Логопедический проект на тему: «Совершенствование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ»
проект по логопедии ( группа) на тему
Краткая аннотация проекта
Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.
Исполнитель: учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ д/с №9 «Петушок» комбинированного вида.
Адресованность: проект рассчитан на детей старшей группы «Сказка», посещающие логопедический пункт; воспитателям группы; родителям.
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь-март 2014-2015 учебный год.
Предполагаемый результат: организации коррекционно-логопедической работы с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное использование ИКТ.
Данный проект направлен на развитие фонематического слуха и восприятия детей с нарушениями речи с приоритетным использованием информационно-коммуникативных технологий.
Проект носит открытый характер: изучив инновационные технологии используемые в логопедической практике и опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, на 2014-2015 учебный год мной запланирована работа по использованию информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение фонематических процессов.
Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Реализация проекта будет осуществляться через использования информацинно-коммуникативных технологий: компьютерные специальные программы, игры, презентации, картинки, аудиозаписи (стихи, потешки, скороговорки), музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_katkova_eyu.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида
Логопедический проект
на тему:
«Совершенствование фонематических процессов у детей
старшего дошкольного возраста
с помощью ИКТ»
«Ты и твое здоровье»
Автор проекта: учитель-логопед
I квалификационной категории
Каткова Эльза Юрьевна
г. Благовещенск
Краткая аннотация проекта
Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.
Исполнитель: учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ д/с №9 «Петушок» комбинированного вида.
Адресованность: проект рассчитан на детей старшей группы «Сказка», посещающие логопедический пункт; воспитателям группы; родителям.
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь-март 2014-2015 учебный год.
Предполагаемый результат: организации коррекционно-логопедической работы с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное использование ИКТ.
Данный проект направлен на развитие фонематического слуха и восприятия детей с нарушениями речи с приоритетным использованием информационно-коммуникативных технологий.
Проект носит открытый характер: изучив инновационные технологии используемые в логопедической практике и опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, на 2014-2015 учебный год мной запланирована работа по использованию информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение фонематических процессов.
Информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Реализация проекта будет осуществляться через использования информацинно-коммуникативных технологий: компьютерные специальные программы, игры, презентации, картинки, аудиозаписи (стихи, потешки, скороговорки), музыка.
Постановка проблемы
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и использование инновационных технологий, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта ДОУ.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Я, работая в детском саду активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи, развитие и совершенствования всех высших психических функций. Овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе.
Бесспорен тот факт, что достаточный уровень сформированности фонематических процессов положительно влияет на формирование фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, а их недостаточная сформированность влечет за собой специфические ошибки на письме и к нарушениям чтения.
Таким образом, в настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению детей с проблемами в развитии, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.
Именно поэтому в настоящее время востребованным является внедрение в логопедический процесс новых технологий и методик, которые предполагает сделать коррекционный процесс эффективным, не утомительным для детей, а интересным, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к занятию, расширению возможностей работы с наглядным материалом.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Для работы с ИКТ в логопедическом кабинете имеется компьютер.
В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, но недостаточно разработано игр по коррекции фонематических процессов детей.
В рамках проекта мной была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:
1. Отобраны, установлены и используются в работе компьютерные программы для развития фонематического слуха у дошкольников:
- компьютерная программа «Звуковой колейдоскоп»;
- компьютерная программа «Лёлик готовится к школе» 1 и 2 часть;
- компьютерная программа «Лёлик учится читать».
2. Созданы и закачаны из интернета и используются презентации для развития фонематических процессов.
3. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова
4. Аудиокниги сказок, потешек и др.
5. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы
Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
1. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.)
2. Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда, электронные ресурсы делают процесс коррекции фонематических процессов более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Цели и задачи:
Цель проекта: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа через приоритетное использование компьютерных технологий в коррекционно-речевом процессе у детей с ФФН.
