Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Звук[ ЛЬ]. Буква Л»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Ананьева Любовь михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_l.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Звук[ ЛЬ]. Буква Л»

Цели занятия:

- познакомить детей со звуком [Ль] и буквой Л.

  Коррекционно-образовательные (Образовательная область «Коммуникация»)

- познакомить детей со звуком [ЛЬ] и буквой Л;

 артикуляционным  признакам;

- упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и  

  деление слов на слоги;

-  упражнять в выделении звука[ Ль ]в начале, середине и конце слов;

Коррекционно-развивающие(Образовательные области «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы»):

-  развивать у детей фонематические процессы;

-  развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-  закреплять точное сочетание речи и движения, темпа и ритма речи;

- улучшать зрительное восприятие, пространственную ориентировку.

 Коррекционно-воспитательные (Образовательная область «Социализация»)

-  воспитывать у детей аккуратность.

- воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желания помогать другим.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ль; буква Л, дидактическое пособие(модели) «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие(модели) «Улитка», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения(модели).

Ход НОД.

1. Организационный момент.

 Логопед проверяет готовность детей к занятию. Настраивает на работу.

 2. Развитие артикуляционной  моторики.

  • Спокойное открывание и закрывание рта.
  •  Поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы)
  •  «Лошадки».
  •  «Грибок».

3.  Развитие мелкой моторики.

Дети вместе с логопедом выполняют упражнения: « Птичка», « Я мячом круги катаю…» (Крупенчук О.И.)

4. Объявление темы .

Логопед: Посмотрите на картинку, которая находится на доске. А теперь представьте, что мы летим на этом маленьком самолете. Вот как гудит его мотор: ль-ль-ль. Повторите этот звук вместе со мной. Звук[ Ль] прилетел сегодня к нам в гости.

 5. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: Произнесите звук[ Ль] все вместе. А теперь ты Коля, а теперь Ваня, и т.д.

Дети произносят звук [Ль], наблюдают за артикуляцией в зеркале и вместе с логопедом проводят подробный акустико-артикуляционный анализ: звук Ль

  •  согласный (кончик языка соприкасается с нёбом и создает преграду для воздушной струи), мягкий, звонкий (голосовые связки вибрируют), обозначаем его фишкой зеленого цвета. Для характеристики используется пособие «Согласный звук». Повторение характеристики звука несколькими детьми.

6. Связь звуков и буквы.

Логопед: Ребята! Звук[ Ль] живет в домике под названием «Буква Л».(Демонстрация буквы, Л.)

 На что похожа буква Л ?(ответы детей)

Из скольких элементов состоит буква Л? ( ответы детей)

Рассмотрите букву и напишите ее пальчиком: сначала на столе, а затем в воздухе.

7. Развитие фонематического слуха.

 Игра: « Прыгай, не зевай!»

Произносится ряд звуков. На звук[ ЛЬ] дети должны подпрыгнуть на месте один раз.

Игра: « Ладушки»

Логопед произносит ряд слогов и отбивает ритм, хлопая в ладоши (ладонями по коленкам или чередование: ладони-колени-ладони). Дети запоминают, затем пробуют повторить самостоятельно.

Повторение слоговых рядов:

 ля — ля — ля;

ле — ле — ле ; и т.д.

  1. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слога ЛИ. Логопед произносит слог ЛИ и просит детей ответить на вопросы:

  •  Сколько звуков вы слышите?
  •  Назовите первый звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?

—       Назовите второй звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?

Далее дети выкладывают схему этого слога из цветных фишек и объясняют, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами.

9. Закрепление звука в словах.

Определение места звука в словах лес, салют, корабль, апельсин и т.д. (с использованием дидактического пособия «Улитка»). Деление слов на слоги.

10. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами из предыдущего задания. Дети составляют и подсчитывают, сколько слов в каждом предложении, а затем рисуют на доске схемы этих предложений.

  1.  Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком[ Ль].

Ливень, ливень льет везде.

Рады птенчики в гнезде: —

Мама дома посидит,

Никуда не улетит!

                                              Г. Виеру

  1.  Итог .

Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Почему он согласный?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «В поисках принцессы Марьюшки»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста, на основе развивающих игр....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Порядковый счет»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Порядковый счет»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...