Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Куликова Ирина Александровна

Помощь родителям в работе с детьми имеющими нарушение речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда

с родителями детей раннего возраста».

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и , как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Для правильного воспитания детей они предоставляли родителям педагогическую литературу и дидактические пособия.

Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами.

Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах.

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Его не нужно рассматривать как подготовку к детскому саду. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни человека.

Особенным во всех отношениях оказывается третий год жизни человека. У малыша идет интенсивное физическое и психическое развитие, интерес к окружающему в раннем возрасте является непроизвольным. Заставить ребенка смотреть или слушать невозможно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в раннем возрасте ведущая роль принадлежит взрослому (родителям и воспитателям детского сада).

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния родителей на речь ребенка очень велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Но как мы знаем, для этого необходима не только работа логопеда, но и родителей, а родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома.

Отсюда возникает проблема:  как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.

Были поставлены  следующие задачи:

  • Установить партнёрские отношения с родителями маленьких деток, создать атмосферу общности интересов.
  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.
  • Разработать и внедрить в практику работы разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.
  • Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.

Основными направлениями работы были выбраны:

  • изучение семьи и установление контактов с ее членами;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;
  • создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.

Сотрудничество с родителями осуществляется  в следующих формах:

1. Коллективные:

  • совместные занятия;
  • буклеты;
  • родительские собрания;
  • родительские пятиминутки;
  • консультации, семинары, тренинги.

По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно  те, в которых используются новые технологии. Поэтому более подробно рассмотрим именно их.

  1. Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя-логопеда с родителями.

Цель совместной работы учителя-логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми младшего возраста, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным.

Первым делом, стоит отметить традиционную форму «Родительское собрание» или «Групповая консультация». Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь логопеду.   К преимуществам относится групповой характер взаимодействия, часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, кроме того, неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители делятся опытом  друг с  другом. Кроме того, на консультациях проводится демонстрация тематических презентаций, где аспектно и доступно  освещаются важные вопросы. Тем для таких презентаций множество, как пример можно привести следующие:

- «Нормы речевого развития детей младшего возраста»;

- «Игровые приемы работы дома»;

- “Артикуляционная гимнастика”;

- “Развитие мелкой моторики”;

- “Речевые игры дома”.

Популярной работой является Мастер - Класс, где можно не только увидеть, но и самому потрогать весь материал с которым работает логопед, а также получить ответы на возникшие вопросы.

Для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность, в рамках родительской гостиной были организованы встречи. Очень интересно прошли такие мероприятия, как «Сам себе логопед», «Играем пальчиками, развиваем речь» (на котором были показаны разнообразные виды работ для коррекции мелкой моторики, а также различный материал, который применяется на занятии с детьми).  Проводятся  выставки пособий на развитие фонематического слуха, где показаны родителям интересные игры из подручного материала изготовленные в домашних условиях. Данные формы взаимодействия способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают более высокий уровень педагогической культуры родителей в области развития речи детей. Тщательная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует  заинтересованности родителей к посещению гостиной.

2. Индивидуальные:

  • индивидуальные беседы;
  • библиотека для родителей;
  • индивидуальные практикумы;
  • анкетирование.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность.  Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её ,то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их интересуют.

3. Наглядная работа:

  • Речевые уголки;
  • Экран звукопроизношения;
  • Папка передвижка;
  • Выставки пособий;
  • Видеотека.

Cледует отметить эффективность использования такой формы работы как:

  • «Уголок логопеда». Он есть в каждой младшей группе. В нем  отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей, а также связь логопеда с родителями.
  • «Библиотека для родителей», помогающая повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии.
  • Библиотека игр и упражнений, которая  является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В    библиотеке  представлены  виды игр на развития внимания, речи ребенка, артикуляции мелкой моторики рук.

Таким образом,  для того, чтобы решить проблемы речевого развития ребёнка, необходимо наладить доверительные отношения родителей со специалистом и активно взаимодействовать с  ним. Вот тогда родители смогут почувствовать себя увереннее, что несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.

Литература:

Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004 г.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010 г.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.: «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие учителя – логопеда с родителями детей раннего возраста» Куликова Ирина Александровна Учитель – логопед МАДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»

Слайд 2

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка…

Слайд 3

ЗАДАЧИ: Установить партнёрские отношения с родителями; Приобщить родителей к участию в жизни детского сада; Повысить грамотность родителей; Разнообразить формы и методы работы с родителями; Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

Слайд 4

Основные направления : изучение семьи и установление контактов с ее членами; повышение педагогической культуры родителей; совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй; создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.

Слайд 5

Основные формы работы : Коллективные Индивидуальные Наглядная работа

Слайд 6

Коллективные формы работы: совместные занятия; буклеты; родительские собрания; родительские пятиминутки; консультации, семинары, тренинги.

Слайд 12

Индивидуальные формы работы: индивидуальные беседы; библиотека для родителей; индивидуальные практикумы; анкетирование.

Слайд 16

Наглядная работа : Речевые уголки; Экран звукопроизношения; Папка передвижка; Выставки пособий; Видеотека.

Слайд 18

Таким образом, для того, чтобы решить проблемы речевого развития ребёнка, необходимо наладить доверительные отношения родителей с логопедом и активно взаимодействовать с ним. Вот тогда родители смогут почувствовать себя увереннее, что несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Советы учителя-логопеда родителям детей раннего возраста

В данной статье родители могут найти советы от учителя-логопеда для развития речи детей раннего возраста....

Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами, родителями, детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Договориться можно всегда, если обе стороны получают равные преимущества. Грэм Грин...

Особенности сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста

Советы и рекомендации родителям, чьи дети не могут долго заговорить....