Кроха развивается нормально, но кроме слов «папа», «мама» и «дай» осмысленно ничего не произносит? Не страшно: всему свое время. От вас лишь требуется помочь малышу разговориться. А для развития языковых навыков ему надо постоянно слышать правильную речь. Папа и мама – его любимые собеседники. При этом вы должны не только сами рассказать что-то ребенку, но и побуждать его выражать свои мысли словами. Ведь причина «обета молчания» обычно кроется в том, что у ребенка отсутствует необходимость в активном речевом общении. Последите за собой: может быть, вы ловите каждое желание малыша и тут же удовлетворяете его? В этом случае у него не буде стимула разговаривать.
Советы:
- Если вашему малышу меньше полутора лет, познакомьте его с одним или двумя предметами. Ему не будет интересно находить их среди других.
- Предметы разных видов (чашка и тарелка) дополняйте сходными (две ложки), чтобы ребенок учился их различать.
- Для формирования у крохи способности к общению используйте карточки с изображениями животных, растений.
- Ребенка старше полутора лет вызывайте на диалог.
Предлагайте повторить или закончить предложение, ответить на поставленный вопрос. Короткие детские стихи и песенки – ваши помощники.
Игра «Здравствуй, заяц!»
Цель – привить ребенку навыки грамотной речи. Задачи – познакомить малыша с игрушкой, побудить его к речевому общению и научить новым словосочетаниям. Для игры вам понадобиться игрушечный зверь. Хорошо, если ребенок увидит его впервые. А из старых игрушек выбирайте ту, которая нравится малышу больше всего. Познакомьтесь с зайцем Придумайте ему имя и начинайте рассматривать, комментируя то, что видите. Не настаивайте, чтобы кроха все повторял за вами. Попросите его показать, где у зайца глаза, уши, лапы. Познакомились? Тогда переходите к следующему этапу.
| Речевые навыки
До полутора лет главная задача ребенка – научиться понимать речь взрослых. Во втором полугодии наступает так называемый языковой период. Словарный запас малыша увеличивается во много раз. У него возрастает потребность в активном речевом общении. Он произносит новые слова, подражая взрослым. Но не все его шедевры можно найти в словаре русского языка. Сейчас ребенок проявляет удивительную способность создавать неологизмы. Поправляйте его. Он быстро учить, и вы даже не заметите, как неправильное слово уступит место правильному. Главное, разговаривайте с крохой как можно больше.
Точка опоры
Скучное однообразие способно свести на нет все ваши усилия. Чтобы этого не произошло, знакомьте ребенка с объектами и предметами в игровой форме. Условно разделите их по категориям: - живые объекты (люди, животные);
- предметы домашнего обихода
(посуда, одежда, мебель); За людьми и животными можно только наблюдать. Предметы домашнего обихода малыш начинает пользоваться и узнает об их предназначении. С помощью игрушек ребенок закрепляет полученные знания: куклу кормит с ложечки, за плюшевого щенка лает. Подражая людям и животным, он адаптируется в окружающем мире. Книги расширяют представления о жизни.
| Малыш узнает, как ведут себя люди в разных обстоятельствах. И, конечно, обогащает свой словарный запас.
Вопросы и ответы
Знаете, в чем нуждается полуторагодовалый малыш? В маминых вопросах. Ведь он уже знает много слов, но не спешит пользоваться ими. Для того чтобы заговорить, ему нужен стимул. И эту роль должны сыграть ваши вопросы: «Что это за зверь?», «Где он живет?», «Что он любит грызть?». Задавая их, учитывайте знания ребенка и уровень развития его речи. Не торопите события. Пусть он произносит лишь первые слоги или смешно коверкает слова. Все равно это большой успех.
Что умеет малыш
1 год 3 месяца | Понимает названия многих предметов или действий. Имитирует звуки живой и неживой природы («би-би», «ав-ав»). | 1 год 6 месяцев | Обобщает предметы по основным признакам. Все чаще произносит слова правильно. | 1 год 9 месяцев | Отвечает на вопросы, воспринимает простой рассказ по картинке. Начинает составлять предложения из двух слов. | 2 года | Понимает содержание стихотворения на слух, без картинки. Строит предложения из трех слов, включая прилагательные и местоимения. |
Возраст 1-2 года.
|