Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы»..
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида Детский сад № 5 «Незабудка»
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы»
Подготовила
учитель-логопед
Шапырова Т.Ю.
г. Дзержинский 2013 г.
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы»
Цели:
Образовательные:
- знакомство с предлогом «На»
- уточнить для детей пространственное отношение, выраженное предлогом –на.
- учить употреблять предлог –на с существительными в винительном и предложном падежах.
- активизировать словарь по теме: «Зимующие птицы».
Коррекционно – развивающие:
- продолжать развивать умение преобразовывать деформированную фразу;
- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина «Зимний парк», предметные картинки: журавль, ласточка, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, дятел, крыша, кошка, рогатка, ветка, клетка, кормушка.
Раздаточный материал: игра «Собери птичку», веточки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Какое время года на улице?
- Сядет тот, кто назовёт зимнее словечко. (Снег, метель, снегопад, снеговик и т.д.)
- Ребята а как звери приготовились к зиме?
- А птицы?
- Посмотрите дети на этих птиц. Вы узнали их? Кто это? (Журавль, ласточка)
- Давайте, на минутку представим, что мы понимаем язык птиц.
Журавль: Здравствуй, Ласточка!
Ласточка: Что ты такой печальный, Журавль?
Журавль: Ах, голубушка, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой – то серенький воробышек болтал, что бывает зима, какой – то трескучий мороз. Может это правда?
Ласточка: пустая болтовня! Сколько лет живу на свете, но зимы не видела. Везде одно лето.
- Интересный разговор у птиц. Почему ребята ласточка и журавль утверждают, что нет зимы? (Они перелётные птицы)
- Многие птицы улетают. А какие птицы остаются? (Ворона, воробей, голубь, сорока и т.д.)
- Как называются эти птицы? (Зимующие)
2. Отгадывание загадок.
- Ребятки представьте, что вы очутились в зимнем парке. Чтобы узнать, кто прилетел в наш парк, нужно отгадать загадки.
Чёрная, как вар,
Кричит: Карр! (Ворона)
Вещунья белобока,
А зовут её…. (Сорока)
Чик – чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Жёлтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут её… (Синичка)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
- Молодцы! Посмотрите на наш «Зимний парк».
3. Сообщение темы занятия.
- Посмотрите сколько птиц. Какие они красивые! И каждая нашла себе место в нашем парке.
- Послушайте моё предложение: Снегирь сел …. скамейку.
- Какое слово потерялось в предложении? (На).
- Скажите предложение правильно (Снегирь сел на скамейку).
- Сегодня на занятии мы познакомимся с маленьким словом «На».
- Слово «На» обозначает, что предмет находится сверху, на чём-то.
4. Употребление предлога НА с существительными в винительном падеже.
- А теперь скажите, куда сели птицы, используя слово «НА».
- Куда села синичка? (На кормушку).
- А сорока? (На пень).
- Куда уселся воробей? (на ветку), а ворона? (На снег)
- Дятел? (На дерево).
- Какое маленькое словечко встретилось во всех наших предложениях? (Слово «на»).
- С этим словечком мы будем работать и дальше, но сначала намного отдохнём и изобразим снегирей.
5. Динамическая пауза.
«Снегири»
Вот на ветках, (Хлопки руками по бокам и пово-
посмотри, роты головы в сторону)
В красных майках
снегири.
Распушили пёрышки (Частое потряхивание руками)
Греются на солнышке. (Поглаживание щёк)
Головой вертят, (Повороты головы в разные
Улететь хотят. стороны)
-Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по сторонам
по группе)
И на место сели.
6. Преобразование деформированной фразы. Употребление предлога «На» с существительными в предложном падеже.
-Мы немножко отдохнули. А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Путаница».
- Все слова в предложениях перепутались, нужно срочно «подружить» словечки, чтобы стало всем понятно, о чём говорится.
- Вот на пример: Воробей, на, чирикает, ветке. (Воробей чирикает на ветке)
- Пень, села, сорока, на. (На пень сорока села)
- Дереве, стучит, на дятел. (На дереве стучит дятел)
- На, каркать, снегу, ворона. (На снегу каркает ворона)
- Снегирь, ель, на, сел. (Снегирь сел на ель)
-Молодцы, очень хорошо справились с трудным заданием.
7. Развитие внимания и памяти.
- А теперь я проверю ваше внимание. Будем играть в игру: «День-ночь» Кого не стало? (По сюжетной картине с проговариванием полного предложения с предлогом «На».
- Например: «Не стало голубя на скамейке» (Воробья на ветке, сороки на пне, вороны на снегу)
- Какие птицы улетели из нашего парка? (Воробей, сорока, голубь, ворона)
8. Составление простых предложений.
-Может, их что-то напугало?
- Посмотрите на мои картинки, и скажите, что из этих предметов может напугать птиц? (Птичку может напугать рогатка. Птичка боится кошки. Птица не любит собак)
- Чему рада птичка? (Крыше -может укрыться от непогоды и врагов; кормушке -может всегда подкрепиться; ветке -может отдохнуть)
-Чем мы можем помочь птицам в холодное время года? (Сделать кормушки. И каждый день наполнять их кормом)
- Теперь отдохнём.
9. Пальчиковая гимнастика.
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают
Прилетело? Мы расскажем. и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей, (На каждое название
Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по
Дятел в пестрых пёрышках. одному пальчику)
Всем хватило зёрнышек. (Сжимают и разжимают
кулачки)
10. «Собери картинку»
-Какие части тела есть у любой птички? (Голова, клюв, туловище, крылья, лапки, хвост)
-А чем покрыто тело птиц? (Пухом и перьями)
-Откройте конверты, посмотрите, что там лежит. Это не просто детали, а части тела птиц. Соберите своих птичек.
-Какие птицы у вас получились?
- Теперь сделайте так, чтобы ваша птичка оказалась на веточке.
11. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось?
- Что больше всего понравилось?
- С каким маленьким словечком мы сегодня познакомились?
- Мне очень понравилось, как вы работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планета "Детство" Интегрированная Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей компенсирующей группе
Цели НОД: совершенствовать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных, совершенствовать навыки образования притяжательных местоимений, закреплять навык различать род имен с...
Планета "Детство" Интегрированная Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей компенсирующей группе
Цели НОД: совершенствовать навыки образования притяжательных......
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя и связной речи в старшей логопедической группе. Тема: Ранняя весна
Тема: Ранняя весна...
Презентация к занятию по формированию лексико- грамматических категорий и развитию речи «Умей задавать вопросы»
В данной презентации подбор развивающих упражнений и игр , побуждающих детей задавать вопросы по определенному стереотипу, выделять вопросительное слово, использовать вопросительные местоимения....
Презентация к занятию по формированию лексико- грамматических категорий и развитию речи «Опасные незнакомцы» в подготовительной логогруппе.
Материал по лексической теме " ОБЖ. Ребенок и чужие люди." Можно использовать в качестве дид. игры, беседы, для составления творче...
Конспект НОД по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Мамин день 8-е Марта.»
В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В конце конспекта содержатся фотографии, отражающие хо...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе "Относительные прилагательные. Какой по материалу?"
Материал способствует расширению словаря, упражнению в словообразовании....