Обследование фонематических процессов у детей старшего дошкольного ыозраста
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Методика обследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инструкции по выявлению уровня развития фонематических процессов у старших дошкольников | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование фонематических процессов
у детей старшего дошкольного возраста
№ 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.
Инструкция: внимательно слушай и повтори за мной.
Различные по звучанию: Та – ка – та, Ба – та – ба, Па – ка – та, Са – фа – ла, Ма – да – ма.
Близкие по звучанию: Ба – па – ба, Ка – га – ка, Та – да – да,Са – за – са, Ша – жа – ша, Ра – ла – ла, Ша – жа – жа – ша, За – са – за – са, Са – ша – ша – са, Ра – ра – ла – ла
Оценка:
5 баллов – все задания точно воспроизводятся;
4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов близких по звучанию;
3 балла – задание выполняется в замедленном темпе; в половине случаев ряды слогов близких по звучанию воспроизводятся неточно, единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов различных по звучанию;
2 балла – большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно;
1 балл – задания не выполняются.
№ 2. Различение слов близких по звуковому составу, но разных по смыслу.
Инструкция: ответь на вопрос.
- В тарелке СУП или ЗУБ?
- Может заболеть ЗУБ или СУП?
- У мамы ДОЧКА или НОЧКА?
- Тёмная НОЧКА или ДОЧКА?
- На ноги надевают ТАПКИ или ШАПКИ?
- На голову надевают ШАПКИ или ТАПКИ
- В подвале живёт КРЫСА или КРЫША?
- У дома наверху КРЫША или КРЫСА?
- У коровы на голове РОЖКИ или ЛОЖКИ?
- На кухне ЛОЖКИ или РОЖКИ?
- Солдатам на войне нужны ТАНКИ или САНКИ?
- На горке нужны САНКИ или ТАНКИ?
Оценка:
5 баллов – на все вопросы отвечает правильно;
4 балла – дает неправильный ответ в единичных случаях, но сам исправляет после повторного вопроса;
3 балла – 2 – 4 ошибки, исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла – требуется повторное воспроизведение, допускает 5 и более ошибок;
№ 3. Обследование восприятия и дифференциации звуков в словах.
Материал: различные картинки с изображениями предметов.
Содержание: Ребенку предлагалось отобрать картинки с заданным звуком.
Инструкция: «Давай поиграем. Перед тобой лежат картинки, я буду их называть. Выбери те из них, в которых ты слышишь звук [с], [з], [л], [ш], [ц], [р]».
Оценка:
5 баллов – картинки отобраны полностью верно,
4 балла - неверно отобраны 1 – 2 картинки, самостоятельно исправляет ошибки, либо после утрированного произношения звука в слове логопедом,
3балла – половина картинок на заданный звук выбрана верно,
2балла – больше половины картинок на заданный звук выбрано неверно
1 балл – задание не выполняется.
Обследование фонематического представления.
Инструкция: Придумай по два слова, начинающиеся со звуков: [С], [Ш], [Б], [Л].
Оценка:
5 баллов – называет слова на все звуки;
4 балла – не может назвать слова на какой-то один звук;
3 балла – не может назвать слова на какие-либо 2 звука, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе.
2 балла – называет слова на какой-либо 1 звук, нужна помощь логопеда.
1 балл – задание не выполняется.
Обследование фонематического анализа.
№ 1. Выделить первый звук в слове:
Инструкция: назови первый звук в слове: утка, арбуз, Оля, санки, мышка, ложка.
Оценка:
5 баллов – правильно выполняются все задания;
4 балла – не может назвать или неправильно называет первый звук в одном слове;
3 балла – неправильно называет первый звук в 2 – 3 словах, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе;
2 балла – правильно называет первый звук в 1 – 2 словах, нужна помощь логопеда;
1 балл – задание не выполняется.
№ 2. Определить место звука в слове:
Инструкция: определи, где находиться звук [Л] в слове – в начале, середине или конце слова. [Л] – лук, пила, стол [Н] – нос, окно, слон [С] – собака, коса, нос [Х] – хлеб, ухо, петух.
Оценка:
5 баллов – правильно выполняются все задания;
4 балла – единичные ошибки;
3 балла – допускаются 3-5 ошибок, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе;
2 балла - допускаются 6 и более ошибок, нужна помощь логопеда;
1 балл - задание не выполняется.
Обследование фонематического синтеза.
Составить слово из звуков, данных в правильной последовательности.
Инструкция: прослушай слово, я произнесу его по отдельным звукам и воспроизведи слово слитно. [д], [о], [м]; [р], [у] , [к], [а]; [к], [р], [о], [т]; [м, [о], [ш], [к], [а].
Оценка:
5 баллов – правильно воспроизводит все слова;
4 балла – не справляется с 4 пробой;
3 балла – не справляется с 3 (2) - 4 пробой, нужен повтор текста, задание выполняется в замедленном темпе;
2 балла – не справляется с 2 - 4 пробой, нужна помощь логопеда;
1 балл – не справляется ни с одной пробой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...
План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"
Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...
План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».
Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...
План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...
Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".
Данные авторские разработки помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....
Логопедический проект на тему: «Совершенствование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ»
Краткая аннотация проекта Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.Исполнитель: учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ д/с №9 «Петушок» комбинированного вида.Адресова...