Обследование фонематических процессов у детей старшего дошкольного ыозраста
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Атаманова Маргарита Степановна

Методика обследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обследование фонематических процессов

у детей старшего дошкольного возраста

№ 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Инструкция: внимательно слушай и повтори за мной.

Различные по звучанию: Та – ка – та, Ба – та – ба, Па – ка – та, Са – фа – ла, Ма – да – ма.

Близкие по звучанию: Ба – па – ба, Ка – га – ка, Та – да – да,Са – за – са, Ша – жа – ша, Ра – ла – ла, Ша – жа – жа – ша, За – са – за – са, Са – ша – ша – са, Ра – ра – ла – ла

Оценка:

5 баллов – все задания точно воспроизводятся;

4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов близких по звучанию;

3 балла – задание выполняется в замедленном темпе; в половине случаев ряды слогов близких по звучанию воспроизводятся неточно, единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов различных по звучанию;

2 балла – большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно;

1 балл – задания не выполняются.

№ 2. Различение слов близких по звуковому составу, но разных по смыслу.

Инструкция: ответь на вопрос.

- В тарелке СУП или ЗУБ?

- Может заболеть ЗУБ или СУП?

- У мамы ДОЧКА или НОЧКА?

- Тёмная НОЧКА или ДОЧКА?

- На ноги надевают ТАПКИ или ШАПКИ?

- На голову надевают ШАПКИ или ТАПКИ

- В подвале живёт КРЫСА или КРЫША?

- У дома наверху КРЫША или КРЫСА?

- У коровы на голове РОЖКИ или ЛОЖКИ?

- На кухне ЛОЖКИ или РОЖКИ?

- Солдатам на войне нужны ТАНКИ или САНКИ?

- На горке нужны САНКИ или ТАНКИ?

Оценка:

5 баллов – на все вопросы отвечает правильно;

4 балла – дает неправильный ответ в единичных случаях, но сам исправляет после повторного вопроса;

3 балла – 2 – 4 ошибки, исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла – требуется повторное воспроизведение, допускает 5 и более ошибок;

№ 3. Обследование   восприятия и дифференциации звуков в словах.

Материал: различные картинки с изображениями предметов.

Содержание: Ребенку предлагалось отобрать картинки с заданным звуком.

Инструкция: «Давай поиграем. Перед тобой лежат картинки, я буду их называть. Выбери те из них, в которых ты слышишь звук [с], [з], [л], [ш], [ц], [р]».

Оценка:

5 баллов – картинки отобраны полностью верно,

4 балла -  неверно отобраны 1 – 2 картинки, самостоятельно исправляет ошибки, либо после утрированного произношения звука в слове логопедом,

3балла  – половина картинок на заданный звук выбрана верно,

2балла – больше половины картинок на заданный звук выбрано неверно

1 балл – задание не выполняется.

Обследование фонематического представления.

Инструкция: Придумай по два слова, начинающиеся со звуков: [С], [Ш], [Б], [Л].

Оценка:

5  баллов – называет слова на все звуки;

4  балла – не может назвать слова на какой-то один звук;

3  балла – не может назвать слова на какие-либо 2 звука, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе.

2  балла – называет слова на какой-либо 1 звук, нужна помощь логопеда.

1  балл – задание не выполняется.

Обследование фонематического анализа.

№ 1. Выделить первый звук в слове:

Инструкция: назови первый звук в слове: утка, арбуз, Оля, санки, мышка, ложка.

Оценка:

5 баллов – правильно выполняются все задания;

4 балла – не может назвать или неправильно называет первый звук в одном слове;

3 балла – неправильно называет первый звук в 2 – 3 словах, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла – правильно называет первый звук в 1 – 2 словах, нужна помощь логопеда;

1 балл – задание не выполняется.

№ 2. Определить место звука в слове:

Инструкция: определи, где находиться звук [Л] в слове – в начале, середине или конце слова. [Л] – лук, пила, стол [Н] – нос, окно, слон [С] – собака, коса, нос [Х] – хлеб, ухо, петух.

Оценка:

5 баллов – правильно выполняются все задания;

4 балла – единичные ошибки;

3 балла – допускаются 3-5 ошибок, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла - допускаются 6 и более ошибок, нужна помощь логопеда;

1 балл - задание не выполняется.

Обследование фонематического синтеза.

Составить слово из звуков, данных в правильной последовательности.

Инструкция: прослушай слово, я произнесу его по отдельным звукам и воспроизведи слово слитно. [д], [о], [м]; [р], [у] , [к], [а]; [к], [р], [о], [т]; [м, [о], [ш], [к], [а].

Оценка:

5 баллов – правильно воспроизводит все слова;

4 балла – не справляется с 4 пробой;

3 балла – не справляется с 3 (2) - 4 пробой, нужен повтор текста, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла – не справляется с 2 - 4 пробой, нужна помощь логопеда;

1 балл – не справляется ни с одной пробой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".

Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

Логопедический проект на тему: «Совершенствование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ»

Краткая аннотация проекта Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.Исполнитель: учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ д/с №9 «Петушок» комбинированного вида.Адресова...