Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Звук[ ЛЬ]. Буква Л»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Звук[ ЛЬ]. Буква Л»
Цели занятия:
- познакомить детей со звуком [Ль] и буквой Л.
Коррекционно-образовательные (Образовательная область «Коммуникация»)
- познакомить детей со звуком [ЛЬ] и буквой Л;
артикуляционным признакам;
- упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и
деление слов на слоги;
- упражнять в выделении звука[ Ль ]в начале, середине и конце слов;
Коррекционно-развивающие(Образовательные области «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы»):
- развивать у детей фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- закреплять точное сочетание речи и движения, темпа и ритма речи;
- улучшать зрительное восприятие, пространственную ориентировку.
Коррекционно-воспитательные (Образовательная область «Социализация»)
- воспитывать у детей аккуратность.
- воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желания помогать другим.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ль; буква Л, дидактическое пособие(модели) «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие(модели) «Улитка», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения(модели).
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Логопед проверяет готовность детей к занятию. Настраивает на работу.
2. Развитие артикуляционной моторики.
- Спокойное открывание и закрывание рта.
- Поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы)
- «Лошадки».
- «Грибок».
3. Развитие мелкой моторики.
Дети вместе с логопедом выполняют упражнения: « Птичка», « Я мячом круги катаю…» (Крупенчук О.И.)
4. Объявление темы .
Логопед: Посмотрите на картинку, которая находится на доске. А теперь представьте, что мы летим на этом маленьком самолете. Вот как гудит его мотор: ль-ль-ль. Повторите этот звук вместе со мной. Звук[ Ль] прилетел сегодня к нам в гости.
5. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Произнесите звук[ Ль] все вместе. А теперь ты Коля, а теперь Ваня, и т.д.
Дети произносят звук [Ль], наблюдают за артикуляцией в зеркале и вместе с логопедом проводят подробный акустико-артикуляционный анализ: звук Ль
- согласный (кончик языка соприкасается с нёбом и создает преграду для воздушной струи), мягкий, звонкий (голосовые связки вибрируют), обозначаем его фишкой зеленого цвета. Для характеристики используется пособие «Согласный звук». Повторение характеристики звука несколькими детьми.
6. Связь звуков и буквы.
Логопед: Ребята! Звук[ Ль] живет в домике под названием «Буква Л».(Демонстрация буквы, Л.)
На что похожа буква Л ?(ответы детей)
Из скольких элементов состоит буква Л? ( ответы детей)
Рассмотрите букву и напишите ее пальчиком: сначала на столе, а затем в воздухе.
7. Развитие фонематического слуха.
Игра: « Прыгай, не зевай!»
Произносится ряд звуков. На звук[ ЛЬ] дети должны подпрыгнуть на месте один раз.
Игра: « Ладушки»
Логопед произносит ряд слогов и отбивает ритм, хлопая в ладоши (ладонями по коленкам или чередование: ладони-колени-ладони). Дети запоминают, затем пробуют повторить самостоятельно.
Повторение слоговых рядов:
ля — ля — ля;
ле — ле — ле ; и т.д.
- Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слога ЛИ. Логопед произносит слог ЛИ и просит детей ответить на вопросы:
- Сколько звуков вы слышите?
- Назовите первый звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?
— Назовите второй звук. Какой он, каким цветом мы его обозначим?
Далее дети выкладывают схему этого слога из цветных фишек и объясняют, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами.
9. Закрепление звука в словах.
Определение места звука в словах лес, салют, корабль, апельсин и т.д. (с использованием дидактического пособия «Улитка»). Деление слов на слоги.
10. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений со словами из предыдущего задания. Дети составляют и подсчитывают, сколько слов в каждом предложении, а затем рисуют на доске схемы этих предложений.
- Закрепление звука в тексте.
Выделение из текста слов со звуком[ Ль].
Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде: —
Мама дома посидит,
Никуда не улетит!
Г. Виеру
- Итог .
Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Почему он согласный?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «В поисках принцессы Марьюшки»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста, на основе развивающих игр....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Порядковый счет»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Порядковый счет»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну букв...