Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда по формированию предложно – падежных конструкций у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 85.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ»
Актуальность методической разработки
С учётом ФГОС ДО формирование первичных представлений о пространстве и развитие грамматически правильной речи должно обязательно включаться в содержание образовательной программы (п. 2.6), следовательно, с нашей стороны, этим направлениям должно быть уделено особое внимание. Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражающими пространственные отношения, являются предложно – падежные конструкции.
Опираясь на результаты диагностик прошлых лет, понимание и употребление предлогов представляет для старших дошкольников с общим недоразвитием речи значительные трудности. Трудности возникают и в мотивации познания предложно – падежных конструкций, что ребёнку сложно, то и неинтересно. Таким образом, чтобы создать дополнительную мотивацию к процессу формирования предложно – падежных конструкций на помощь приходят информационно – компьютерные технологии. В современном мире компьютер занимает прочные позиции в жизни ребёнка, наша задача – превратить общение дошкольника с компьютером в созидательную деятельность.
Цели и задачи методической разработки
Цель: формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ
Задачи:
- Проанализировать научно - методическую литературу и передовой опыт практиков в данном направлении.
- Изучить особенности предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста на основе специально подобранных методик специальной педагогической науки.
- Создать и апробировать комплекс коррекционно - образовательных мероприятий, направленный на формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ
- Проанализировать полученные данные по итогам формирующей работы и выявить динамику формирования предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея методической разработки
Создание комплекса коррекционно - образовательных мероприятий, который включает в себя применение ИКТ, направленного на формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Подготовительный | Подбор и анализ методического и практического материала к разработке комплекса мероприятий |
Диагностический | Изучение особенностей предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста |
Проектировочный | Создание комплекса коррекционно - образовательных мероприятий, направленного на формирование предложно – падежных конструкций у детей с использованием ИКТ |
Организационно-исполнительский | Реализация цикла занятий по формированию предложно – падежных конструкций с применением ИКТ. Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Привлечение педагогов группы компенсирующей направленности к развитию пространственных представлений у детей Привлечение родителей к совместным играм и упражнениям с детьми в домашних условиях. |
Рефлексивный | Мониторинг результативности |
Подготовительный этап. Результаты работы с литературой
- Для детей с ОНР представляет особые трудности система выражения пространственных отношений в грамматическом строе, наиболее продуктивным компонентом которого являются предложно-падежные конструкции.
- Эффективность логопедической работы по формированию лексического и грамматического значения предложно-падежных конструкций повышается при условии упреждающей коррекции оптико-пространственных функций.
- Использование средств ИКТ в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития ребенка.
Диагностический этап
Диагностика уровня сформированности предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровня речевого развития, авторов Н.П. Рудаковой (серия №1), Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой (серии № 2 и № 3)
Сентябрь первого года обучения (2017 год)
Серия №1 «Обследование понимания пространственных предлогов детьми» автор методики Н.П. Рудакова
Цель: Определить правильность понимания ребенком смыслового значения предлогов
I | Уровень понимания пространственных предлогов (без речи): | Материал |
1 | общность достигательного значения: - Положи первый карандаш на коробку - Положи второй карандаш под коробку - Положи третий карандаш в коробку - Положи четвёртый карандаш за коробку - Положи пятый карандаш около коробки - Шестой удержи над коробкой | Коробка и 6 карандашей |
2 | общность отделительного значения: при том же расположении предметов просим взять карандаши: - Возьми карандаш с коробки - Возьми карандаш из - под коробки - Возьми карандаш из коробки - Возьми карандаш из - за коробки - Возьми карандаш от коробки | |
3 | Покажи картинку, соответствующую названным предлогам на – под | Картинки, изображающие два варианта ситуации |
в – из | ||
над – под | ||
через – сквозь | ||
из-за – из-под | ||
около – в | ||
за – перед | ||
на – с | ||
от – к |
Серия № 1
50% детей (8 чел) - частично понимают условия, выполнение с большим количеством ошибок
50% детей (8 чел) - понимают задания, ориентируются в нём, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки
Ошибки по первой серии заданий
Не понимают значения предлогов «за»: кладут сбоку; кладут на; «под» - кладут на; «в» - кладут на; «около» - кладут на; «на»: кладут в; «из – за» - 0; «над» - ставит рядом; «от» коробки – 0; с коробки; «из – под» (с коробки); «из» - с коробки; «из – за» - ( с коробки)
Путают картинки «в» и «из» ; над - 0
Серия №2 «Изучение владения предложно-падежными формами во фразовой речи» авторы Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова
(Проверяется в случае успешного выполнения предыдущего задания, так как если отсутствует даже понимание значения предлогов, то продолжать обследование бессмысленно).
