Консультация для родителей "Учусь думать - учусь говорить"
консультация (подготовительная группа) на тему

Антропова Надежда Николаевна

Консультация "Учусь думать - учусь говорить" поможет родителям правильно подготовить ребенка 6-7 лет к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchus_dumat-uchus_govorit.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учусь думать - учусь говорить

Консультация для родителей

        Вашему ребёнку уже исполнилось 6 или 7 лет, и вы задумались, как лучше развивать его способности, как правильно подготовить его к обучению в школе.
        Но почему ваш читающий, считающий и пишущий малыш, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость?

        Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, у него недостаточно развиты внимание и память, зрительное и слуховое восприятие.

        Вам, наверное, будет интересно и полезно узнать, что развитие мышления ребёнка-дошкольника проходит несколько этапов:

  • Сначала формируется наглядно-действенное мышление,
  • т.е. все мыслительные операции у малыша проходят через действие.
  • Затем  появляются элементы наглядно-образного мышления, т.е. ребёнок начинает мыслить
  • при помощи образов.
  • К концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться  словесно-логическое мышление,  
  •   оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

        Речь и мышление, таким образом, тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
        Для детей с речевыми проблемами   особенно актуально развитие словесно-логического мышления.

        В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи.

Поэтому важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, логически мыслить, сравнивать и обобщать.

        Выполняя предлагаемые словесно-логические упражнения,  ваш ребёнок  
сможет научиться:

  • сравнивать предметы друг с другом;
  • классифицировать предметы и явления, называть  группы предметов обобщающим словом, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу;
  • узнавать предметы по описанию;
  • определять последовательность событий;
  • рассуждать о противоположности признаков и явлений;
  • целенаправленно запоминать;
  • творчески мыслить;

строить умозаключения.

        Научите ребёнка наблюдать за предметами и явлениями  окружающего мира, подмечать в них главные и отличительные особенности, это будет способствовать систематизации приобретаемых им знаний. Его добрыми помощниками станут игры.                     ( «4-й лишний»)

        Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном.

        «Что общего у предметов в каждой группе?» (все фрукты, овощи, обувь, одежда, посуда и т.д.), "Найди 10 отличий", "Где чья игрушка?", "Про гномов", "Что перепутал художник?", "Правильно ли художник нарисовал?"

        «Какое свойство объединяет каждую группу предметов? Соедини каждый рисунок с нужным значком.» (снежинка, огонь)

        А также различные упражнения, которые можно сгруппировать под названием «Подбери пару» 

        Соедини предметы так, чтобы они образовали пары, подходящие к понятиям: пушистый - колючий, тяжёлый - лёгкий, холодный – горячий.

        Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, предлагаемые словесно – логические упражнения помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний.

«Подбери пару»

  • Стрелка-часы, колесо-?
  • Вулкан-извержение, река-?
  • Птица-перья, рыба-?
  • Красный-стоять, зелёный-?
  • Осень-дождь, зима-?
  • Стол-скатерть, пол-?
  • Учитель-школа, врач-?
  • Человек-руки, кошка-?
  • Поезд-станция, самолёт-?
  • Писатель-книга, скульптор-?

        Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют хорошо знакомые детям и любимые  ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на вопросы:

Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?

Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?

Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе сам на нос прыгнул?

        А выполнение этих интересных упражнений потребует от дошкольника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств.

«Закончи предложение» 

(Закончить предложение, используя союз «чтобы»,  подобрав к началу каждой фразы по 2-3 варианта её продолжения).

  • Дети сели в лодку, чтобы____________________________ .
  • Мама надела нарядное платье, чтобы____________________ .
  • Петя закрыл лицо руками, чтобы_________________________ .
  • Вова взял собаку на поводок,  чтобы_______________________ .
  • Рабочие привезли кирпичи, чтобы__________________________ .
  • Катя подняла с земли птенчика, чтобы______________________ .
  • Папа купил цветы, чтобы__________________________________ .
  • Лена размахивала руками, чтобы____________________________.

        

        «Закончи предложение»
( Закончить предложение, объяснив названное событие, необходимо использовать союз «потому что» и подбирать
по 2-3 возможных варианта)

  • Мальчик решил переодеться, потому что … .
  • У Саши заболели глаза, потому что … .
  • Машина резко затормозила, потому что … .
  • Кот выгнул спину и зашипел, потому что … .
  • Маша открыла окно, потому что … .
  • Мама отругала сына, потому что … .
  • Гости весело рассмеялись, потому что … .

        

        Выполняя эти  интересные задания, вы лучше узнаете своего ребёнка, это прекрасная возможность подружиться с ним,  помочь ему развить его способности.

        Избегайте назидательности, выполняйте упражнения весело, играя, эмоционально. Поощряйте не только удачное решение, но и попытки вашего ребенка преодолеть трудности. Верьте в него!

                                Успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учите ребенка думать и говорить

памятка для родителей...

Консультация для родителей " Учите детей думать и говорить"

Консультация для родителей «Учите детей думать и говорить (семейное воспитание) »Ведущим видом деятельности у детей 3-4 лет является игра.В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует...

Учите детей думать и говорить

Консультация для родителей, игры и упражнения на развитие мышления и внимания....

Консультация для педагогов Тема: «Учим говорить правильно»

       Говорить умеют почти все, но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей. Все мы...

Консультация для родителей "Малыш учится говорить"

Роль семьи в развитии речи ребёнка раннего возраста...