Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] "Загадочный рюкзачок"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

КУНИКЕЕВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

Представлен конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (су-джок терапия) по автоматизации звука [р].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_igroteka_zagadochnyy_ryukzachok_2.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

"Занимательная игротека «Загадочный рюкзачок»"

(с использованием элементов массажных техник)

Составила: учитель-логопед МБДОУ "ДСКВ № 118"

Куникеева О.И.

Речевой диагноз воспитанника: дислалия (замена звука)

Тема: Звук [р]

Этап: автоматизация звука [р] в словах

Задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звука [р] в словах.
  2. Учить образовывать относительные прилагательные.
  3. Продолжать развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память.
  4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, улучшать дикцию.
  5. Закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.
  6. Создавать положительный эмоциональный настрой на занятии.
  7. Стимулировать интерес ребенка при выполнении заданий.

Оборудование:

Рюкзачок; карточки с изображением артикуляционных упражнений; шарики «Су-Джок»; маленькие прищепки; пособие «логопедический язычок»; декоративные снежинки; палочки для выработки сильной воздушной струи; «пальмочки», «весла», «вилочки» для массажа; коктейльные трубочки «груша» и «клубника»; 2 прозрачных стакана; массажный логопедический зонд «логоёжик», «дракоша»; игрушка «собачка»; коврик из картона; упражнение на автоматизацию изолированного звука [р]; дидактические пособия: «Звуковая дорожка», «Звуковая улиточка», «Какой суп?».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давай поздороваемся с нашими гостями.

Я улыбнусь тебе и гостям,

А ты улыбнешься нам.

Мы умеем улыбаться,

(Ребенок улыбается)

Мы умеем удивляться,

(вместе с ребенком удивляемся, пожимаем плечами)

Мы умеем и сердиться,

(хмурим брови)

Мы умеем огорчаться,

(вздыхаем: «О-о-о»)

Но больше всего мы любим улыбаться.

(улыбаемся вместе)

Логопед: Посмотри!!! Откуда у нас в кабинете такой необычный рюкзачок?

Давай заглянем в рюкзачок,

Ой, в рюкзачке- то Язычок (достаем «логопедический язычок»)

2.Артикуляционная гимнастика

Логопед:

Чтобы четко говорить

И звук [р] произносить,

Нужно с язычком дружить.

Давай разомнем наш язычок,  а помогут нам в этом подружки Язычка – карточки  с упражнениями. (Логопед показывает карточки с изображением артикуляционных упражнений: «Лопаточка», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка», «Барабанщик», «Ветерок». Ребенок выполняет артикуляционные упражнения перед зеркалом под счет логопеда).

3.Изолированное произношение звука [р]

Дидактическое пособие «Заведем мотор»

Логопед:

Выполняем упражнение «Заведем мотор». Помоги машинке доехать до домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: р-р-р.

Автоматизация звука [р] в словах

Дидактическое пособие «Звуковая дорожка»

Логопед:

А сейчас мы с помощью машинки поедем по звуковой дорожке, соблюдая такое правило: передвигаем машинку, четко проговаривая звук [р] в каждом слове.

4.Самомассаж кистей рук

Логопед:

Чтобы четко говорить

И звук [р] произносить,

Надо с пальцами дружить.

Ну что, заглянем в рюкзачок?

Игра с эластичным кольцом «Су-джок». Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Логопед:

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

5.Развитие речевого дыхания – упражнение «Буль-бульки»

Первый стакан логопед наливает полный, а второй чуть меньше половины заполнен водой. Предлагает ребенку поиграть в занимательную игру с помощью соломинок для коктейля. Для этого в полный стакан нужно дуть через соломинку слабо, а в полупустой стакан - дуть сильно.  Ребенок должен постараться так играть в эту игру, чтобы не пролить воду.

6.Автоматизация звука [р] в словах

Дидактическое пособие «Звуковая улиточка» (с фишкой)

Двигая фишку, ты проговариваешь слова, четко произнося звук [р].

7.Зрительная гимнастика «Снежинка»

Логопед:

Снежинка – пушинка кружится, летает.

Снежинка-пушинка не тает, не тает. (Круговые движения глазами)

Вот вниз опустилась почти до земли (Далее движения по тексту)

Вот вверх поднялась, поскорей посмотри!

Вот слева кружится и справа кружится,

То в небо летит, то на землю ложится.

Подставь-ка ладошки, смотри, не зевай,

Подуй на нее и скажи: «Улетай»!!!

8.Использование массажных техник на ладонях ребенка

(поглаживание, покалывание, похлопывание, вибрация)

При помощи зондозаменителей и массажных зондов «логоёжик» и «дракоша» логопед проводит мини-сеанс гармонизирующего массажа ладоней ребенка.

9.Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики

Логопед:

Чтобы четко говорить

Со звуком [р] надо дружить

И правильно его произносить.

Давай опять заглянем в рюкзачок!

Что же это?

Ребенок: прищепки.

Логопед: В гости к нам пришла собачка, но она загрустила. Давай поможем собачке и украсим ее коврик. В руках у тебя необычные прищепки, разноцветные, удобные, как раз подходят для твоих пальчиков.  Давай с тобой поиграем в игру, которая называется «Ушки на макушке». Как только ты услышишь звук [р] в слове, ты хлопаешь в ладошки, проговариваешь это слово и прицепляешь прищепку к коврику.

Слова для игры: (чередуются логопедом)

Слова с [л] – лампа, плыл, стол, ласточка, косил, вокзал, луна, лук, угол, лыжи, лужок, мел, орел, холодильник, пол, футбол, тулуп, плошка, слон, плот, голубь, плов, плач, флаг, лавка, алый, галка, голубика, клубника, лошадка, соловей, белка, лук,

Слова с [р] – сахар, ракета, комары, шары, раки, ручка, кефир, вечер, прорубь, крот, крошка, игра, бурый, пирамидка, ворона, брусника, сорока, крыло, морковка, рысь, ромашка, картофель, астра, рубашка, барабан, гитара, баран, конура, тропинка, урна, фартук арбуз, забор, катер, зефир, мухомор, помидор, пар, сыр.

10.Динамическая пауза

Мы весело играли

С тобою мы устали,

Рядом мы с тобою встали.

Ручками похлопали: раз, два, три!

Ножками потопали: раз, два, три!

А сейчас мы отдохнем

Весело играть начнем!!!

11.Лексико – грамматическая игра: образование относительных прилагательных

Дидактическая игра «Какой суп?»

(образование имен прилагательных от существительных)

 (на магнитной доске).

Логопед:

Давай поможем повару разобраться, какой суп он приготовил? Нужно выбрать только те кастрюли с супом, в названии которого слышится звук [р]. Суп из гороха называется…(гороховый)

Суп из грибов называется …(грибной)

Суп из курицы называется… (куриный) и т.д.

12.Итог занятия

Логопед: 

- Давай с тобой вспомним, чем мы занимались на занятии, в какие игры играли? Слова с каким звуком мы сегодня произносили? Давай попрощаемся с нашими гостями!!!

- В нашем волшебном рюкзачке еще что – то осталось! Это подарок для тебя за хорошую работу и твое старание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р» в словосочетаниях и предложении "Поездка в зоопарк".

На индивидуальном  логопедическом занятии по автоматизации звука "Р" в словосочетаниях и предложениях преследуются следующие ЦЕЛИ:Програмные:Развитие речи ребенка, посредством составления повеств...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [с].

конспект индивидуального занятия включает: артикуляционную гимнастику, задания на развитие фонематического слуха и восприятия (определение места звука в слове),Работа  по альбому Л.А.Комаров...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».

Тема. Автоматизация звука (Ч)  в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков с помощью логопедического комплекса «Антошка»

конспект занятия для учителя - логопеда для индивидуальной работы с детьми ОВЗ на логопедическом комплексе Антошка....