Цель: Выявить умение составлять предложения по картинкам, используя предложно-падежную конструкцию, а также умение ребенка правильно подбирать предлог по смыслу, в соответствии с падежным окончанием и умение ребенка самостоятельно изменять окончания имени существительного, связанного с предлогом, при составлении предложения.
II | Предлагается языковая задача | Материал | |
1 | Используя картинный материал составить предложения с предлогами в падежах. | сюжетные картинки | |
НА (П.П.) ПОД (Т.П.) В (П.П.) ЗА (Т.П.) К (Д.П.) ОТ (Р.П.) ПО (Д.П.) | ИЗ (Р.П.) С/СО (Р.П.) НАД (Т.П.) ИЗ – ПОД (Р.П.) ИЗ – ЗА (Р.П.) МЕЖДУ (Т.П.) ЧЕРЕЗ (В.П.) | ||
2 | Вставить в предложение подходящий по смыслу предлог. Книга лежит ….столе. Муравей сидит … .. грибом. И т.д. | ||
3 | Соотнести пространственный предлог с подходящим словом в нужной падежной форме Игрушки лежат под…. Карандаши лежат в… Корабль отплыл от ….. И т.д. | ||
4 | Составить предложения из слов, где глагол предлагается в правильной форме, существительное – в начальной, предлог отсутствовал. Вставить по смыслу предлог, изменить окончание Пальто висит …… (шкаф)………………………. Птенец выпал ……...(гнездо)……………………И т.д. | ||
5 | Найти связь между группами слов ведро – лейка ………………………………………. конверт – письмо……………………………………..И т.д. |
Серия № 2
Задание № 1
100 % детей (16 чел) – не смогли составить предложения по сюжетным картинкам с предлогом, требовались вопросы – подсказки, встречались многочисленные ошибки: дети заменяли предлоги на другие предлоги: «в» - под, «с/со» - под, «за» - под, «из – за» - из, «над» - в, на, под, «от» - около, «по» - в, «из – под» - из, под, от , «из – за» - из, под, от, «между» - на, около; либо пропускали предлоги: «от», «через», «из», «около», «под»; неправильно согласовали предлоги с существительными (ударение): « из шкафа».
Задание № 2
100 % детей (16 чел) – меньшая часть детей не поняла условие задания и соответственно отказалась выполнять: молчали, большая часть детей не смогли вставить в предложение подходящий по смыслу предлог, требовались вопросы – подсказки, встречались многочисленные ошибки: заменяют на другие предлоги, либо пропускают предлог, самостоятельно изменяют окончание существительного ( грибом – «на грибе», гаражом – в гараже и т.д.)
Задание № 3
50 % детей (8 чел) – допускают многочисленные ошибки: не понимают значения предлагаемого предлога и заменяют на свой предлог: «корабль отплыл от …по морю», «самолёт летит по …. около облаках», «ваза упала со …на пол», «машина выехала из –за ….из гаража», «самолёт летит по …под небом»; не правильно согласуют предлог с существительным: «стол стоит между стуа»; допускают смысловые ошибки: «девочка прыгнула через – машину», «корабль отплыл от ..коробки», «самолёт летит по ….коробке», «корабль отплыл от …реки», «самолёт пролетел над … небом», «самолёт летит по …домам»
50 % детей (8 чел) – понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки
Задание № 4
100 % детей (16 чел) – большая часть детей не поняла условие задания и соответственно отказалась выполнять: молчали; меньшая часть детей часть задания тоже промолчала, а в другой части задания допускала многочисленные ошибки: не смогли правильно вставить в предложение подходящий по смыслу предлог и изменить окончание существительного. Требовались постоянные вопросы – подсказки. Примеры ошибок: «Ваза стоит в печенье», «Самолёт летит лес» (повторяют предложение не изменив его)
Задание № 5
100 % детей (16 чел) – не поняли условие задания и соответственно отказалась выполнять: молчали, либо допускали ошибки: «сад над деревом», «ведро над лейкой», «дерево на саду».
