Занятие по развитию речи. (Старшая логопедическая группа) Лексическая тема: Космос Космическое путешествие.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Новочадова Светлана Валериевна

Космос всегда притягивал к себе внимание людей. Детям нравится слушать про космос, рассматривать иллюстрации, смотреть познавательные фильмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи.

(Старшая логопедическая группа)

Лексическая тема: Космос

Космическое путешествие.

Существительные: космос, космонавт, Гагарин, герой, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полёт, невесомость, планеты, звёзды, созвездия, Земля, Луна, Солнце, конструкторы, орбита и др.

Прилагательные: первый, космический, орбитальный, трудная, межпланетный, солнечный, земной, лунный, искусственный, межзвёздный и др.

Глаголы: осваивать, запускать, летать, выполнять, падать, взлетать, приземляться, прилуняться и др.

В.  Ребята, я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие!

Скажите, пожалуйста, на чём мы полетим в космос?

Д.  На ракете.

В. А что мы с вами обязательно оденем при полёте в космос?

Д. Скафандр.

Упражнение с движениями:

Мы скафандры надеваем,

Чтобы в космос полететь.

Много нового узнаем,

Нужно только захотеть.

- Наш дружный экипаж к полёту готов. Внимание! Внимание! Отправляемся в полёт! (слайды звёздного неба).

В. Посмотрите вокруг, ребята, как много звёзд вокруг! Мир звёзд многообразен. В безоблачный вечер небо усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле, звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Звёзды могут быть разных цветов- голубые, красные, жёлтые, белые. Самые горячие – белые, а холодные_ красные. А также в космосе можно увидеть разные планеты.

Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет. И все вместе они составляют Солнечную систему (слайд солнечной системы).

Послушайте внимательно стихотворение о планетах:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон. (Аркадий Хайт)

В. Ребята, пока вы слушали стихотворение, мы оказались на планете Меркурий (показать слайд).

Эта планета находится ближе всех к Солнцу. Она самая маленькая. Давайте ещё раз повторим название планеты.

(Дети выполняют задания на каждой планете).

 На Меркурии они отгадывают загадки:

Самый первый в космосе                             Освещает ночью путь,

Летел с огромной скоростью                       Звёздам не даёт заснуть,

Отважный русский парень                            Пусть все спят, ей не до сна

Наш космонавт…(Гагарин)                          В небе не заснёт…(луна)  

У ракеты есть водитель                                 Чтобы глаз вооружить

Невесомости любитель.                                 И со звёздами дружить

По-английски: «астронавт»,                          Млечный путь увидеть чтоб

А по-русски…(космонавт).                            Нужен мощный…(телескоп)

Планета голубая,                                             Океан бездонный,

Любимая, родная,                                            Океан бескрайний

Она твоя, она моя                                             Безвоздушный, тёмный,

И называется…(Земля)                                    И необычайный,

                                                                            В нём живут Вселенные,

                                                                            Звёзды и кометы,

                                                                            Есть и обитаемые,

                                                                            Может быть, планеты.(космос)

В. Молодцы, ребята. И мы с вами летим на другую планету. Она называется – Венера (показать слайд). На этой планете очень жарко. Давайте ещё раз повторим название планеты и запомним его.

Для того, чтобы улететь с этой планеты вам надо выполнить некоторые задания.

Игра «Скажи наоборот»:

День –…ночь, Светло –…темно, Улетать –…прилетать, Прилуниться – …приземлиться, Далеко -… близко, Высоко -…низко, Тесно -…свободно.

Игра «Добавь нужное слово»

В космос летает… (космонавт)

Звёзды наблюдает…(астроном)

Космонавт надевает…(скафандр)

В. Очень хорошо, мои дорогие. И мы с вами перелетаем на следующую планету. Она называется – Марс (показать слайд).

 Марс планета красного цвета. Её можно увидеть на небе, когда нет туч и тихая погода.

Вы устали. Давайте сделаем с вами космическую физкультминутку:

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

(потянуться – руки вверх)

А внизу леса, поля –

(наклониться)

Расстилается земля

(руки развести в стороны)

Ну что, мои хорошие, отдохнули? Наступила пора лететь дальше. Пока мы летим, немного побеседуем:

- Вы знаете, кто был первым космонавтом?  (ответы детей)

Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А. Гагарин совершил полёт в космос ( показать слайд). С тех пор наша страна в это день отмечает День космонавтики. Я вам предлагаю послушать стихотворение про Ю.А Гагарина.

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Итак, ребята, посмотрите, мы с вами прилетели на планету, которая называется  Юпитер (показать слайд).

 На этой планете мы с вами поиграем и полетим дальше:

«Составь предложение, используя картинки».

  1. Картинка с ракетой. Предложение: Ракета летит в космос.
  2. …. скафандр                                      Космонавт надевает скафандр.
  3. …..луна                                              В небе светит луна.
  4. …. созвездия                                     Из звёзд состоят созвездия.

Игра «Есть – нет»  (родительный падеж)

Космонавт – нет космонавта

Спутник – нет спутника

Корабль – нет корабля

Звезда – нет звезды

Планета - …

Скафандр - …

Ракета - …

Комета -…

В. Всё очень хорошо и мы с вами покидаем планету Юпитер и летим на планету Сатурн (показать слайд). Сатурн очень красивая планета. Её окружают кольца. Давайте ещё раз произнесём название этой планеты.