Задачи проекта:
Для детей | Для педагогов | Для родителей |
1. Развивать слуховое восприятие; 2. Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов; 3. Формировать умение дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости; 4. Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов; 5. Формировать умение делению слов на слоги; 6. Познакомить с буквами. | Обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, развития ритмического чувства, речевого дыхания. | Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях. |
Стратегия достижения поставленных целей и задач:
№ п/п | Вид деятельности | Сроки реализации |
I этап - Диагностический | ||
1. | Логопедическое обследование, сбор анамнестических данных о ребёнке, индивидуальные беседы с родителями, наблюдения за детьми | Сентябрь (с 1 по 15) |
2. | Изучение методической и научно – популярной литературы; составление плана; подбор и создание компьютерных программ, игр и презентаций. | Сентябрь |
II этап - Основной | ||
3. | Создание копилки методических, практических и электронных материалов (программы, игры, презентации, аудио и видеозаписи, картинки). | Сентябрь-декабрь |
4. | Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с использованием ИКТ. | Сентябрь-май |
5. | Памятка для родителей «Календарь речевого развития ребенка» | Октябрь |
6. | Консультация в папку-передвижку для родителей «Характеристика речи детей» | Ноябрь |
7. | Памятка для родителей «Занимаясь с ребенком, помните …». Консультация в папку-передвижку «Послушные буквы» | Декабрь |
8. | Консультация в папку- передвижку для родителей и воспитателей «Развиваем фонематический слух у дошкольников» | Февраль |
9. | Семинар-практикум для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» | Февраль |
10. | Буклет для родителей «Игры для развития фонематического слуха у детей». | Март |
III этап – Заключительный | ||
11. | Обследование на заключительном этапе для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы с помощью ИКТ; анализ результатов работы, формулирование выводов по использованию ИКТ в работе с детьми с нарушением фонематических процессов. | Март |
12. | Презентация проекта. Рефлексирование опыта проектной деятельности и определение перспективы его дальнейшего развития. | Март |
Ожидаемый результат:
Качественные
- Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении (механизм оценки – количественный анализ);
- Создание копилки методических, практических и электронных материалов (программы, игры, презентации, аудио и видео записи, картинки).
- Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования родителей).
- Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
Количественные
- Повышение качества коррекционно-образовательного процесса;
- Увеличение числа старших дошкольников, выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи;
- Увеличение числа родителей старших дошкольников, удовлетворенных качеством образовательных услуг.
В начале учебного года мною была проведена диагностика детей старшего возраста с нарушением речи, где было выявлено, что у 50 % нарушено фонематическое восприятие. При выполнении заданий дети затрудняются определить наличие звука в слове, придумать слово на заданный звук, отбирать картинки на заданный звук. Возникают проблемы в определении неречевых звуков. Дети допускают ошибки при выполнении заданий на различение слогов.
После проведения коррекционной логопедической работы по развитию фонематического восприятия с использованием ИКТ диагностика показала, что уровень развития фонематического восприятия стал выше.
Динамику показала в сравнительной диаграмме на начало года и конец года.
Заключение
Анализируя проведённую работу с детьми, сделала вывод, что использование современных компьютерных технологий позволяет эффективно построить работу, направленную на развитие фонематических процессов и дает положительную динамику в развитии всех сторон речи. У детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, достигаются высокие результаты и повышается эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.
Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
Использование ИКТ повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности
способствует повышению самооценки ребенка
использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым, преодолевая преграды на пути достижения успеха.
В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
В дальнейшем работа по данной теме будет продолжена с детьми подготовительной к школе группы. Планирую пополнить картотеку игр, разработать пособия, а также подобрать информацию для родителей детей подготовительной группы, используя нетрадиционные формы работы (Вечер вопросов и ответов, круглый стол, устный журнал).
Сетевая паутина проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...
План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"
Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...
Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие фонематических процессов у детей с ТНР при помощи ИКТ технологий....
Логопедическая коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание....
Консультация для воспитателей логопедической группы «Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровень речевого развития»
Данная консультация может быть использованна в работе учителя- логопеда с детьми с ТНР 5 - 7 лет....
Научная статья по теме: «Совершенствование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через использование дидактических игр»
В статье содержится описание особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и методик обследования, рассмотрены этапы коррекции и их последовательность, предложены...