Серия №3 «Диагностика умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи » авторы Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова
Цель: Выявить умение употреблять по смыслу предложно-падежные конструкции в повествовательном тексте.
Инструкция: Слушай внимательно текст, повтори его, вставляя нужные «маленькие слова».
Текст читается дважды, перед повторным чтением говорится об обязательном использовании предлогов в пересказе. В случае возникновения затруднений в запоминании текста логопед читает повторно каждое предложение отдельно.
Лето. Петя и Маша приехали ... каникулы ... деревню ... бабушке. ... деревни протекает река, а ... ней густой лес. Перешел ... речку — и ты ... лесу. Часто ходят дети ... лес ... грибами и ягодами. Мелькают ... деревьями их белые панамки. Удивленно смотрит ... ветки белка, выглядывает ... сосны заяц: «Кто так шумит?». Хорошо ... лесу. Вон шляпка гриба торчит ... коряги. Но корзины уже полны. Пора домой. Не забыли Петя и Маша принести ... леса подарок ... бабушки. Они сделали букет ...цветов.
100 % детей (16 чел) – не поняли условие задания и соответственно отказалась выполнять: молчали, либо повторяли предложения не добавив предлога.
Организационно-исполнительский этап
Структура работы по формированию предложно - падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
I Этап (подготовительный) Формирование пространственных представлений (сентябрь – декабрь I года обучения) | II Этап (основной) Формирование предложно - падежных конструкций (декабрь – май / сентябрь – март) I – II года обучения | |||
Ориентировка в схеме собственного тела: | Формирование смыслового значения предлогов | |||
на себе | у собеседника | на картинке | ||
Ориентировка в окружающем пространстве: | Формирование синтаксической роли предлогов | |||
Пространственное расположение предметов по отношению к самому ребёнку | Ориентировка самого ребёнка в окружающем пространстве. |
Работу на подготовительном этапе учитель – логопед проводил совместно с воспитателями группы. Учитель – логопед знакомил детей с играми и упражнениями по формированию пространственных представлений, а воспитатели закрепляли материал и на занятиях по физическому развитию, и во время прогулок, и на физминутках, и в индивидуальной работе (интерактивные игры в серии Дошколка). Работа проводилась с сентября по декабрь I года обучения.
Ориентировка в схеме собственного тела
Цель – отрабатывать умение определять правую и левую сторону на себе, у собеседника, на картинке.
Исходя из практики у детей страдает ориентировка в горизонтальных направлениях, чем в вертикальных.
При формировании умения различать правую и левую стороны «на себе» использовалась система меток на выбор: аппликационные изображения, часы, браслеты, резинки. Опираясь на методику С. Д. Забрамной и А. В. Семенович маркировку лучше делать левой руки, так как левую сторону тела соотносят с расположением сердца. Детям предлагалось поднести левую руку к груди, найти сердце и послушать, как оно бьется. Дети быстро запомнили, что слева - это «там, где браслет», что от браслета следует начинать рассматривание серии картинок с последовательными действиями, начинать перечисление или счет предметов и т.п. Постепенно, с усвоением речевых обозначений правой и левой руки, внешнюю опору убирали.
Для формирования дифференциации правых и левых частей тела использовались упражнения и игры: «Покажи и назови», «Движения в одном направлении», «Приключение Незнайки», а также интерактивные игры в серии Дошколка «Расположение предметов».
Для определения левой и правой стороны у собеседника детям объясняли с помощью игр и упражнений «Волшебная кукла», «Фокус», «Покажи и назови у друга», «Съешь конфетку» и «Волшебные руки», почему изображение получается перевёрнутым. Важно, чтобы дети в играх поняли, что левая рука остается левой, а волшебство получается из-за того, что положение предметов относительно друг друга меняется.
Для определения левой и правой стороны по картинкам детям предлагались игровые упражнения «Весёлые картинки». Сначала персонаж был изображён на картинке сзади, а потом этот же персонаж изображён на картинке спереди. Далее детям предлагались персонажи, которые были изображены на картинках спереди.
Родителям были даны рекомендации постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т. п.
Ориентировка в окружающем пространстве
Цель – обучать детей определять пространственное расположение предметов по отношению к самому ребёнку и умению ориентироваться в окружающем пространстве.
