«Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Автор: Антонова Ольга Николаевна учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство, при котором
у детей отмечается позднее начало развития речи, дефекты звукопроизношения и фонемообразования, нарушения в формировании предложно-падежных конструкций, скудный словарный запас, аграмматизмы. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Своеобразие развития лексики и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и других.
Большой интерес представляют работы Р.Е.Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости.
Через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение… В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.
Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи.
Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формированию умения управлять своим поведением.
Любая игра есть деятельность. При таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, он оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил.
Учителям-логопедам, в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра – основное занятие детей, их работа.
Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что-то новое, для ребёнка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам.
В игровой форме новый учебный материал усваивается и запоминается легче. В игре часто сложное становится доступным.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро автоматизируются, расширяется словарный запас, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.
В логопедических играх часто встречаются незнакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.).
Имея дело с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, главное – это доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл.
При проведении речевых игр с детьми мы в своей работе придерживаемся следующих правил:
- Подготовка к игре.
- Проведение игры в неторопливом темпе. Длительность игры 5-10 минут.
- Многократное предложение речевой игры (начинается с упрощенного варианта, затем постепенно усложняется).
- Обязательное предъявление речевого образца.
- Постепенное введение в активную речь детей текста речевой игры (в некоторых случаях текст игры адаптируется к речевым возможностям детей).
- При затруднениях в ответах, дети проговаривают речевой материал сопряженно (вместе с логопедом) и отраженно (после логопеда), хором и индивидуально.
- Стремление к активному речевому участию в игре всех детей.
- Вовлечение в игру уже выбывших детей с помощью использования различных «выручалочек» (чистоговорок, стихов, любых словесных упражнений).
- Развитие у детей навыка контроля своей и чужой речи.
- Воспитание выдержки. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают).
- Правильное и по возможности быстрое выполнение речевого задания.
- Поощрение инициативы.
Несформированность грамматического строя речи детей с ОНР проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций:
- родительного падежа в обозначении места (предлоги из, около, возле, из-за, из-под),
- винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог через),
- дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги к, по),
- предложного падежа для обозначения места (предлоги в, на).
Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с ОНР часто их опускают или воспринимают как часть слова. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.
Для формирования предложно-падежных конструкций у детей нашей группы в своей логопедической работе мы используем различные игры.
Целью предлагаемых игр является научить детей: слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно - падежные конструкции в речевой практике.
- Игра «Весёлое путешествие»
Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают всё предложение.
Мама садится …(в) машину.
Коля бежит …(по) дороге.
Автобус едет…(по) улице.
Поезда едут…(по) рельсам.
Петя любит ездить …(на) велосипеде.
- Игра «С чем корзинка, с чем ящик?»
У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов.
Логопед: Куда мы положим фрукты?
Ребенок: В корзинку.
Логопед: А куда мы положим овощи?
Ребенок: В ящик.
Логопед: Рома, с чем у тебя ящик?
Ребенок: У меня ящик с капустой.
Логопед: Ира, а у тебя, с чем корзина?
Ребенок: У меня корзина с яблоками. И т. д.
- Игра «Где что растет?»
На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота. Справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.
Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?
Дети: Овощи растут на огороде.
Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д.
Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).
- Игра с мячом «Добавь слова»
Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
Стол стоит...
Полочка с книгами висит...
Мишка сидит...
Пирамидка стоит...
Кукла лежит...
Лампа висит...
Дверь находится...
- Игра «Исправь ошибки»
Логопед: Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи».
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
- Игра «Дни недели»
В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»
Аналогичным образом проводится игра в «Части суток», «Времена года», «Месяцы».
- Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате»
Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задает вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.
Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как на картинке, комментируя свои действия: «Поставим стул слева от стола» и т.д.
- Игра «Поезд»
На доске макет поезда.
Логопед: Пассажиры везут разные вещи в поезде.
В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение с предлогом В.
Во втором вагоне — вещи, про которые можно составить предложение с предлогом НА.
В третьем вагоне — с предлогом ПОД.
Логопед показывает картинки.
Дети составляют предложение и помещают картинку в один из вагонов. Например, картинка «Мяч лежит под стулом» помещается в третий вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» — в первый вагон. А картинка «Девочка сидит на стуле» — во второй вагон.
- Игра «Скажи наоборот»
Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.
Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик вынул мяч из ящика.
Девочка налила воду в графин. - …
Мама положила яблоки на стол. - …
Машина подъехала к дому. - …
Дедушка подошел к забору. - …
- Игра «Солнечный зайчик»
Логопед с помощью зеркала показывает солнечного зайчика и говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался».
Зайчик на скамейке
Зайчик под скамейкой» и т.п.
- Игра «Закончи предложение»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в винительном падеже.
Продавец встал (за прилавок).
Солнце спряталось (за тучи).
Мальчик входит (в автобус).
Девочка поставила книги (на полку).
- Игра «Сказка»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.
Пятачок пришел в гости к…
Старик пришел к…
Принц торопится к…
- Игра «Кто с кем? Кто с чем?»:
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже.
Мальчик идет (с папой).
Девочка идет (с мамой).
Девочка играет (с котом).
Мальчик играет (с машиной).
- Игра «Еда для животных»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в предложном падеже.
Медведь мечтает (о рыбе).
Кошка мечтает (о молоке).
Собака мечтает (о косточке) и т.д.
В развернутой форме игра — это коллективная деятельность, в которой дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Усвоение этого опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности, инициативы, организаторских навыков. Использование, игры в педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности.
В играх рано проявляются некоторые индивидуальные типологические особенности детей. Об этом свидетельствует появление в детской среде вожаков, специфичное поведение застенчивых, малообщительных детей. Известно, что разные дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуальные различные ступени развития. Учитывать эти особенности онтогенеза позволяет игра.
Игра – это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития.
Предложенные нами игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания - развитию речи детей, а именно: пополнению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, формированию предложно-падежных конструкций, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи, умению логично выражать свои мысли.
Игра с ребенком, несомненно, доставляет радость, удовольствие взрослым, они испытывают удовлетворение от оживления интереса детей к овладению бесценным даром слова.
Список литературы
- Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс, 2008.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Логопедия: Учеб. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2007.
- Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987.
- Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов. В работе...
Перспективное тематическое планирование совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи III уровня
Коррекционная работа педагогов логогруппы...
Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...
Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Основной упор я тем не менее делаю на грамматический строй, так как это один из обязательных компонентов любого языка, он определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, прави...
Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Cистема работы по развитию мышления детей с ОНР на основе включение в логопедические занятия по развитию лексико-грамматических категорий дидактических игр и упражнений на совершенствование мыслительн...
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...