажи и назови у друга», «Съешь конфетку» и «Волшебные руки», почему изображение получается перевёрнутым. Важно, чтобы дети в играх поняли, что левая рука остается левой, а волшебство получается из-за того, что положение предметов относительно друг друга меняется.

Для определения левой и правой стороны по картинкам  детям предлагались игровые упражнения «Весёлые картинки». Сначала персонаж был  изображён на картинке сзади, а потом этот же персонаж изображён на картинке спереди. Далее детям  предлагались персонажи, которые были изображены на картинках спереди.

Родителям были даны рекомендации постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т. п.

Ориентировка в окружающем пространстве

Цель – обучать детей определять пространственное расположение предметов по отношению к самому ребёнку и умению ориентироваться в окружающем пространстве.

Вначале было предложено детям определить расположение только двух предметов, находящихся от них в противоположных направлениях: справа - слева. Потом количество предметов  увеличили до четырёх. Расстояние между ребёнком и предметами тоже  постепенно увеличили.

Для обучения детей в умении определять пространственное расположение предметов по отношению к себе использовались упражнение  «Команда» и  игра «Где же я сижу».

Играя в игру «Куда пойдешь, что найдешь?» мы  упражняли детей   в действенном  различении  и  обозначении  основных  пространственных  направлений. Сложность игры была в самостоятельном формировании фразы, описывая, что и где ребёнок нашёл.

Для обучения детей в  ориентировке в пространстве использовали игры «Робот», «Передай мяч назад», «Нарисуй план», «Секреты».

Для закрепления навыка ориентировки в пространстве родителям были  предложены игры «Мама, поверни направо…», «Моя комната». В эти игры ребёнок может играть с любым членом семьи.

Работа на основном этапе «Формирование  предложно - падежных конструкций» проводилась учителем - логопедом с декабря по май I года обучения  и с сентября по март II  года обучения.

Опираясь на методику О.С. Яцель были составлены перспективные планы по формированию предложно – падежных конструкций у детей на два года обучения.

Перспективный план по формированию предложно – падежных конструкций у детей. Первый год обучения

 

Месяц

Мультимедийная презентация

  Интерактивные игры

Декабрь

«Предлог НА»

«Мерсибо: Конструктор картинок»

Январь

«Предлог ПОД»

«Дифференциация предлогов НА-ПОД»

«Предлог В»

«Мерсибо: Конструктор картинок»

«Smart игра на дифференциацию предлогов НА - ПОД»

Февраль

«Дифференциация предлогов НА-В»

«Предлог ЗА»

«Мерсибо: Конструктор картинок»

«Smart игра на дифференциацию предлогов НА - В»

Март

«Предлог К»

«Предлог ОТ»

«Дифференциация предлогов К-ОТ»

«Мерсибо: Конструктор картинок»

«Smart игра на дифференциацию предлогов К - ОТ»

Апрель

«Предлог ПО»

«Мерсибо: Конструктор картинок»

Май

Итоговое

«Мерсибо: Конструктор картинок»

«Smart игра на дифференциацию предлогов»

Перспективный план по формированию предложно – падежных конструкций у детей. Второй год обучения

Месяц

Мультимедийная презентация

  Интерактивные игры

Сентябрь

«Дифференциация предлогов НА - ПОД - В»

«Smart игра на дифференциацию предлогов НА – ПОД – В »

Октябрь

«Предлог  ИЗ»

«Мерсибо: Конструктор картинок»

Ноябрь

«Предлог  С/СО»

«Мерсибо: Конструктор картинок»

Декабрь

«Предлог  НАД»

«Дифференциация предлогов НАД - ПОД»

«Мерсибо: Конструктор картинок»

«Smart игра на дифференциацию

предлогов НАД - ПОД»

Январь

«Предлог  ИЗ - ПОД»

«Дифференциация предлогов ИЗ – ИЗ-ПОД»

«Мерсибо: Конструктор картинок»

«Smart игра на дифференциацию

предлогов ИЗ – ИЗ-ПОД»

Февраль

«Предлог  ИЗ - ЗА»

«Дифференциация предлогов ИЗ – ИЗ-ЗА»

«Мерсибо: Конструктор картинок»

Smart игра на дифференциацию предлогов ИЗ – ИЗ-ЗА»

Март

«Предлог  МЕЖДУ»

«Предлог  ЧЕРЕЗ»

«Итоговое»

«Мерсибо: Конструктор картинок»

«Smart игра на дифференциацию предлогов »

К этим планам были разработаны: мультимедийные  презентации по предлогам, игровые задания от Незнайки, игры Smart, а также на занятиях использовался  «Конструктор картинок» (сайта Мерсибо). 