Вначале было предложено детям определить расположение только двух предметов, находящихся от них в противоположных направлениях: справа - слева. Потом количество предметов увеличили до четырёх. Расстояние между ребёнком и предметами тоже постепенно увеличили.
Для обучения детей в умении определять пространственное расположение предметов по отношению к себе использовались упражнение «Команда» и игра «Где же я сижу».
Играя в игру «Куда пойдешь, что найдешь?» мы упражняли детей в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений. Сложность игры была в самостоятельном формировании фразы, описывая, что и где ребёнок нашёл.
Для обучения детей в ориентировке в пространстве использовали игры «Робот», «Передай мяч назад», «Нарисуй план», «Секреты».
Для закрепления навыка ориентировки в пространстве родителям были предложены игры «Мама, поверни направо…», «Моя комната». В эти игры ребёнок может играть с любым членом семьи.
Работа на основном этапе «Формирование предложно - падежных конструкций» проводилась учителем - логопедом с декабря по май I года обучения и с сентября по март II года обучения.
Опираясь на методику О.С. Яцель были составлены перспективные планы по формированию предложно – падежных конструкций у детей на два года обучения.
Перспективный план по формированию предложно – падежных конструкций у детей. Первый год обучения
Месяц | Мультимедийная презентация | Интерактивные игры |
Декабрь | «Предлог НА» | «Мерсибо: Конструктор картинок» |
Январь | «Предлог ПОД» «Дифференциация предлогов НА-ПОД» «Предлог В» | «Мерсибо: Конструктор картинок» «Smart игра на дифференциацию предлогов НА - ПОД» |
Февраль | «Дифференциация предлогов НА-В» «Предлог ЗА» | «Мерсибо: Конструктор картинок» «Smart игра на дифференциацию предлогов НА - В» |
Март | «Предлог К» «Предлог ОТ» «Дифференциация предлогов К-ОТ» | «Мерсибо: Конструктор картинок» «Smart игра на дифференциацию предлогов К - ОТ» |
Апрель | «Предлог ПО» | «Мерсибо: Конструктор картинок» |
Май | Итоговое | «Мерсибо: Конструктор картинок» «Smart игра на дифференциацию предлогов» |
Перспективный план по формированию предложно – падежных конструкций у детей. Второй год обучения
Месяц | Мультимедийная презентация | Интерактивные игры |
Сентябрь | «Дифференциация предлогов НА - ПОД - В» | «Smart игра на дифференциацию предлогов НА – ПОД – В » |
Октябрь | «Предлог ИЗ» | «Мерсибо: Конструктор картинок» |
Ноябрь | «Предлог С/СО» | «Мерсибо: Конструктор картинок» |
Декабрь | «Предлог НАД» «Дифференциация предлогов НАД - ПОД» | «Мерсибо: Конструктор картинок» «Smart игра на дифференциацию предлогов НАД - ПОД» |
Январь | «Предлог ИЗ - ПОД» «Дифференциация предлогов ИЗ – ИЗ-ПОД» | «Мерсибо: Конструктор картинок» «Smart игра на дифференциацию предлогов ИЗ – ИЗ-ПОД» |
Февраль | «Предлог ИЗ - ЗА» «Дифференциация предлогов ИЗ – ИЗ-ЗА» | «Мерсибо: Конструктор картинок» Smart игра на дифференциацию предлогов ИЗ – ИЗ-ЗА» |
Март | «Предлог МЕЖДУ» «Предлог ЧЕРЕЗ» «Итоговое» | «Мерсибо: Конструктор картинок» «Smart игра на дифференциацию предлогов » |
К этим планам были разработаны: мультимедийные презентации по предлогам, игровые задания от Незнайки, игры Smart, а также на занятиях использовался «Конструктор картинок» (сайта Мерсибо).
Предметно – развивающая среда логопедического кабинета пополнилась новыми настольно – дидактическими играми и авторскими пособиями: «Необычные часы», «Блестящая коробочка», «Лэпбук», «Теремок» по формированию предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Работа учителя – логопеда проводилась в тесном контакте с педагогами ДОУ (особенно с воспитателями группы компенсирующей направленности). Учитель – логопед выступил на педсовете по теме: «Ребёнок в пространстве», где познакомил педагогов с задачами по формированию пространственных представлений, которые ставит программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, рассказал о четырёх направлениях формирования пространственных представлениях у дошкольников, предложил комплексы игр и упражнений по всем четырём направлениям, используя и интерактивные игры в серии Дошколка «Расположение предметов».
Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над формированием предложно – падежных конструкций у детей, поэтому учитель – логопед взаимодействовал с семьями воспитанников.
Было проведено родительское собрание, где родители были ознакомлены с темой «Формирование пространственных представлений у детей» с акцентом на предложно – падежные конструкции. Учитель – логопед объяснил, как работать с «рабочими папками» (авторское пособие) на закрепление пройденного материала, с сайтом http://Learning Apps.org для совместных интерактивных игр, созданных учителем – логопедом. В конце собрания родители получили памятки по данной теме. В ходе работы были индивидуальные консультации с целью улучшения закрепления пройденного материала.
Рефлексивный этап. Диагностика в конце второго года обучения показала следующий результат работы.
Серия № 1
100% детей (16 чел) - понимают цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок
Серия № 2
Задание № 1
62, 5 % детей (10 чел) - понимают цель задания, быстро, самостоятельно и успешно выполнили, отсутствуют ошибки
37, 5 % детей (6 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки
Задание № 2
31,25% детей (5 чел) - понимают цель задания, быстро, самостоятельно и успешно выполнили, отсутствуют ошибки
68,75% детей (11 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь (достаточно голосом выделит окончание существительного, чтобы ребёнок со второго или третьего раза исправился), встречаются немногочисленные ошибки (из-за – «из», со – «из»)
Задание № 3
87,5 % детей (14 чел) - понимают цель задания, быстро, самостоятельно и успешно выполняют, отсутствуют ошибки
12,5% детей (2 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки.
Задание № 4
68,75 % детей (11 чел) - понимают цель задания, быстро, самостоятельно и успешно выполняют, отсутствуют ошибки
31,25 детей (5 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки: «пальто висит на шкафе», «пальто висит в шкафе», «достань тапочки под диван».
Задание № 5
81,25 % детей (13 чел) - понимают цель задания, быстро, самостоятельно и успешно выполнили, отсутствуют ошибки
18,75 % детей (3 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки
Серия № 3
43,75 % детей (7 чел) - понимают цель задания, отсутствуют ошибки. Каждое предложение читалось отдельно.
56,25 % детей (9 чел) - понимают задание, ориентируются в нём, принимают помощь, встречаются немногочисленные ошибки: пропускают предлог (для бабушки – «бабушке») или заменяют на другой: с ветки – «на ветки», в деревню – «из деревни».
Показатели среднего балла диагностики «Изучение сформированности предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровня речевого развития», на начало первого года обучения и на конец второго года обучения
Анализируя показатели среднего бала, мы видим, что они увеличились у детей от 1 до 1,9.
Полученные результаты позволяют отметить, что только при систематической и целенаправленной коррекционно – развивающей работе, сочетающей в себе многообразие приёмов, учитывающая возрастные и психологические особенности детей можно было добиться данных результатов.
Перспективы дальнейшей работы
Продолжить взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предложно – падежных конструкций в речевой практике.
Продолжить взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста по формированию пространственных представлений посредством использования ИКТ.
Продолжить разработку интерактивных игр по формированию пространственных представлений для совместной деятельности детей и родителей дома на сайте http://Learning Apps.org.
Литература
- Бессонова, Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – Ч.2. Словарный запас и грамматический строй. – М.: Аркти, 1997. – 64 с.
- Горвиц, Ю. M., Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс, 1998. 328 с.
- Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
- Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого – педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». - М.: Новая школа,1998. - 144 с.: ил.
- Моргачева, И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 212 с.
- Рудакова, Н.П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// Логопед. – 2004. - №3. – с.5.
- Рудакова, Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи// Логопед. – 2007. - №5. – с. 12 – 19.
- Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. - М., 1998.
- Филатова, И.А. «Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи». Издательство: Национальный книжный центр, - 2018 . – 48 с.
- Яцель, О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи / О.С. Яцель. – М.: Гном и Д, - 2011. – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы по усвоению предложно-падежных конструкций детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Значимость речевого недоразвития определяется не только речевой патологией у детей, но и тем, какое оно оказывает влияние на общее психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Усвоение грамм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...
Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....
Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с диагнозом: ТНР. Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Стертая дизартрия. «Приключения с Пиши Читай»
Конспект для занятий с детьми подготовительной в школе группы....
Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)...