Формирование грамматических средств речи у дошкольников с задержкой психического развития
учебно-методический материал по логопедии на тему
работа по преодолению нарушений грамматической стороны речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskikh_sredstv_rechi_u_doshkolnikov_s_zpr.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамматическая система русского языка очень сложна, ребенку с задержкой психического развития самостоятельно не усвоить закономерности изменения и образования слов. Для таких детей трудности в формировании грамматических средств речи являются типичным проявлением в силу их особенностей развития. У них затруднено формирование эмпирических грамматических обобщений, по-иному происходит становление словообразовательной системы языка. Нарушения грамматических средств речи – аграмматизмы – занимают ведущее место, делая речь детей малопонятной. Имеющиеся нарушения не позволяют им в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Однако коррекционная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности и коррекцию речевых нарушений, позволяет компенсировать отставание в речевом развитии детей и подготовить их к поступлению в общеобразовательную школу.
Последовательность логопедической работы над словоизменением и словообразованием определяется закономерностями нормального онтогенеза, особенностями усвоения морфологической системы языка детьми с задержкой психического развития, а также взаимодействием в развитии морфологической и синтаксической системы языка.
Логопедическая работа по усвоению правильной грамматической формы осуществляется в следующей последовательности:
- уточнение, дифференциация грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи;
- образование словоформ в экспрессивной речи;
- закрепление правильного употребления словоформ в устной речи (в словосочетаниях, предложениях, связной речи).
Формирование функции словоизменения
Содержание работы по формированию словоизменения включает следующие направления:
1. Дифференциация имен существительных ед. и мн. числа.
2. Образование косвенных падежей ед. числа имен существительных (без предлогов). Проводится в следующей последовательности: винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж.
3. Образование предложно-падежных конструкций (со значением местонахождения). Дифференцируются наиболее простые по семантике пространственные предлоги в, на, под, за, перед, около.
4. Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе.
5. Дифференциация настоящего и прошедшего времени глаголов несовершенного вида (рисует – рисовал).
6. Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде (мальчик качался, девочка…, кресло…, ребята…).
7. Согласование имен прилагательных с именами существительными именительного падежа в роде.
8. Согласование имен прилагательных с именами существительными в косвенных падежах в числе:
- в беспредложных конструкциях (ед., мн. числе);
- в конструкциях с предлогами (ед., мн. числе).
9. Согласование имен существительных с местоимениями в роде, числе, падеже.
Формирование функции словообразования
В процессе работы решаются следующие задачи:
- совершенствование словаря в процессе подбора родственных слов, образования новых слов универсальными способами (при помощи приставок и суффиксов);
- воспитание у детей языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову. Умения чувствовать и понимать его лексические оттенки;
- формирование у детей умения различать приставки и предлоги, опираясь на смысловые значения предлогов и лексический оттенок слова с приставкой и без нее.
При формировании навыков словообразования работа ведется по следующим разделам:
1. Словообразование при помощи суффиксов:
- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с суффиксами -к-, -ик-, -чик- (кот – котик, гриб – грибочек);
- образование увеличительной формы существительных с суффиксом -ищ-, (дом – домище, гора – горища);
- образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-(стекольщик, кладовщик, танцовщик);
- образование существительных мужского рода с суффиксом -чик-( летчик, грузчик, разведчик)
- образование существительных, обозначающих лиц женского рода с суффиксами -ниц-, -иц-( художник- художница, учитель – учительница, певец – певица)
- образование уменьшительной формы прилагательных с суффиксами -оньк-, -еньк- (гладкий – гладенький, серый – серенький);
- образование относительных прилагательных от наречий, глаголов, существительных с различными значениями с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -ен, -ов- (соль – соленый, дуб – дубовый, молоко – молочный, сахар - сахарный);
- образование притяжательных прилагательных от существительных и глаголов с суффиксом -ин-, -и-, -ущ- (заяц – заячий, лиса – лисий, бегу – бегущий);
- образование качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -еньк ( молчать – молчаливый)
2. Словообразование при помощи приставок:
- образование приставочных глаголов с одинаковыми приставками в-, вы-, на-, вы-, пространственного значения с приставками при-, с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до- (подбежал – подплыл);
- образование приставочных глаголов с разными приставками (вышел – пришел)
3. Дифференциация приставок и предлогов.
Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими задержку психического развития, следует проводить во всех видах деятельности. Использование разнообразных игровых приемов, проблемных вопросов, подбора разнообразного наглядного материала повышает интерес детей, развивает внимание к слову, к его оттенкам и значениям и оказывается наиболее продуктивным в работе с детьми.
Эффективность коррекционных упражнений зависит также от соблюдения следующих условий:
- Систематическое проведение занятий;
- Размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;
- Подчиненность заданий выбранной теме;
- Вариативность упражнений;
- Развитие и воспитание внимания.
Предлагаю игры и игровые упражнения, которые использую в работе над формированием грамматических средств речи.
Игры и игровые упражнения
для формирование функции словоизменения
«Мишка-хвастунишка»
Цель: учить изменять и употреблять имена существительные в родительном падеже.
Оборудование: предметные картинки или мелкие игрушки.
Содержание: На роль мишки-хвастунишки выбирается ребенок, остальные дети получают предметные картинки или мелкие игрушки. Мишка переходит от ребенка к ребенку и, рассмотрев картинку или игрушку, говорит: «У тебя одна чашка, а у меня в берлоге много чашек!» или «У тебя одна машинка, а у меня в берлоге много машинок!» Дети отвечают мишке-хвастунишке: «Здесь нет твоих машинок, а моя – вот она!» и т.д. Таким образом мишка обходит всех детей, после чего можно выбирать нового мишку. Детям сменить картинки и предметы.
Игра «Было-осталось-стало»
Цель: учить изменять и употреблять имена существительные в родительном падеже, согласовывать имена существительные с числительными; закрепить формирование грамматической категории мн. числа имен существительных.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.
Содержание: На магнитной доске выставляются картинки, либо убираются, детям предлагается правильно сказать:
было пять белок - осталось две …(белки), было два зайца - стало пять …(зайцев) ; и т.д. с картинками: лиса, волк, медведь
«Подскажи Незнайке»
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.
Помогите ему узнать, чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой), стучать… , строгать… , сверлить… , резать… , копать… , подметать…
А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
-Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем?)
-Пончик намазывает (что? чем?)
-Винтик грозит (кому? чем?)
-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?)
-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем?)
-Синеглазка стирает (кому? что? чем?)
«Что чем делают?»
Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т.д., дети должны были составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».
«Птичка и кошка»
Цель: формировать умение правильно использовать в речи предлоги В, НА, С, ИЗ, ПОД; изменять имена существительные в косвенных падежах.
Оборудование: фланелеграф, плоскостные изображения: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, дед, бабка.
Содержание: Логопед размещает изображения на фланелеграфе: посередине избушка, перед ней дерево, под ним скамейка.
Дети дополняют предложения. Сказанные логопедом и расставляют предметы.
-Дед вышел откуда? (из избушки)
-И сел куда? (на скамейку)
-Под чем? (под деревом)
-Птичка сидела где? (на дереве) и пела.
Услышала ее кошка и прыгнула.
-За кем? (за птичкой)
-Куда? (на дерево)
-Но птичка улетела и села.
-Куда? (на крышу избушки)
-кошка полезла за кем? (за птичкой)
Но птичка улетела.
-Бабушка вышла откуда? (из избушки)
-Рассердилась на кого? (на кошку)
-И прогнала ее куда? (на чердак)
Игровые упражнения
для формирование функции словообразования
«Что у гномика?
Цель: учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметы кукольной посуды, мебели, одежды; игрушка-гном.
Содержание: Логопед показывает ребенку кукольную посуду, мебель, одежду (при работе с группой детей каждому раздается по 2-3 предмета). Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объясняет, что маленькие предметы мы называем по-другому – ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко и т.д. (утрированно произнося последний слог). Логопед предлагает ребенку поиграть: «Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик. И все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас шапка, а у гномика - ?» (ребенок, у которого находится соответствующий предмет, называет его ласково).
Предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от существительных:
куртка- комната- кровать-
пальто- кухня- кресло-
брюки- кастрюля- шкаф-
носки- окно- стол- и т.д.
туфли- огород-
«Сказка о зайчишке-хвастунишке»
Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффикса с увеличительным значением и с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: игрушки - зайцы и медведь.
Содержание: На столе расставляются персонажи сказки: зайцы и медведь.