На этой планете вы тоже выполните некоторые задания:

Игра «Один-много» (множественное число)

Ракета – ракеты, комета – кометы, космонавт – космонавты, спутник – спутники, корабль – корабли,  космонавт-космонавты, звезда-звёзды, планета-планеты и др.

Игра «Летает – не летает» Послушайте внимательно, если я скажу слово, что летает – вы поднимаете руки. Что не летает – руки поднимать не надо.

- Самолёт летает?... Летает

- Космонавт летает?... Летает

- Луноход летает?.... Не летает

- Спутник летает?.... Летает

- Ракета летает?...... Летает

- Звезда летает?.... Не летает и т.д.

В. Вы всё внимательно слушали и правильно делали, и мы с вами летим на следующую планету. Она называется – Уран (показать слайд).

 Это седьмая планета по удалённости от Солнца. На ней очень холодно и сухо.

Чтобы нам с вами не замёрзнуть, сделаем несколько физических упражнений.

К полёту мы готовы                      (вращают кистями перед грудью и

Заводим мы моторы                       произносят звук «Р-р!»

Ввысь, ракета, лети,                       соединяют ладони перед собой, как бы 

                                                          образуя нос ракеты, и легко бегают

На орбиту выходи.                          врассыпную    по залу.     

Вокруг планеты облетели               Останавливаются и приседают на колени,              

И опять на землю сели                     соединённые руки держат над головой.

И немного поиграем.

 

Игра « Посчитай»

Одна ракета, две…, три…, четыре…, пять….

Один космонавт, два…, три…, четыре…, пять….

Одна большая звезда, две…, три…, четыре…, пять….

Одна космическая станция, две…, три…, четыре…, пять…

В. Ребята, нам осталось долететь ещё до двух планет. Это Нептун и Плутон. Правда, Плутон перестали считать планетой, но мы всё рано побываем на нём. Это самые дальние планеты и на них тоже очень холодно.

Чтобы согреться, выполняем задания:

Игра «Назови ласково»

Например: Звезда – звёздочка

                   Облако – облачко

                   Солнце – солнышко

                   Небо – небушко

                   Самолёт – самолётик и т. д.

Игра «Что лишнее и почему?»

Солнце, Луна, лампа

Звезда, планета, ракета

Прилуниться, припоздниться, приземлиться

Марс, Сатурн, ракета, Меркурий и др.

В. Молодцы, ребята, с заданиями справились. И настало время лететь дальше.

Отгадайте, на какую, планету мы сейчас полетим?

Эта планета -  любимый наш дом,

На ней мы с рожденья до смерти живём.

Планета прекрасна: моря, океаны.

Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята?

Д. Земля.

В. Правильно. Это наша прекрасная Земля (показать слайд)

Посмотрите в иллюминаторе, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.

Вы знаете, мои хорошие, что у Земли есть свой спутник. Я вам загадаю загадку. Когда вы её отгадаете, узнаем, как он называется.

Только лучше звёзд видна

В небе полная…(луна)

Д. Луна.

В. Правильно. Ребята к нам с Луны прилетел её житель – Лунтик. И он хочет с вами поиграть.

Игра-викторина «Угадай-ка»

  • Самая большая и горячая звезда Вселенной? (Солнце)
  • Человек, который летает в космос? (космонавт)
  • Как называется летательный аппарат, в котором летают в космос? (Ракета)
  • Как зовут человека, который полетел в космос первым? (Ю. А. Гагарин)
  • Кто ещё побывал в космосе кроме людей? (собаки Лайка, Белка, Стрелка, мыши, крысы)
  • Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полёт? («Восток»)
  • Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики)
  • Ты бы хотел стать космонавтом? Почему?
  • Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?

Ребята, послушайте стихотворение о нашей прекрасной Земле (слайд поле цветов, лес и др.)

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)

В. Ребята, Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам понравилось, запомнилось больше в этом путешествии? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в логопедической группе на тему: «Кто живет у нас в лесу»

Цель: Закрепить знания о жизни диких животных.Задачи:- Развивать связную речь, зрительное внимание, логическое мышление, координацию речи с движением ловкости;- Умение отгадывать загадки;- Воспит...

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима». (презентация занятия)

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Лексическая тема "Мебель".

Это занятие позволит расширить и конкретизировать представления воспитанников о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит....

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы на тему: «Наше космическое путешествие».

     Цель данной разработки - расширение представлений детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю. А. Гагарина. Конспект организованной образовательной деятельности...

Конспект занятия по лепке в старшей логопедической группе на тему: "Космос"

Данный конспект предназначен для педагогов старших логопедических групп....

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе на тему «Одежда»

Речь является самым важным приобритением  ребенка в дошкольном возрасте. А взрослые должны приложить немало усилий для того, что бы речь ребенка развилась правильно и своевременно. Ведь речь дл.я...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Лексическая тема «Грибы»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Лексическая тема «Грибы»Цель: формирование знаний детей о царстве грибов.Задачи:Образовательные:формировать представление о грибах;соверш...