Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы
-лексическая тема: "Зимующие птицы"
-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музыки
-на занятии используются д/и "Один-все-много", "Чей голосок?", "Назови ласково", "Птичка-непоседа", "Скажи одним словом", пальчиковая игра "Дятел".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД логопедия лексико-грамматика | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы.
Тема: «Зимующие птицы»
Области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музыки.
Цель: Углублять и уточнять представления детей о зимующих птицах.
Задачи:
- Упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Закреплять умение образовывать единственное и множественное число существительных именительного и родительного падежей.
- Развивать умение образовывать сложные прилагательные.
- Продолжать учить образовывать приставочные глаголы.
- Активизировать словарь глаголов, обозначающих звукоподражания.
- Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
- Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети стоят вокруг логопеда. Логопед предлагает детям внимательно послушать, найти лишнее слово и объяснить свой выбор. (д/и «четвертый-лишний»)
кошка-воробей-собака-коза
волк-медведь-снегирь-лиса
синица- муха-бабочка-комар
кукушка-голубь-ласточка-скворец
2)Сообщение темы занятия.
Логопед: -Кто сможет повторить все лишние слова? (ответы детей)
(дети подходят к доске. На доску выставляются предметные картинки названных и др. зимующих птиц.)
- Как назвать их всех вместе? Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах. Чтобы увидеть много зимующих птиц, мы с вами «отправимся» в парк.
1,2,3-повернись,
В зимнем парке окажись!
(выставляются картинки зимнего парка)
3) Основная часть.
- образование существительных единственного и множественного числа именительного и родительного падежей. (д/и «один-все-много»)
- Посмотрите на эти деревья – как много птичек сидит на ветках! Здесь не одна синица, а много….подскажите мне слово –много кого? – много синиц. Кого еще много на ветках?
не один воробей, а много…
не один снегирь, а много…
не один голубь, а много…
не один дятел, а много….
не одна ворона, а много…
не одна сорока, а много…
- Все птички в парке слетелись посмотреть на гостей – здесь есть…назовите-ка сами - кто здесь есть?(Логопед показывает картинки и помогает называть птиц). Здесь и синицы, и воробьи, и снегири, и голуби, а еще вороны и сороки! Вот как много птиц в парке!
-активизация глаголов, обозначающих звукоподражания
- Знаете, ребята, птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос. Как подаёт голос воробей? (он чирикает) А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно, то они шипят.)
-Как свой голос подаёт ворона? (каркает, сорока - трещит, голуби воркуют, дятел стучит по стволу дерева)
- Закройте глаза. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включается аудиозапись птичьих голосов)
Дети: - Я слышала, как каркает ворона,
-А я слышала, как чирикает воробей.
-Я слышал, как свистят синицы и снегири.
-А я - как трещит сорока.
- образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
-двигательная разминка, пальчиковая игра
-Птицы рады встрече с нами. Посмотрите, какие они красивенькие, маленькие. Давайте посадим птичек в нашу кормушку (картинка с кормушкой) и назовем каждую птичку ласково.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
На столе лежат картинки птиц, возьмите птицу, посадите её в кормушку и скажите, кто прилетел в кормушку. (В кормушку прилетел снегирёк. В кормушку прилетел воробушек.) Скажите, а дятел клюет зернышки в кормушке? А как же дятел питается? Давайте поиграем – одна ладонь у нас будет дерево, а пальчик другой руки – клюв дятла. Постучим клювиком по дереву, как дятел.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой!
- образование приставочных глаголов
(Дети переходят к другой картинке-отдельное изображение кормушки и птицы)
- Все птички большие непоседы, не сидят на одном месте, все время прыгают, перелетают с ветки на ветку, что-то клюют. Вот и у меня есть такая птичка.
Подскажите мне, что сделала птичка? (логопед выполняет действия с картинками птички и кормушки)
Птичка летела-летела и в кормушку… прилетела
Зерен поклевала и из кормушки … улетела
Вокруг кормушки … облетела
С одного дерева на другое перелетела
Любопытная птичка в дупло … залетела
Потом из дупла … вылетела
-Какие слова помогли нам рассказать про птичку?
-образование сложных прилагательных
-Птицы отличаются по своему внешнему виду. Вот у снегиря красная грудка – значит, он красногрудый. Послушайте, как я сказала: красная грудка – красногрудый. Я два слова соединила в одно. А у синички грудка желтая – как можно сказать про неё одним словом?
желтая грудка…
черные глаза…
длинный хвост…
острый клюв…
короткие лапки …
белый бок…
черные крылья….
сизые крылья….
-Молодцы! Какие красивые и сложные слова вы говорили. Но нам пора возвращаться из парка в группу.
1,2,3 – повернись,
Снова в группе окажись!
4) Итог занятия.
-Кто вспомнит, каких птиц мы видели в парке? Как мы назовём всех этих птиц вместе? (зимующие). Как вы думаете, могут люди помочь птицам перезимовать? Что для этого нужно сделать? .......
-Ой, а что это у нас в группе на столах лежит? Какие-то листы бумаги с точками…
Давайте соединим эти точки карандашом и увидим, что же у нас получится!
(дети соединяют точки и получают изображения птиц для раскрашивания, раскрашивают их).
КОНЕЦ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Представлен материал еженедельного планирования взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР 3 уровня речевого развития....
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».....
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя и связной речи в старшей логопедической группе. Тема: Ранняя весна
Тема: Ранняя весна...
Конспект ООД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ффн и онр на тему "День защитника отечества"
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Задачи OОД: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь ...
Конспект НОД по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Мамин день 8-е Марта.»
В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В конце конспекта содержатся фотографии, отражающие хо...
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....