Логопед предлагает детям послушать сказку и договорить слова: «Однажды зимой на белую снежную поляну прискакал белый заяц и стал хвастаться перед другими белыми зайцами.
-Я не заяц, я зайчище.
У меня не глаза, а глазищи,
Не зубы, а зубищи, не усы, а усищи, не хвост, а хвостище, не лапы, а лапищи.
Тут на белую снежную поляну вышел мудрый лось, он услышал, как хвастается заяц, и очень удивился.
-Какой же ты заяц хвастунишка. Ты же маленький. У тебя не глазищи, а глазки, не зубищи, а зубки, не усища, а усики, не хвостище, а хвостик, не лапищи, а лапки.
Стало белому зайцу стыдно, и он решил, что никогда больше не будет хвастаться».
«Строим башню»
Цель: учить образовывать имена существительные – названия детенышей животных в ед. и мн. числе с помощью суффиксов.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и их детенышей, разноцветные кубики из конструктора Lego.
Содержание: Каждому ребенку даются кубики своего цвета. Логопед называет слово-название животного, дети должны назвать детеныша этого животного. Отвечает тот ребенок, который первый хлопнет в ладоши; если ответ правильный. Он бежит ставить кубик в общую «башню». Выигрывает тот, чьих кубиков в башне окажется больше (по цвету).
медведь-медвежонок медведи-медвежата
волк- волки-
белка- белки-
лев- львы-
заяц- зайцы-
еж- ежи-
барсук- барсуки-
лиса- лисы-
«Чей, чья, чье?»
Цель: учить образовывать притяжательные имена прилагательные.
Оборудование: наборы цветных геометрических фигур (кругов и треугольников).
Содержание: Из набора цветных геометрических фигур (кругов и треугольников) дети выбирают фигуры определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, выкладывают на столе круг и называют животное, затем подкладывают к кругу треугольники и называют части тела животных, образую притяжательные прилагательные. Например: Серый волк - серый волчий хвост, серая волчья лапа, серое волчье ухо.
Белый медведь - белый медвежий хвост, белая медвежья лапа, белое медвежье ухо.
«Всему свое место»
Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффикса -ниц-.
Оборудование: предметные картинки.
Содержание: Детям предлагается назвать изображенные на картинках предметы, (хлеб, сахар, конфеты, мыло), ответить на вопрос «где хранятся эти предметы?» и подобрать соответствующую картинку (хлебница, сахарница).
«Скажи наоборот»
Цель: учить образовывать приставочные глаголы, противоположные по смыслу.
Оборудование: мяч.
Содержание: Логопед называет слово-действие, бросает мяч ребенку, который образует слово-действие, противоположное этому по значению и возвращает мяч логопеду.
РАЗвязать- Вбежать-
РАЗдвинуть- Внести-
РАЗложить- Въехать-
РАЗвернуть- Ввести-
РАЗлепить- Вползти-
НАливает – ВЫливает; Входит – ВЫходит;
ЗАкрывает – ОТкрывает; ПРИплывает – ОТплывает;
СОбирает – РАЗбирает; ПОДъезжает – ОТъезжает.
«Путешествие»
Цель: учить различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками; учить подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол.
Оборудование: конструктор, игрушка-машинка.
Содержание: Из конструктора строится мостик, гараж, ворота, домик и т.д. Затем взрослый берет машинку и производит с ней разные действия, о которых рассказывает детям:
-Машинка выехала из гаража, въехала на мостик, съехала с мостика. Объехала яму. Подъехала к воротам, заехала в ворота, доехала до дома, объехала дом и т.п.
Затем, производя те же действия, взрослый просит ребенка «подсказать» правильное слово-действие:
-Машинка из гаража - ?
-Машинка к дому - ?
-От дома - ?
-В ворота - ? и т.п.
Список литературы:
1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей – М., 2000.
2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб., 2001.
3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 /Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2003.
4. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – СПб., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития
Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окр...
Методическое пособие по формированию изобразительной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития
Помощь воспитателю на занятия по изо...
«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»
В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце)...
Презентация «Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»
Задержка психического развития –наиболее яркий вариант задержанного развития (по классификации дизонтогенеза) характеризующийся снижением темпа психического развития...
Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...
Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.
Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...
Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития
Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития...