Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР по теме «Дифференциация звуков [Р],[Л]»
план-конспект занятия по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия
для детей с ОНР
По теме: «Дифференциация звуков [Р],[Л]»
Составлено: Арининой Мариной Сергеевной
Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Р] и [Л] в слогах, в словах, во фразовой речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение артикуляционного уклада звука [Р], [Л], закрепление кинестетического образа звуков [Л] и [Р];
- совершенствование движений артикуляционного аппарата;
- формировать ритмо-интонационную сторону речи;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование самоконтроля за собственной речью.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие слухового и зрительного внимания;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать стремление овладеть правильной речью;
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: картинки: ворона, носорог, мыло, кровать, иголка, белка, баран, барабан, роза, рак, шар, помидор, вилка, лук, мел, стул, стол, лыжи.
Ход занятия.
- Вводная часть.
Организационный момент.
Послушайте имена мальчиков и определите последний звук: Артур, Виктор, Владимир, Петр.
Выделите первый звук в кличках животных: Лаки, Лэйс, Лора, Лара.
С какими звуками мы сегодня будем работать? ([Р] и [Л])
- Основная часть.
- Уточнение характеристики звуков.
- Звук [Р] какой? (согласный, твердый, звонкий)
- Звук [Л] какой? (согласный, твердый, звонкий)
- Уточнение артикуляционных укладов.
- Где находится язычок, когда мы произносим Р? (За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и вибрирует, «моторчик» работает.
Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.) - Где находится язычок, когда мы произносим Л? (Язык поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.)
- Игра «Поймай звук»
Когда услышите звук Р, поднимите вверх руку, а когда услышите звук Л, хлопните в ладоши.
Звуки: Р, П, К, Л, М, Р, С, Л, Р, Ш, Д, Л.
Слоги: ЛО, НА, РУ, ДУ, РА, МЫ, ЛЫ, КА, РЫ.
- Игра «Поменяй звук»
Меняем звук [Л] на [Р], [Р] на [Л].
ЛА – …(РА) АР – …(АЛ)
РУ – …(ЛУ) УЛ – …(УР)
ЛО – …(РО) ОР – …(ОЛ)
РЫ – …(ЛЫ) ЫЛ – …(ЫР)
БАР – …(БАЛ) СВАРКА – …(СВАЛКА) ИГРА – … (ИГЛА)
ДАЛ – …(ДАР) ЛАМА – …(РАМА) ГОРОД – …(ГОЛОД)
МИР – … (МИЛ) СТАР – …(СТАЛ) ЛАК – …(РАК)
- Игра «Доскажи словечко»
«Как бы мне пошла корона!» –
Важно каркает …(ворона)
***
Кто имеет один рог?
Отгадайте… (носорог)
***
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло)
***
Захотела кошка спать,
Вот и лезет на …(кровать)
***
Шьет, зашивает и колется колко
А зовут ее … (иголка)
***
На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто это? (белка)
- Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (покружиться)
- Игра «Ромашки»
Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звуки [Р], либо звуки [Л]. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет звук, его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки, на которых изображены буква Р и Л.
- баран, барабан, роза, рак, шар, помидор;
- вилка, лук, мел, стул, стол, лыжи, белка.
- Игра «Закончи слово»
Добавь слог ЛА или РА и повтори слово целиком.
В слове слог договори, будь внимателен, смотри!
СИ – …(ЛА) ПАНТЕ – …(РА)
ЖА – …(РА) Ю – …(ЛА)
ПИ – …(ЛА) [НА] – …(РА)
[КА] – …(РА) МИ – …(ЛА)
- Произнесение чистоговорок: с разной силой голоса, в разном темпе.
Ла – ла – ла – Лара Роме помогла.
Ло – ло – ло – тряпкой вымыла стекло.
Лы – лы – лы – мы покрасили полы.
Ра – ра – ра – вот глубокая нора.
Ар – ар – ар – сел на голову комар.
Ор – ор – ор – на полу лежал топор.
- Повторение стихотворного текста.
Грустный гром.
Гром гремел и грохотал,
Рокотал и бормотал:
– Горько-горько громом быть,
Громко-громко громы бить.
Я – почти как град,
Мне никто не рад… (Т. Павлова-Зеленская)
- Заключительная часть.
- Какие звуки мы учились с вами различать?
- Что вам понравилось на занятии больше всего?
- Дома повторите стихотворение «Грустный гром».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «дифференциация звуков Ш-Ж».
Данное занятие проводится у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Его цель - дифференциация звуков "Ж" и"Ш" на слух, закрепление навыка правильного произношения у детей на речевом материале....
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)
Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...
Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста по теме «Дифференциация звуков С – З»
Цели:1. Автоматизация, дифференциация звуков С, З в слогах, в словах, в стихах.2. Развитие звукового анализа. Развитие слухового внимания и памяти.3. Определение по...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с дизартрией по теме автоматизации звука "Ш"
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...
Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: «Весна. Звук З»
Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: "Весна. Звук З"...
Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием «Даров Фрёбеля» по теме: «Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, предложениях»
Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Ш] и [Ж] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:упражнять в подборе слов на заданный звук в опреде...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы ДОУ с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема занятия: Звук [А]. Буква А.
Цель занятия: формирование представлений о звуке [а] и букве А....