НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Задыхина Марина Николаевна

ЗИМА.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима».

Совершенствовать грамматический строй речи.

Учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Учить образовывать глаголы совершенного вида приставочным способом.

Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_otkr._zanyatie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи

 в старшей логопедической группе

на тему: «Зима»

Уч. – логопед: Задыхина М.Н.

ЗИМА.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима».

Совершенствовать грамматический строй речи.

Учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Учить образовывать глаголы совершенного вида приставочным способом.

Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.

Коррекционно – развивающие:

Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, связную речь.

Развивать тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.

Развивать творческое воображение.

Коррекционно – воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением зимы, снеговик (игрушка), санки (игрушка), макет горки, снежинки из белой бумаги на ниточках, разрезные картинки «снеговик», снежный ком, «волшебная» коробочка.

Ход занятия

№1. Приветствие.

(Дети стоят рядом со своими местами)

Придумано кем – то просто и мудро,

При встрече здороваться:

- «Доброе утро!»

- Доброе утро, дети и гости!

(Дети садятся на свои места)

№2. «Введение в тему»

- Ребята, мы сегодня с вами поговорим ….., а о чем мы будем говорить, вы узнаете из моей загадки:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

                     (Зима)

- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? (О зиме)

- Что за скакуны в этой тройке? (Это зимние месяцы)

- Давайте вспомним названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль)

- Ребята, назовите первый зимний месяц. (Декабрь)

- Назовите последний зимний месяц. (Февраль)

- Назовите первый месяц в году. (Январь)

- Дети, а какое сейчас время года?

- А почему вы так думаете? (Дети называют признаки зимы)

№3. «Рассказ о зиме»

 - Ребята, а теперь давайте расскажем о зиме. Свой рассказ мы будем сопровождать движениями и жестами, вставайте рядом со своими стульчиками:

Пришла зима.          

(Обвести широким жестом всю картину)

Стало холодно.        

(Обхватить себя руками и поежиться)

Ударили морозы.    

(Стукнуть кулаком одной руки по ладони второй)

Реки покрылись льдом.  

(Руки перед грудью, горизонтальным движением развести их в разные стороны.)

Пошел снег. Он падал белыми пушистыми хлопьями:  

(Руки согнуть в локтях и поднять вверх, а затем зигзагообразными  движениями не спеша опустить их вниз)

на землю ...,    

(Руки перед грудью, волнообразными движениями развести их в  разные  стороны)

на дома …,          

(Поднять ладони вверх и соединить их кончиками пальцев под  углом друг к другу)

на деревья …,      

(Поднять вверх руки, пальцы раздвинуть)

на людей.            

(Положить руки себе на голову).

№4. «Массаж биологически активных зон»

- Конечно, в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. Мы сделаем массаж «Неболейка».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело    

(дети поглаживают ладонями  шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать  

(указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком    

(прикладывают ладони «козырьком» и растирают  его  движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй  ушки ты и шею

 (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!  

(потирают  ладони)

№5. «Подбери слова – признаки»

- Ребята, а теперь вы мне расскажите – зима какая? А ваши ответы я буду складывать в волшебную коробочку.

Зима (какая?) – холодная, белая, красивая

Снег (какой?) – искристый, серебристый, холодный

Снежинки (какие?) – красивые, резные, маленькие

№6. «Подбери слова – действия»

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег.

Снежинки на улице (что делают?) – кружатся, летаю, порхают и т.д.

- Посмотрите, ребята к нам прилетели настоящие снежинки.

№7. «Подуем на снежинку» (упр. с бумажными снежинками)

- Давайте подуем на наши снежинки, пусть они закружатся.

Вдохните воздух носиком, а выдохните через ротик, щечки не надувайте!

№8. «Назови ласково»

Снежинки улетели, а я приглашаю вас поиграть в игру («Назови

ласково»)

- Комочек маленький поймай и словечко приласкай!

Снег – снежок

Мороз –

Зима –

Сосулька –

Горка –

Ветер –

Снежинка –

Дерево –

Месяц –

№9. «Скажи наоборот»

- Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!

Летом дни жаркие, а зимой,….

Снег мягкий, а лед …

Одни сосульки длинные, а другие …

Одна снежинка большая, а другая ….

Весной лед на реке тонкий, а зимой ….

№10. «4-й лишний»

- Ребята, а вы любите зимние прогулки?

- Я тоже люблю. Посмотрите на мои картинки. Я предлагаю вам взять на прогулку санки, велосипед, коньки, лыжи.

- Нет ли здесь лишней картинки? Почему?

А среди этих картинок нет ли лишней? (Ребенок катается на санках, ребенок лепит снеговика, ребенок катается на лыжах, ребенок летом ловит рыбу)

- А что еще можно делать зимой на улице? Во что можно играть?

№ 11. «Пальчиковая гимнастика»

Давайте расскажем о наших зимних забавах и выполним пальчиковую гимнастику:

Пальчик – мальчик, где ты был?                     (сжимать и разжимать кулачки)

Где ты с братцами ходил?

С этим я в снегу валялся,

С этим с горочки катался,                                 (загибать пальцы по одному)

С этим по лесу гулял,

С этим я в снежки играл,

Все мы пальчики – друзья,                                (сжимать и разжимать кулачки)

Где один – там и я!

№12. «Собери картинку»

-Теперь наши пальчики стали послушными и ловкими. Они без труда смогут собрать сломанную картинку.

(собирают сломанного снеговика)

Кто у вас получился? (снеговик)

Правильно.

№13. «Образование глаголов совершенного вида приставочным способом»

-Посмотрите – ка, а вот и он сам пришел к нам в детский сад, да не просто пришел, а приехал на санках.

-Давайте покатаем его с нашей горки.

Снеговик ехал, ехал и к горке (что сделал?) – подъехал.

На горку (что сделал?) – въехал.

С горки (что сделал?) – съехал.

Вокруг горки (что сделал?) – объехал.

И к нам (что сделал?) – приехал.

№14.«Доскажи словечко»

-Он приехал к нам в детский сад и привез для вас игру «Доскажи словечко».

-Поиграем?

1) Словно в сказке, как во сне

    Землю всю укутал ….. (снег)

2) С неба все скользят пушинки,

    Серебристые ….   (снежинки)

3) На поселки, на лужок

    Тихо падает ….. (снежок)

4) Все бегут вперегонки

    Все хотят играть в …. (снежки)

5) Словно в белый пуховик

    Нарядился …. (снеговик)

№15.Итог

Ребята вам понравилась игра?

Снеговику тоже понравилось как вы играли.

А наше занятие подошло к концу.

О каком времени года мы говорили?

Вам понравилось занятие?

Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие с использованием логоритмики в старшей логопедической группе. Тема: "Зима"

Установлено, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее его речь.  Одновременно речевые упражнения, связанные с движением нормализуют состояние мышечного тонуса, помогают освободит...

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»

-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы -лексическая тема: "Зимующие птицы"-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музы...

Конспект НОД . Интеграция образовательных областей Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) - Художественно - эстетическое развитие (рисование) Старшая логопедическая группа Тема: "Веселые матрешки"

Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, продолжать знакомить с предметом народного т...

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ  сказки  В. Сутеева «Кораблик»...

Занятие по развитию речи. (Старшая логопедическая группа) Лексическая тема: Космос Космическое путешествие.

Космос всегда притягивал к себе внимание людей. Детям нравится слушать про космос, рассматривать иллюстрации, смотреть познавательные фильмы....