Предметно – развивающая  среда логопедического кабинета пополнилась новыми   настольно – дидактическими играми и авторскими пособиями: «Необычные часы», «Блестящая коробочка», «Лэпбук», «Теремок» по формированию предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Работа учителя – логопеда проводилась в тесном контакте  с педагогами ДОУ (особенно с воспитателями группы компенсирующей направленности). Учитель – логопед выступил на  педсовете по теме: «Ребёнок в пространстве», где познакомил педагогов с задачами по формированию пространственных представлений, которые ставит программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, рассказал о четырёх направлениях формирования пространственных представлениях у дошкольников, предложил комплексы игр и упражнений по всем четырём направлениям, используя и интерактивные игры в серии Дошколка «Расположение предметов».

Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над формированием предложно – падежных конструкций у детей, поэтому учитель – логопед взаимодействовал с семьями воспитанников.

Было  проведено  родительское собрание, где родители были ознакомлены с  темой «Формирование пространственных представлений у детей» с акцентом на предложно – падежные конструкции. Учитель – логопед объяснил, как работать с «рабочими папками» (авторское пособие) на закрепление пройденного материала,  с сайтом http://Learning Apps.org для совместных интерактивных игр, созданных учителем – логопедом. В конце собрания родители получили памятки по данной теме. В ходе работы были индивидуальные консультации с целью улучшения закрепления пройденного материала.

Рефлексивный этап.  Диагностика в конце второго года обучения показала следующий результат работы.

Серия № 1

100% детей (16 чел) - понимают цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок

Серия № 2

Задание № 1

62, 5 % детей (10 чел) - понимают цель задания, быстро, самостоятельно и успешно выполнили, отсутствуют  ошибки

37, 5 % детей (6 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки

Задание №  2

31,25% детей (5 чел) - понимают цель задания, быстро, самостоятельно и успешно выполнили, отсутствуют  ошибки

68,75% детей (11 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь (достаточно голосом выделит окончание существительного, чтобы ребёнок  со второго  или третьего раза исправился), встречаются немногочисленные ошибки (из-за – «из», со – «из»)

Задание №  3

87,5 % детей (14 чел) - понимают цель задания, быстро, самостоятельно и успешно выполняют, отсутствуют  ошибки

12,5% детей (2 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки.

Задание № 4

68,75 % детей (11 чел) - понимают цель задания, быстро, самостоятельно и успешно выполняют, отсутствуют  ошибки

31,25 детей (5 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки: «пальто висит на шкафе», «пальто висит в шкафе», «достань тапочки под диван».

Задание № 5

81,25 % детей (13 чел) - понимают цель задания, быстро, самостоятельно и успешно выполнили, отсутствуют  ошибки

18,75 % детей (3 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки

Серия № 3

43,75 % детей (7 чел) - понимают цель задания,  отсутствуют  ошибки. Каждое предложение читалось отдельно.

56,25 % детей (9 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки: пропускают предлог (для бабушки – «бабушке») или заменяют на другой: с ветки – «на ветки», в деревню – «из деревни».

Показатели среднего балла  диагностики «Изучение сформированности предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровня речевого развития»,    на начало первого года обучения и на конец второго  года обучения

Анализируя показатели среднего бала, мы видим, что они увеличились у детей от 1 до 1,9.

Полученные результаты позволяют отметить, что только при систематической и целенаправленной  коррекционно – развивающей работе, сочетающей в себе многообразие приёмов, учитывающая возрастные и психологические особенности детей можно было добиться данных результатов.

Перспективы дальнейшей работы

Продолжить  взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предложно – падежных конструкций в речевой практике.

Продолжить  взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию пространственных представлений посредством использования  ИКТ.

Продолжить разработку интерактивных игр по формированию пространственных представлений  для совместной деятельности детей и родителей дома на сайте http://Learning Apps.org.

Литература

  1. Бессонова, Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – Ч.2. Словарный запас и грамматический строй. – М.: Аркти, 1997. – 64 с.
  2. Горвиц, Ю. M.,  Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс, 1998. 328 с.
  3. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.  - 128 с.
  4. Забрамная,  С. Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого – педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». - М.: Новая школа,1998. - 144 с.: ил.
  5. Моргачева, И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с  общим  недоразвитием  речи  к  обучению  письму  посредством развития  пространственных  представлений.  Методическое  пособие.  СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 212 с.
  6. Рудакова,  Н.П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// Логопед. – 2004. - №3. – с.5.
  7. Рудакова, Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи// Логопед. – 2007. - №5. – с. 12 – 19.
  8. Семенович,  А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. - М., 1998.   
  9. Филатова, И.А. «Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи».  Издательство:  Национальный книжный центр, - 2018 . – 48 с. 
  10. Яцель, О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи / О.С. Яцель. – М.: Гном и Д, - 2011. – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по усвоению предложно-падежных конструкций детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Значимость речевого недоразвития определяется не только речевой патологией  у детей, но и тем, какое оно оказывает влияние на общее психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Усвоение грамм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)...